Наилучшие методы контроля загрязнения воздуха часто зависят от человека или отрасли, использующих их, но в большинстве случаев они сосредоточены как на уменьшении загрязнения в его источнике, так и на минимизации общего воздействия на окружающую среду. Заводы и другие промышленные комплексы, которые выбрасывают в воздух много токсинов, иногда обнаруживают, что использование активного углерода может быть эффективным способ фильтрации воздуха перед его выбросом в атмосферу, и биофильтрация — процесс, в котором используются естественные бактерии и грибы для уменьшения выбросов — часто работает подобным образом. Создание более чистых автомобильных двигателей может помочь сократить выбросы, связанные с дорожным движением, а также различные поведенческие и денежные стимулы для пассажиров, чтобы они сокращали время, которое они проводят за рулем. В разных странах и регионах действуют разные стандарты и передовой опыт, но в большинстве случаев основные цели схем загрязнения воздуха похожи.
Одним из самых простых способов борьбы с загрязнением воздуха является фильтрация воздуха, и работает один из самых доступных фильтров. с применением активированного угля. Компании и предприятия, которые сильно загрязняют окружающую среду, будь то побочный продукт какого-либо промышленного производства или просто часть эксплуатации крупных сооружений, часто оборудуют свои дымовые трубы или вытяжные башни с угольными фильтрами. Уголь действует как адсорбент, по существу улавливая все загрязняющие вещества в пределах определенного диапазона молекулярной массы. Воздух, который выходит, обычно намного чище. Возможно, он не свободен от всех загрязняющих веществ, но обычно он намного лучше и, как правило, безопаснее дышать.
Однако не все загрязнения воздуха исходят от одиночных башен или дымоходов, что может сделать угольные фильтры менее эффективными. Сельскохозяйственные центры, предприятия по очистке сточных вод и предприятия по производству продуктов питания относятся к тем отраслям, которые могут столкнуться с более серьезными проблемами загрязнения; Фармацевтические компании, которые производят химические соединения и лекарственные смеси на крупных производственных предприятиях, также могут быть обеспокоены загрязнением воздуха и потенциальным попаданием загрязняющих веществ в окружающую среду в более широком масштабе. Биофильтрация, метод борьбы с загрязнением воздуха существующими микроорганизмами и бактериями, часто очень хорошо работает в этих и подобных ситуациях.
Этот тип системы контроля загрязнения воздуха использует бактерии и грибки для органического растворения загрязняющих веществ. Организмы потребляют химические вещества и токсины, способствующие загрязнению, а во многих случаях и сопровождающие их запахи, превращая вещества на молекулярном уровне в углекислый газ и водород. Хотя этот метод борьбы с загрязнением воздуха работает довольно хорошо, для его работы обычно требуется большое пространство, а это не всегда практично.
Выбросы автомобильных двигателей являются причиной значительной части загрязнения воздуха в большинстве мест. Углеводороды, образующиеся при сгорании бензина, попадают в окружающую среду и, среди прочего, могут истощать хрупкий озоновый слой Земли. Один из самых простых способов для производителей повлиять на выбросы загрязняющих веществ — изменить способ обработки и рассеивания выхлопных газов двигателями. Каталитический окислитель, помещенный в выхлопную систему автомобиля, может значительно сократить выбросы. Однако их установка и обслуживание довольно дороги, и они не устраняют все выбросы; некоторые углеводороды все еще улетучиваются.
Электромобили и альтернативные виды топлива — еще один способ контролировать загрязнение воздуха автомобилями, и многие автопроизводители экспериментировали с моделями, которые сжигают различные сорта бензина и так называемое «чистое топливо». Уменьшение количества трафика — еще одна тактика. Города и населенные пункты часто продвигают общественный транспорт, обсуждая его влияние на загрязнение воздуха, и многие места предлагают налоговые льготы и другие стимулы для людей, которые берут на себя совместное использование автомобилей или иным образом сокращают количество времени, которое они проводят в одиночестве в своих автомобилях.
В каждой стране мира есть свой набор стандартов, законов и стимулов в отношении загрязнения окружающей среды. В Соединенных Штатах Агентство по охране окружающей среды несет основную ответственность за контроль выбросов, в то время как в Европе действует совершенно другой набор стандартов; Китай и Индия также имеют уникальные правила. Однако эксперты-экологи часто говорят о загрязнении воздуха как о глобальной проблеме, и поэтому многие считают, что все страны мира должны иметь одинаковые стандарты выбросов. Таким образом, загрязнение воздуха можно контролировать более равномерно во всем мире. Однако координация таких масштабных усилий требует огромного объема работы и во многих отношениях представляет собой непрерывный процесс.