Ограничитель крутящего момента — это механическое устройство, которое контролирует, какой крутящий момент действует на приводной вал машины в данный момент времени. Это защитный механизм, цель которого — предотвратить повреждение машины из-за так называемой механической перегрузки. Это ситуация, когда на привод действует слишком большой крутящий момент. По этой причине ограничитель иногда называют перегрузочной муфтой. Его можно найти на чем угодно, от гребного винта корабля до сборочной линии завода по розливу и рыболовной катушки.
Существует несколько различных способов функционирования ограничителя крутящего момента. Некоторые полностью отключают нагрузку при обнаружении перегрузки. Эти типы известны как типы disconnect. Другие просто позволяют грузу проскальзывать во время перегрузки, подобно тому, как работает сцепление в автомобильной трансмиссии. Они известны как типы ограничения крутящего момента.
Ограничитель крутящего момента отсоединения может иметь несколько различных конструкций. К ним относятся срезные штифты, синхронные магниты, фиксаторы и пружины. Вообще говоря, тип разъединения должен каким-то образом сбрасываться после того, как он вмешается во время перегрузки. В зависимости от типа это может быть сделано автоматически или вручную.
Ограничители штифтов вала работают, вставляя небольшой металлический штифт в привод при его перегрузке, принудительно отключая его. При этом штифт разрушается и должен быть заменен, прежде чем его можно будет использовать снова. Срезные штифты часто сравнивают с электрическими предохранителями в том смысле, что ими жертвуют ради защиты более дорогих деталей.
Синхронная магнитная система, как следует из ее названия, использует пару сильных магнитов для быстрого разъединения вала с помощью магнитного импульса. Опять же, как и в названии, система шариковых фиксаторов работает за счет того, что в приводе установлено несколько подпружиненных металлических шариков, которые при необходимости выдвигаются, чтобы отсоединить привод. Ограничитель крутящего момента с собачкой и пружиной, который в основном использует секцию подвижного рычага храпового механизма, активируется при необходимости, при этом собачка падает вниз и захватывает выемку в приводе, заставляя его отсоединиться.
Типы ограничения крутящего момента, которые работают как муфты, включают фрикционные пластины, магнитные частицы и магнитные гистерезисные конструкции. В отличие от типов с разъединением, ограничители крутящего момента на основе сцепления не являются необратимыми при использовании и могут регулироваться во время работы оборудования. Они также менее катастрофичны в том смысле, что не требуется перезагрузка системы после каждого использования. Каждый тип конструкции ограничения крутящего момента может включаться и отключаться своевременно, как правило, без повреждения механических частей.