Промывка сырой нефтью — это метод очистки резервуаров хранения нефтяных танкеров с использованием сырой нефти в качестве растворитель. При транспортировке сырой нефти на большие расстояния слои осадка отделяются от нефти и откладываются на стенках резервуара для хранения. Раньше его удаляли с помощью шлангов для забортной воды высокого давления, а полученную загрязненную воду обычно откачивали в море. При очистке стенок резервуара для хранения распылением сырой нефти под высоким давлением отложения растворяются обратно в жидкую нефть и могут быть перекачаны на берег контейнеры для хранения вместе с остальным грузом. Преимущество этого метода заключается в снижении загрязнения и количества отходов, а также использования сырой нефти. Мойка больших нефтяных танкеров требуется по закону с конца 1970-х годов.
В сыром состоянии нефть содержит различные соединения, которые необходимо удалить в процессе очистки, чтобы получить пригодный для использования продукт. Некоторые из них, в том числе воски, смолы и отложения, имеют тенденцию отделяться от жидкой нефти и скапливаться на внутренних стенках резервуаров для хранения. Это накопление твердого материала, известное как налипание, может со временем значительно уменьшить емкость резервуаров для хранения и может привести к засорению или неисправности насосных механизмов. В результате прилипание обычно удаляется из резервуаров для хранения в конце рейса.
Вплоть до конца 1960-х годов прилипание удаляли путем очистки внутренних стенок резервуаров для хранения с использованием тех же насосов морской воды высокого давления, которые использовались для очистки палуб кораблей. Для такой очистки резервуаров требовалось много воды, поскольку сырая нефть не растворяется в воде. Полученная смесь, которая могла содержать до 800 тонн сырой нефти на танкере водоизмещением 20 000 тонн, использовалась в качестве балласта, а затем закачивалась в океан на некотором расстоянии от берега. Из-за растущей обеспокоенности по поводу загрязнения, вызванного этим методом, были найдены альтернативы.
Метод промывки сырой нефтью получил широкое распространение в начале 1970-х годов. Были разработаны насосные механизмы, которые могли производить поток сырой нефти под высоким давлением, который использовался для очистки стен от налипания. В отличие от морской воды, сырая нефть действует как растворитель и растворяет твердый нефтяной осадок обратно в жидкую нефть. Вместо непригодной для использования эмульсии воды и нефти получается сырая нефть грузового качества, которую можно выкачивать на берег и продавать вместе с остальным грузом.
Из-за экологических преимуществ промывки сырой нефтью она стала единственным законным методом очистки резервуаров для хранения крупных нефтяных танкеров. В 1978 году промывка сырой нефтью стала обязательной для всех новых нефтяных танкеров, а танкеры вместимостью 20 000 тонн и более должны были быть оснащены специализированными системами промывки сырой нефтью. Это требование, наряду с созданием танков изолированного балласта, которые предотвращают смешивание балластной воды и нефти, значительно уменьшило загрязнение, связанное с международной торговлей нефтью.