Развитие с нуля — это создание запланированных сообществ на ранее неосвоенных землях. Эти земли могут быть сельскими, сельскохозяйственными или неиспользуемыми территориями на окраинах городских территорий. В отличие от разрастания городов, где надлежащее планирование пригородов практически отсутствует или практически отсутствует, развитие новых территорий связано с эффективным городским планированием, которое стремится предоставить практичное, доступное и экологически безопасное жилье для растущего городского населения. Планирование учитывает будущий рост и развитие, а также стремится избежать различных проблем с инфраструктурой, которые досаждают существующим городским районам.
Стремиться к развитию с нуля на самом деле гораздо удобнее, чем пытаться развивать или модифицировать существующие городские районы. Процесс возрождения старых или обветшалых кварталов, известный как восстановление заброшенных участков, может быть дорогим, медленным, и сопряжено с различными социальными и политическими проблемами. Арендодатели, например, могут не найти застройку в своих интересах или выгодной. Если это суровый район с неблагополучной школьной системой, люди могут не захотеть переезжать в него даже после реконструкции. С другой стороны, планирование и развитие новых сообществ в новых областях может быть сравнительно более быстрым и простым процессом, без каких-либо предыдущих проблем, с которыми нужно бороться.
В своем новом планировании сообщества планировщики могут сгладить многие недостатки, которые делали городскую жизнь трудной или неприятной. Они могут планировать экологически ответственным образом, чтобы лучше использовать как открытые земли, так и земли, которые будут использоваться в коммерческих и жилых целях, и избегать любого разрушения или загрязнение природных ресурсов. Планировщики могут попытаться избежать социальной и экономической сегрегации, которая часто наблюдается в городах, обеспечив, чтобы в разных районах были разные дома и здания разных типов, размеров и уровней доступности. Таким образом, людей не нужно делить на гетто на основе того, что они зарабатывают.
Транспорт и маршруты транспортировки также должны быть рассмотрены. Выгодно, если люди в новых районах застройки имеют легкий доступ пешком, на машине или велосипеде к местам работы, учебным заведениям, торговым районам, зонам отдыха и так далее. Наличие плана хорошо развитой системы общественного транспорта может помочь снизить зависимость населения от автомобилей, а также снизить уровень загрязнения. Планировщики должны принять соответствующие меры для пешеходных прогулок и велосипедных дорожек. Привлечение общественности к планированию в определенной степени укрепит чувство общности, которое необходимо для долгосрочного благополучия всех запланированных сообществ.
Такой вид городского развития требует большого объема финансирования, приобретения подходящей земли, тщательного планирования и времени для тщательного реализация. Все эти факторы, особенно финансовые, не всегда могут быть благоприятными, и поэтому при всей их практической состоятельности такие проекты не получают более широкого распространения. Вместо больших новых поселков может быть более вероятным рост небольших отдельных сообществ, которые взаимодействуют друг с другом с более или менее одной и той же целью.