Паспорт безопасности

Паспорт безопасности (SDS), паспорт безопасности материала (MSDS) или паспорт безопасности продукта (PSDS) — это документ, в котором перечислена информация, касающаяся охраны труда и техники безопасности при использовании различных веществ и продуктов. SDS — это широко используемый тип информационных листов, используемых для каталогизации информации о химических веществах, включая химические соединения и химические смеси. Информация SDS может включать инструкции по безопасному использованию и потенциальным опасностям, связанным с определенным материалом или продуктом, а также процедуры обработки разливов. Старые форматы MSDS могут различаться от источника к источнику в пределах страны в зависимости от национальных требований; однако более новый формат SDS стандартизирован на международном уровне.

Паспорт безопасности вещества не предназначен в первую очередь для использования обычным потребителем, а вместо этого фокусируется на опасностях работы с материалом в профессиональной среде. Существует также обязанность правильно маркировать вещества на основе физико-химического, медицинского или экологического риска. Этикетки часто включают символы опасности, такие как стандартные символы Европейского союза. Один и тот же продукт (например, краски, продаваемые под идентичными торговыми марками одной и той же компании) может иметь разные формулы в разных странах. Формула и опасности продукта, использующего общее название, могут различаться у разных производителей в одной и той же стране.

Глобально гармонизированная система

Паспорт безопасности

Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ содержит стандартную спецификацию паспортов безопасности. Паспорт безопасности соответствует формату из 16 разделов, который согласован на международном уровне, и особенно для веществ, к Паспорту безопасности должно прилагаться приложение, содержащее сценарии воздействия этого конкретного вещества. 16 разделов:

Национальные и международные требования

Канада

В Канаде программа, известная как Система информации об опасных материалах на рабочем месте (WHMIS), устанавливает требования к паспортам безопасности на рабочих местах и ​​администрируется на федеральном уровне Министерством здравоохранения Канады в соответствии с Законом об опасных продуктах, Часть II, и Правилами о контролируемых продуктах.

Евросоюз

Паспорта безопасности стали неотъемлемой частью системы Регламента (ЕС) № 1907/2006 (REACH). Первоначальные требования REACH к паспортам безопасности были дополнительно адаптированы с учетом правил для паспортов безопасности Глобальной гармонизированной системы (GHS) и внедрения других элементов GHS в законодательство ЕС, которые были введены Регламентом (ЕС) № 1272/2008 (CLP) посредством обновления Приложения II REACH.

Паспорт безопасности должен быть предоставлен на официальном языке государства-члена (государств-членов), на рынке которого размещается вещество или смесь, если только заинтересованное государство-член (государства-члены) не предусмотрело иное (статья 31(5) REACH).

Европейское химическое агентство (ECHA) опубликовало руководящий документ по составлению паспортов безопасности.

Германия

В Германии паспорта безопасности должны составляться в соответствии с Регламентом REACH № 1907/2006. Требования, касающиеся национальных аспектов, определены в Техническом правиле для опасных веществ (TRGS) 220 «Национальные аспекты при составлении паспортов безопасности». Национальная мера, упомянутая в разделе 15 SDS, — это, например, класс опасности для воды (WGK), он основан на правилах, регулирующих системы обращения с веществами, опасными для воды (AwSV).

Нидерланды

Голландские паспорта безопасности известны как veiligheidsinformatieblad или Chemiekaarten. Это сборник паспортов безопасности наиболее широко используемых химикатов. Chemiekaarten boek доступен в продаже, но также доступен через образовательные учреждения, такие как веб-сайт, предлагаемый Университетом Гронингена.

Южная Африка

Этот раздел способствует лучшему пониманию правил, регулирующих SDS в южноафриканской структуре. Поскольку правила могут меняться, читатель несет ответственность за проверку действительности правил, упомянутых в тексте.

По мере роста глобализации и вовлечения стран в трансграничную торговлю, количество опасных материалов, пересекающих международные границы, увеличивалось. Осознавая пагубные последствия опасной торговли, Организация Объединенных Наций создала комитет экспертов, специализирующихся на перевозке опасных грузов. Комитет предоставляет наилучшие практики, регулирующие перевозку опасных материалов и товаров по суше, включая автомобильные и железнодорожные перевозки; воздушные и морские перевозки. Эти наилучшие практики постоянно обновляются, чтобы оставаться актуальными и релевантными.

Существуют и другие международные организации, которые предоставляют более подробную информацию и рекомендации по конкретным видам транспорта, например, Международная морская организация (ИМО) посредством Международного морского кодекса и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) посредством Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, а также Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), которая разрабатывает правила перевозки опасных грузов.

Эти руководящие принципы, предписанные международными органами, применимы к южноафриканской наземной, морской и воздушной транспортировке опасных материалов и товаров. В дополнение к этим правилам и положениям в соответствии с передовой международной практикой, Южная Африка также внедрила общие законы, которые являются законами, основанными на обычаях и практике. Общие законы являются важной частью поддержания общественного порядка и составляют основу прецедентного права. Прецедентное право, использующее принципы общего права, представляет собой толкование и решения законов, принятые судами. Акты парламента представляют собой определения и постановления парламента, которые составляют основу статутного права. Статутные законы публикуются в правительственной газете или на официальном веб-сайте. Наконец, подчиненное законодательство представляет собой подзаконные акты, издаваемые местными органами власти и санкционированные парламентом.

Статутное право вводит в действие Закон о безопасности и гигиене труда 1993 года и Национальный закон о дорожном движении 1996 года. Закон о безопасности и гигиене труда подробно описывает необходимые положения для безопасного обращения и хранения опасных материалов и товаров, в то время как закон о транспорте подробно описывает необходимые положения для перевозки опасных грузов.

Соответствующее южноафриканское законодательство включает Положения об опасных химических веществах 2021 года в соответствии с Законом о безопасности и гигиене труда 1993 года, Законом о химических веществах 15 1973 года, Национальным законом о дорожном движении 1996 года и Законом о стандартах 2008 года.

В южноафриканское законодательство выборочно были включены аспекты Глобально согласованной системы (GHS) классификации и маркировки химических веществ. На каждом этапе химической цепочки создания стоимости существует ответственность за безопасное и ответственное управление химическими веществами. Поэтому SDS требуется по закону. SDS включен в требования Закона о безопасности и гигиене труда 1993 года (Закон № 85 от 1993 года), Положение 1179 от 25 августа 1995 года.

Категории информации, представленной в паспорте безопасности, перечислены в SANS 11014:2010; стандарты опасных грузов – Классификация и информация. SANS 11014:2010 заменяет первое издание SANS 11014-1:1994 и является идентичной реализацией ISO 11014:2009. Согласно SANS 11014:2010:

Великобритания

В Великобритании Правила 2002 года о химических веществах (информация об опасности и упаковка для поставок), известные как Правила CHIP, налагают пошлины на поставщиков и импортеров опасных материалов в ЕС.

ПРИМЕЧАНИЕ: Паспорта безопасности (SDS) больше не попадают под действие правил CHIP. Законы, требующие предоставления SDS, были перенесены в европейские правила REACH.

Правила контроля за опасными для здоровья веществами (COSHH) регулируют использование опасных веществ на рабочем месте в Великобритании и, в частности, требуют оценки использования вещества. Правило 12 требует, чтобы работодатель предоставлял сотрудникам информацию, инструкции и обучение для людей, подвергающихся воздействию опасных веществ. Эта обязанность была бы практически невыполнима без паспорта в качестве отправной точки. Поэтому работодателям важно настаивать на получении паспорта от поставщика вещества.

Обязанность предоставлять информацию не ограничивается информированием только бизнес-пользователей о продуктах. Паспорта безопасности для розничных продуктов, продаваемых крупными магазинами DIY, обычно доступны на веб-сайтах этих компаний.

Веб-сайты производителей и крупных поставщиков не всегда содержат их, даже если информацию можно получить у розничных продавцов, но на письменные или телефонные запросы на получение печатных копий обычно отвечают положительно.

Объединенные Нации

Организация Объединенных Наций (ООН) определяет некоторые данные, используемые в паспортах безопасности, такие как номера ООН, используемые для идентификации некоторых опасных материалов в стандартной форме при международной транзите.

Соединенные Штаты

В США Управление по охране труда и промышленной безопасности требует, чтобы паспорта безопасности были легкодоступны всем сотрудникам для потенциально опасных веществ, используемых на рабочем месте, в соответствии со Стандартом информирования об опасности. Паспорта безопасности также должны быть доступны местным пожарным службам и местным и государственным должностным лицам по планированию действий в чрезвычайных ситуациях в соответствии с Разделом 311 Закона о планировании действий в чрезвычайных ситуациях и праве сообщества на информацию. Американское химическое общество определяет номера реестра Chemical Abstracts Service (номера CAS), которые предоставляют уникальный номер для каждого химического вещества и также используются на международном уровне в паспортах безопасности.

Проверки паспортов безопасности материалов, проведенные Советом США по химической безопасности и расследованию опасностей, выявили опасные недостатки.

В исследовании по опасности горючей пыли, проведенном советом, были проанализированы 140 паспортов веществ, способных производить горючую пыль. Ни один из паспортов безопасности не содержал всей информации, которая, по мнению совета, была необходима для безопасной работы с материалом, а в 41 проценте даже не упоминалось, что вещество является горючим.

В рамках своего исследования взрыва и пожара, уничтоживших завод Barton Solvents в Вэлли-Сентер, Канзас, в 2007 году, совет по безопасности рассмотрел 62 паспорта безопасности материалов для широко используемых непроводящих горючих жидкостей. Как и в исследовании горючей пыли, совет счел все паспорта неадекватными.

В 2012 году США приняли 16-раздельный паспорт безопасности для замены паспортов безопасности материалов. Он вступил в силу 1 декабря 2013 года. Эти новые паспорта безопасности соответствуют Глобальной гармонизированной системе классификации и маркировки химических веществ (GHS). К 1 июня 2015 года работодатели были обязаны обновить свои программы маркировки рабочих мест и информирования об опасностях по мере необходимости, включая замену всех MSDS на документы в формате SDS.

SDS-авторство

Многие компании предлагают услуги по сбору или написанию и пересмотру паспортов безопасности, чтобы гарантировать их актуальность и доступность для подписчиков или пользователей. Некоторые юрисдикции налагают четкую обязанность заботиться о том, чтобы каждый SDS регулярно обновлялся, обычно каждые три-пять лет. Однако, когда появляется новая информация, SDS должен быть пересмотрен без промедления. Если полный SDS невозможен, то следует разработать сокращенную этикетку рабочего места.