Цетановый индекс — это число, используемое для оценки качества и состава дизельного топлива. Это число представляет собой время между впрыском топлива в двигатель и началом процесса сгорания. На этот раз показатель времени до сгорания служит эффективным средством измерения качества топлива, поскольку топливо более высокого качества воспламеняется быстрее. Быстро воспламеняющееся топливо обычно содержит меньше загрязняющих веществ и примесей, чем топливо, для воспламенения которого требуется больше времени. Цетановый индекс получил свое название от цетана, другого названия дизельного топлива.
Цетановый индекс топлива служит альтернативой традиционному цетановому числу, которое используется для характеристики различные виды дизельного топлива. Чтобы рассчитать цетановое число, топливо должно быть сожжено в очень точных условиях в специальной установке кооперативного двигателя для исследования топлива (CFRE). Эти устройства очень дороги, и обычно их можно найти только в очень специализированных условиях. Чтобы преодолеть проблемы расчета цетанового числа, многие организации полагаются на цетановый индекс как на эффективную оценку этого расчета.
Многие агентства полагаются на стандарты, разработанные ASTM International, для точного расчета цетанового индекса. ASTM D4737 предлагает формулу, основанную на четырех переменных топлива. Они включают плотность топлива, а также температуру рекуперации в трех интервалах охлаждения. В то время как другие могут полагаться на альтернативные методы расчета, это один из наиболее широко используемых международных стандартов.
Самое чистое и высококачественное цетановое число имеет значение индекса 100, и все остальные виды топлива оцениваются по этой шкале. Чем выше цетановый индекс, тем качественнее топливо и тем короче задержка между впрыском и сгоранием. При более низких значениях индекса топливо, вероятно, будет более низкого качества, и его сгорание займет больше времени. Низкие цетановые индексы часто связаны с повышенным уровнем шума и более высокими уровнями выбросов по сравнению с более высокими значениями индекса. Стандартное дизельное топливо, используемое в грузовых автомобилях и технике, имеет в среднем цетановый индекс от 40 до 55.
Одним из основных преимуществ, связанных с цетановым индексом, является его низкая стоимость и простота расчета. Хотя значения индекса никогда не бывают такими точными, как цетановое число, они служат хорошей оценкой при нормальных условиях. Основным недостатком значений индекса является то, что они не учитывают присадки или определенные типы примесей, обнаруженные в топливе. В очень точных приложениях цетановый индекс может не подходить из-за его неточного характера. Те, у кого двигатели очень высокого класса, могут захотеть провести тестирование цетанового числа вместо того, чтобы полагаться на оценку.