Воздушная лестница — это тип лестницы, предназначенной для подъема без поддержки для достижения высоких мест. Этот тип лестницы чаще всего устанавливается на пожарных машинах для тушения пожаров и спасательных работ. Воздушные лестницы были впервые изобретены в конце 19 века в ответ на потребность в более длинных лестницах, чтобы помочь пожарным добраться до верхних этажей все более высоких зданий. Первые воздушные лестницы были сделаны из дерева и поднимались с помощью системы рукояток. Современные воздушные лестницы изготавливаются из прочных и легких материалов, таких как авиационный алюминий, и могут быть быстро подняты с помощью гидравлические или электрические двигатели.
Большинство лестниц этого типа сконструированы путем объединения двух или более секций усиленной лестницы таким образом, что они вставляются друг в друга в убранном состоянии. Они имеют гораздо более прочную конструкцию, чем стандартная лестница, и секции часто имеют коробчатый профиль, если смотреть сбоку, с диагональными поперечными распорками, которые могут напоминать фермы моста или крыши. Воздушная лестница спроектирована так, чтобы быть самонесущей до тех пор, пока она не достигнет своей цели, а некоторые из них способны оставаться свободными в пространстве даже с дополнительным весом одного или нескольких пожарных.
Современные пожарные машины и автомобили на сегодняшний день являются наиболее распространенными носителями автолестниц. Эти устройства являются важными вспомогательными средствами при тушении пожаров и спасении людей, оказавшихся в зоне пожара, а также при других спасательных операциях, связанных со зданиями, высота которых превышает один или два этажа над уровнем земли. Тележки с лестницей были разработаны специально для использования этого бесценного средства пожаротушения и спасения.
Основное использование воздушной лестницы — позволить пожарным и другому спасательному персоналу добраться до высоких мест. Многие усовершенствования основной идеи расширили ее полезность и эффективность. Подъемная лестница может быть оснащена платформой или ведром на конце, чтобы дать пожарным или спасателям устойчивое место для выполнения своих обязанностей, находясь высоко в воздухе.
Некоторые автолестницы оснащены автоматизированными системами подачи воды, чтобы пожарным не приходилось нести шланги на вершину лестницы. У некоторых может быть пожарный шланговый наконечник, установленный на поворотной башне, что позволяет пожарному быстро и эффективно направлять струю. где это принесет наибольшую пользу. Небольшой встроенный резервуар для воды может присутствовать на некоторых подвесных лестницах для обеспечения подачи воды, когда другой источник, например пожарный гидрант, недоступен.