Щебень — это разновидность дорожного покрытия, изобретенная в 19 веке. Изобретатель Джон Лаудон МакАдам первым применил свою технику в качестве замены грунтовых дорог. Несмотря на то, что в наше время этот тип дорог редко используется, его влияние все еще заметно в некоторых формах дорожного строительства.
Джон МакАдам родился в Шотландии в 1756 году и вырос, работая на английском дорожном строительстве вокруг города Бристоль. После нескольких десятилетий работы он опубликовал два трактата о необходимости улучшения системы дорог с использованием слоистых пород. В 1816 году, будучи геодезистом Бристольской Магистрали, МакАдам опробовал свой процесс создания дорог, называемый щебнем.
Первоначальная система включала тройной слой камня. Два нижних слоя состояли из разбитых вручную пород, уложенных на глубину 8 дюймов (20,3 см) над уровнем пласта, называемым земляным полотном. Верхний слой состоял из камней гораздо меньшего размера, толщиной не более 2 дюймов (5 см). Затем вся дорога была уплотнена и смята с помощью огромного катка. Кроме того, покрытые щебнем дороги имели слегка выпуклую форму, так что вода стекала в канализацию с обеих сторон, а не собиралась на дороге.
Процесс мощения стал популярным во всем мире, особенно на быстро расширяющемся северо-востоке Америки. Первая американская дорога, покрытая щебнем, представляла собой переделанный 10-мильный (16-километровый) участок грунтовой дороги, соединявший города Мэриленда Бунсборо и Хагерстаун. Магистраль Бунсборо была построена в 1823 году с использованием конкретных указаний МакАдама. В 1830 году были завершены работы на Национальной дороге протяженностью 73 мили (117,5 км), которая остается одной из немногих дорог в Америке, на которых все еще есть участки из щебня.
Эти дороги изначально были созданы для движения повозок и лошадей. С появлением автомобилей процесс претерпел множество изменений, чтобы соответствовать новым задачам, связанным с транспортными средствами. Пыль, поднимаемая автомобильными колесами, стала серьезной проблемой для путешественников, что привело к изобретению щебня, связанного смолой, или гудронного покрытия. В новом процессе использовался слой гудрона на земляном полотне и связывались слои породы вместе во время укатывания песком и гудроном. Многие ранние аэропорты использовали гудронированное покрытие вокруг терминалов, что привело к современному использованию термина для обозначения зоны высадки вокруг самолета.
Достижения в дорожном строительстве привели к постепенному отказу от щебня в промышленно развитых странах. Заменители, такие как бетон и асфальт, стали популярными, когда технологии и синтетические материалы стали доступны для облегчения производства. В Америке принятие Закона о федеральных автомагистралях 1956 года привело к модернизации большинства основных дорог страны, в основном за счет устранения конструкций из щебня. Некоторые развивающиеся страны до сих пор используют этот процесс, а несколько оставшихся участков такой дороги охраняются как исторические памятники в некоторых американских городах.
Несмотря на то, что дорожные бригады больше не используют процесс строительства новых дорог из щебня, они все еще могут использовать старый термин для обозначения метода строительства дорог. Однако, хотя некоторые люди могут использовать щебень вместо асфальта, эти два метода различны.
Люди делали дороги из щебня из нескольких слоев камней, начиная с крупных камней на дне и заканчивая более мелкими камнями на поверхности. Изобретение автомобилей привело к добавлению слоя смолы на поверхность дороги, чтобы заполнить пробелы и скрепить части вместе, чтобы облегчить движение транспортных средств.
С другой стороны, асфальт — это термин, который многие американцы используют для обозначения материала, используемого для строительства современных дорог. Бригады делают дорожное покрытие из смеси мелких камней, песка и нагретого нефтяного побочного продукта, называемого битумом или асфальтом. Рабочие укладывают эту смесь на заглаженную поверхность из песка или гравия и утрамбовывают ее паровым катком. Когда липкая смесь остывает, получается ровная улица.
Хотя эти два метода строительства дорог немного отличаются, асфальт представляет собой современную версию щебня. Они представляют собой комбинацию камней и вяжущего материала, используемого для создания мощеных дорожек для автомобилей. Независимо от того, какой метод использовали бригады, оба они оказали значительное влияние на транспорт и торговлю во время их разработки.