
Стартап Natron, специализирующийся на натрий-ионных аккумуляторах, завершил свою деятельность, прекратив 12-летнюю попытку коммерциализировать свою технологию в США.
Компания имела заказы на 25 миллионов долларов для своего завода в Мичигане, но не могла их выполнить без получения UL-сертификата, процесс которого может занять несколько месяцев. Инвесторы отказались выделять дополнительные средства, что привело к финансовым трудностям стартапа.
Основной акционер Natron, Sherwood Partners, пытался продать свою долю, но покупателей не нашлось. В итоге компания была ликвидирована, и большинство сотрудников уволены, оставшиеся контролируют завершение операций.
Этот случай ярко демонстрирует сложности производства аккумуляторов без последовательной промышленной политики. Путь от стартапа до гигафабрики занимает зачастую более десяти лет — намного дольше, чем большинство бизнес-циклов и инвестиционных трендов.
Natron объявила год назад о планах построить в Северной Каролине крупный завод стоимостью 1,4 миллиарда долларов с производительностью в гигаватт-часы в год и созданием до 1000 рабочих мест. Компания ориентировалась на стационарное хранение энергии и центры обработки данных, где меньшая энергоемкость натрий-ионных аккумуляторов не является критичной.
Хотя натрий-ионные батареи могли бы быть значительно дешевле литий-ионных благодаря изобилию натрия, их потенциал подорван ценовой войной на литий в Китае, где за последние два с половиной года цена карбоната лития упала на 90%.
Natron — не единственная жертва попыток наладить крупномасштабное производство аккумуляторов вне Азии. В июне компания Powin из Орегона объявила о банкротстве после неудачи в поисках поставщика литий-железо-фосфатных элементов вне Китая. Ранее в этом году шведский производитель Northvolt также объявил о банкротстве, что стало серьезным ударом для европейских амбиций в этой области.
Все эти неудачи подчеркивают сложность создания аккумуляторных компаний вне Азии, где сформированы зрелые цепочки поставок и накоплен огромный опыт.
Для успеха США и Европы потребуются долгосрочная государственная поддержка на десятилетия, а также совместные предприятия с азиатскими компаниями, такими как Panasonic, LG Energy Solution и SK Innovation.
В обозримом будущем самый надежный путь развития собственного производства аккумуляторов на Западе по-прежнему проходит через Азию.


