Захват земли

Захват земли — это крупномасштабное приобретение земли путем покупки или аренды крупных участков земли отечественными и транснациональными компаниями, правительствами и отдельными лицами.

Хотя захват земель широко использовался на протяжении всей истории, захват земель в том виде, в каком он используется в 21 веке, в первую очередь относится к крупномасштабным приобретениям земель после мирового кризиса цен на продовольствие 2007–2008 годов. Получение водных ресурсов обычно имеет решающее значение для приобретения земель, поэтому это также привело к связанной с этим тенденции к захвату воды. Вызвав опасения по поводу продовольственной безопасности в развитом мире и открыв новые экономические возможности для сельскохозяйственных инвесторов, кризис цен на продовольствие вызвал резкий всплеск крупномасштабных инвестиций в сельское хозяйство, в первую очередь иностранных, на Глобальном Юге с целью промышленного производства продуктов питания и биотоплива.

Хотя инвестиции в землю в 21 веке приветствовались инвесторами, экономистами и некоторыми развивающимися странами как новый путь к развитию сельского хозяйства, они подвергались критике со стороны некоторых неправительственных организаций и комментаторов как оказывающие негативное влияние на местные сообщества. Международное право замешано в попытках регулировать эти сделки.

Определение

Захват земли

Термин «захват земли» определяется как очень крупномасштабное приобретение земли, либо покупка, либо аренда. Размер земельной сделки кратен 1000 квадратных километров (390 квадратных миль) или 100 000 гектаров (250 000 акров) и, таким образом, намного больше, чем в прошлом. Сам термин является спорным. В 2011 году Боррас, Холл и другие писали, что «фраза «глобальный захват земли» стала всеобъемлющим обозначением для описания и анализа текущей тенденции к крупномасштабным (транс)национальным коммерческим земельным сделкам». Рут Холл писала в другом месте, что «термин «захват земли», хотя и эффективен как терминология активистов, скрывает огромные различия в законности, структуре и результатах коммерческих земельных сделок и отвлекает внимание от ролей внутренних элит и правительств как партнеров, посредников и бенефициаров».

На португальский «Захват земель» переводится как «grilagem»:

О грилагеме сказано много, и этот термин может быть любопытным… документ, состаренный под действием насекомых… Однако для тех, кто живет в глубине страны, это выражение эффективно раскрывает темный, тяжелый, жестокий смысл, включающий в себя злоупотребления и произвольные действия в отношении бывших оккупантов, иногда с принудительной потерей владения путем захвата земли

Термин grilagem применяется к незаконным процедурам и/или незаконному частному землевладению с применением насилия в сельской местности, эксплуатацией богатств, нанесением ущерба окружающей среде и угрозой суверенитету, учитывая их гигантские масштабы.

Ситуация в 21 веке

Площадь земельного участка

В январе 2013 года Институт зарубежного развития сообщил, что при наличии ограниченных данных в целом и существующих данных, связанных с НПО, заинтересованными в привлечении внимания средств массовой информации, в частности, масштабы глобальной торговли землей, возможно, были преувеличены. Они обнаружили, что приведенные ниже цифры дают различные оценки, все они исчисляются десятками миллионов гектаров.

Большинство из них, похоже, достигают примерно 20-60 миллионов гектаров. Учитывая, что общая площадь сельскохозяйственных угодий в мире занимает чуть более 4 миллиардов гектаров, [нужна страница] эти приобретения могут составлять примерно 1 процент мировых сельскохозяйственных угодий. Однако на практике приобретенная земля, возможно, ранее не использовалась в качестве сельскохозяйственных угодий, она может быть покрыта лесами, площадь которых также составляет около 4 миллиардов гектаров во всем мире, поэтому транснациональное приобретение земель может сыграть значительную роль в продолжающейся вырубке лесов.

Исследователи считают, что значительное количество сделок остается сомнительным с точки зрения размера и того, были ли они завершены и реализованы. База данных о земле часто опирается на один или два источника средств массовой информации и может не отследить, осуществляются ли инвестиции или осуществляется ли полный объем, о котором сообщается. Например, ряд сделок в базе данных GRAIN, похоже, застопорились, в том числе:

Исследователи утверждают, что это только те, которые были проверены, и они уже составляют почти 10 процентов транснациональных приобретений земли в базе данных GRAIN. Сообщается о сделках, в которых используется оценка всей площади земли, которую фирма планирует использовать. Например,

Стоимость земли

Исследователи обнаружили, что с точки зрения стоимости транснациональных приобретений земель найти цифры еще сложнее. Сообщения средств массовой информации обычно дают информацию только о площади, а не о стоимости сделки с землей. Иногда приводятся оценки инвестиций, а не цена покупки.[Необходима страница]

Они обнаружили ряд сообщений в базах данных о земле, которые не являются приобретениями, а представляют собой долгосрочную аренду, при которой взимается плата или определенная часть продукции поступает на внутренние рынки. Например: [необходима страница]

Оценочная стоимость, согласно данным IFPRI за 2009 год, составляет от 15 до 20 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий в развивающихся странах стоимостью около 20–30 миллиардов долларов.

Исследователи обнаружили, что глобальные инвестиционные фонды, как сообщается, располагают значительными средствами для транснациональных земельных инвестиций.

Существует значительная неопределенность относительно стоимости транснациональных приобретений земель, особенно с учетом договоренностей об аренде. Учитывая количество земли и размер инвестиционных фондов, действующих в этом районе, вполне вероятно, что стоимость будет исчисляться десятками миллиардов долларов.

Наземные пункты назначения

Исследователи использовали базу данных Land Portal Land Matrix, содержащую 49 миллиардов гектаров сделок с землей, и обнаружили, что Азия является крупным центром активности, а Индонезия и Малайзия составляют четверть международных сделок по гектарам. Индия вносит еще 10 процентов в сделки с землей. Большая часть инвестиций приходится на производство пальмового масла и другого биотоплива.[нужна страница]

Они определили, что Земельный портал также сообщает об инвестициях, сделанных инвесторами в их родной стране, и после их анализа обнаружили только 26 миллионов гектаров транснациональных приобретений земель, что исключает большую часть азиатских инвестиций. Крупнейшие страны назначения включают в себя

Они обнаружили, что причиной, похоже, является расширение биотоплива, за исключением Судана и Эфиопии, где наблюдается тенденция к росту поставок продовольствия от инвесторов с Ближнего Востока и Индии. Представленные в СМИ как норма, они, похоже, скорее исключение.

Происхождение земли

Исследователи обнаружили неоднозначную картину с точки зрения происхождения инвесторов. По данным Land Portal, Великобритания является крупнейшей страной происхождения, за ней следуют США, Индия, ОАЭ, Южная Африка, Канада и Малайзия, а Китай играет гораздо меньшую роль. В базе данных GRAIN говорится:

Как Земельный портал, так и база данных GRAIN показывают, что Великобритания и США являются основными игроками в транснациональном приобретении земель. Это агробизнес-фирмы, а также инвестиционные фонды, инвестирующие в основном в сахарный тростник, ятрофу или пальмовое масло. Эта тенденция явно обусловлена ​​целевыми показателями биотоплива в ЕС и США, а также большей вертикальной интеграцией в агробизнесе в целом.

Меньшая тенденция – это картина ближневосточных инвесторов или китайских инвестиций, поддерживаемых государством. Хотя ОАЭ заключили несколько крупных сделок по размеру, некоторые из которых были связаны с продовольственными сделками, а Саудовская Аравия — меньшее количество, это не является доминирующей тенденцией. Хотя этот аспект торговли землей привлек большое внимание средств массовой информации, это ни в коем случае не является всеобъемлющей историей.

Другие предложения

Другие оценки масштабов приобретения земли, опубликованные в сентябре 2010 года Всемирным банком, показали, что в период с октября 2008 года по Только в августе 2009 года две трети востребованных земель сконцентрировались в странах Африки к югу от Сахары. Из 464 проверенных Всемирного банка приобретений только 203 включили в свои отчеты площадь земель, а это означает, что фактическая общая площадь покрытых земель может более чем удвоить заявленные Всемирным банком 46 миллионов га. Самая последняя оценка масштаба, основанная на доказательствах, представленных в апреле 2011 года на международной конференции, созванной Инициативой по политике земельных сделок, оценивает площадь земельных сделок в более чем 80 миллионов га.

Среди этих сделок средний размер составляет 40 000 гектаров (99 000 акров), четверть из которых превышает 200 000 га, а четверть — менее 10 000 га. 37% проектов связаны с продовольственными культурами, 21% — с товарными культурами и 21% — с биотопливом. Это указывает на огромное разнообразие инвесторов и проектов, связанных с приобретением земли: размеры земель, типы сельскохозяйственных культур и участвующие инвесторы сильно различаются в зависимости от соглашения. Из этих проектов 30% все еще находились на исследовательской стадии, а 70% были одобрены, но находились на разных стадиях разработки. 18% еще не начали заниматься сельским хозяйством, 30% находились на начальной стадии разработки и 21% начали заниматься сельским хозяйством. Поразительно низкая доля проектов, инициировавших сельское хозяйство, свидетельствует о трудностях, присущих крупномасштабному сельскохозяйственному производству в развивающихся странах.

Инвестиции в землю часто принимают форму долгосрочной аренды, а не прямой покупки земли. Срок аренды часто составляет от 25 до 99 лет. Такая аренда обычно заключается между национальными или районными властями и инвесторами. Поскольку большая часть земли в Африке отнесена к категории «нечастных» в результате государственной политики в отношении государственной собственности на землю и отсутствия действующего права собственности, правительства владеют или контролируют большую часть земли, доступной для покупки или аренды. гораздо менее распространен, чем аренда, из-за конституционных запретов ряда стран на прямую продажу земли иностранцам.

Методы переговоров, утверждения и отслеживания контрактов между инвесторами и правительствами вызвали серьезную критику из-за их непрозрачности и сложности. Процессы переговоров и одобрения в большинстве случаев были закрытыми, при этом публичное раскрытие информации было незначительным как во время, так и после завершения сделки. В частности, процесс утверждения может быть обременительным: он варьируется от одобрения простым офисом районного уровня до одобрения несколькими правительственными учреждениями национального уровня и является очень субъективным и дискреционным. В Эфиопии компании должны сначала получить инвестиционную лицензию от центрального правительства, определить подходящую землю на уровне района и провести переговоры с местными лидерами, а затем разработать контракт с региональным инвестиционным офисом. После этого правительство проведет технико-экономическое обоснование проекта и процесс проверки капитала, и, наконец, будет подписан договор аренды, и земля будет передана инвестору. В Танзании, хотя Инвестиционный центр Танзании способствует инвестициям, инвестор должен получить одобрение от TIC, Министерства сельского хозяйства, Министерства земель и жилищного строительства и Министерства окружающей среды, связь между которыми часто бывает прерывистой.

Целевые страны

Одной из общих черт среди правительств была тема развития: целевые правительства рекламируют преимущества развития сельского хозяйства, создания рабочих мест, производства товарных культур и обеспечения инфраструктуры как движущих сил экономического развития и, в конечном итоге, модернизации. Многие компании пообещали построить ирригационные системы, дороги, а в некоторых случаях больницы и школы для реализации своих инвестиционных проектов. В обмен на ежегодную плату за землю в размере 10 долларов за га по ставке ниже рыночной, Saudi Star пообещала «перенести в Гамбеллу клиники, школы, лучшие дороги и электроснабжение». Правительства также считают создание новых рабочих мест важной особенностью приобретения земли.

Вопрос развития сельского хозяйства является важным движущим фактором, в рамках более широкого спектра развития, в согласии целевых правительств на инвестиции со стороны. Согласие правительства Эфиопии на приобретение земель под товарные культуры отражает его уверенность в том, что переход на производство товарных культур будет даже более выгодным для продовольственной безопасности, чем если бы местные фермеры производили урожай самостоятельно. Характеристика африканского сельского хозяйства как «слаборазвитого» подразумевает неприятие традиционных методов сбора урожая местными общинами как неадекватной формы производства продуктов питания.

В меньших масштабах некоторые сделки могут быть связаны с личной долей в проекте или, возможно, с коррупцией или поиском ренты. Учитывая разовые, децентрализованные и неорганизованные процессы одобрения таких транзакций в разных странах, вероятность упущений в управлении и возможностей для коррупции чрезвычайно высока. Всемирный банк отметил, что во многих странах инвесторам зачастую лучше научиться ориентироваться в бюрократии и потенциально платить коррумпированным правительственным чиновникам, чем разрабатывать жизнеспособные, устойчивые бизнес-планы.

Ответы

С 2010 года Бразилия ужесточает соблюдение давно существующего закона, ограничивающего размер сельскохозяйственной земли, которую могут приобрести иностранцы, что привело к остановке значительной части прогнозируемых покупок земли иностранцами.

В Аргентине по состоянию на сентябрь 2011 года в парламенте обсуждается проект закона, который ограничит размер земли, которую могут приобрести иностранные компании, до 1000 гектаров.

Типы инвестиций в землю

Инвесторов можно в целом разделить на три типа: агробизнес, правительства и спекулятивные инвесторы. Правительства и компании в странах Персидского залива были очень заметны наряду с восточноазиатскими компаниями. Многие европейские и американские инвестиционные структуры и сельскохозяйственные производители также инициировали инвестиции. Эти субъекты были мотивированы рядом факторов, включая дешевую землю, потенциал для улучшения сельскохозяйственного производства и рост цен на продукты питания и биотопливо. Основываясь на этих мотивах, инвестиции можно разбить на три основные категории: продукты питания, биотопливо и спекулятивные инвестиции. Лесное хозяйство также способствует значительному объему крупномасштабного приобретения земель, как и несколько других процессов: Zoomers упоминает такие движущие факторы, как создание охраняемых территорий и заповедников, миграция населения, крупномасштабные туристические комплексы и создание особых экономических зон, особенно в азиатских странах.

Еда

Инвестиции в продовольственный сектор, составляющие примерно 37% инвестиций в землю во всем мире, осуществляются в основном двумя группами субъектов: агробизнесом, пытающимся расширить свои активы и отреагировать на рыночные стимулы, и инвестициями, поддерживаемыми правительством, особенно из стран Персидского залива, в связи со страхами, связанными с национальной продовольственной безопасностью.

Компании сельскохозяйственного сектора чаще всего рассматривают инвестиции в землю как возможность использовать свои значительные денежные ресурсы и доступ к рынкам, чтобы воспользоваться преимуществами недостаточно используемой земли, диверсифицировать свои активы и вертикально интегрировать свои производственные системы. Всемирный банк выделяет три области, в которых транснациональные компании могут использовать эффект масштаба: доступ к дешевым международным, а не внутренним финансовым рынкам, диверсификация холдингов, снижающая риски, и большая способность преодолевать инфраструктурные препятствия. В последние несколько десятилетий транснациональные корпорации избегали прямого участия в относительно нерентабельном первичном производстве, вместо этого сосредотачиваясь на факторах производства, переработке и распределении. Когда разразился кризис цен на продовольствие, риск был перенесен с первичного производства на чувствительную к ценам сферу переработки и распределения, а доходы стали концентрироваться в первичном производстве. Это стимулировало агробизнес к вертикальной интеграции, чтобы снизить риски поставщиков, которые усугубляются продолжающейся волатильностью цен на продукты питания. Эти компании придерживаются неоднозначного отношения к импорту и экспорту продуктов питания: в то время как некоторые концентрируются на экспорте продуктов питания, другие в первую очередь ориентируются на внутренние рынки.

В то время как инвестиции компаний исходят из широкого круга стран, инвестиции, поддерживаемые государством, происходят в основном из стран Персидского залива, страдающих от отсутствия продовольственной безопасности. Примеры таких инвестиций, поддерживаемых правительством, включают попытку правительства Катара закрепить за собой землю в дельте реки Тана и инициативу правительства Саудовской Аравии короля Абдаллы. Кроме того, суверенные фонды благосостояния, выступающие в качестве инвестиционных подразделений правительств, инициировали ряд соглашений в странах Африки к югу от Сахары. Поскольку население стран Персидского залива удвоится с 30 миллионов в 2000 году до 60 миллионов в 2030 году, их зависимость от импорта продовольствия увеличится с нынешнего уровня в 60% потребления. Генеральный директор Арабской организации сельскохозяйственного развития повторил мнение многих лидеров Персидского залива, заявив, что «потребности всего арабского мира в зерновых, сахаре, фуражах и других основных продуктах питания могут быть удовлетворены только Суданом».

Биотопливо

Производство биотоплива, в настоящее время составляющее 21% от общего объема инвестиций в землю, сыграло значительную, хотя порой и неясную, роль. Использование и популярность биотоплива выросли за последнее десятилетие, что соответствует росту цен на нефть и повышению осведомленности об окружающей среде. Общая площадь под биотопливными культурами более чем удвоилась в период с 2004 по 2008 год, увеличившись до 36 миллионов га к 2008 году. Этот рост популярности достиг кульминации в Директиве ЕС 2009/28/EC в апреле 2009 года, которая установила 10% обязательных целевых показателей для использования возобновляемых источников энергии, в первую очередь биотоплива, от общего объема потребления топлива для транспорта к 2020 году. В целом рост популярности биотоплива, хотя, возможно, и полезен для окружающей среды, вызвал цепную реакцию, сделав производство биотоплива более привлекательным вариантом, чем производство продуктов питания, и переместив земли из продовольственных в биотопливные.

Эффект роста популярности биотоплива был двояким: во-первых, спрос на землю для производства биотоплива стал основным фактором продажи земли в странах Африки к югу от Сахары; во-вторых, спрос на производство биотоплива вытеснил предложение традиционных продовольственных культур во всем мире. Вытесняя продовольственные культуры и заставляя перепрофилировать существующие земли, производящие продовольствие, в биотопливо, производство биотоплива оказало прямое влияние на баланс спроса и предложения продовольствия и, следовательно, на кризис цен на продовольствие. Один исследователь из IFPRI подсчитал, что биотопливо составило 30 процентов роста средневзвешенных цен на зерно.

Критика

Крупномасштабные инвестиции в землю с 2007 года подвергались тщательному изучению со стороны организаций гражданского общества, исследователей и других организаций из-за таких проблем, как необеспеченность земель, местные консультации и компенсации за землю, перемещение местного населения, занятость местного населения, процесс переговоров между инвесторами и правительствами и экологические последствия крупномасштабного сельского хозяйства. Эти проблемы способствовали характеристике критиками многих крупномасштабных инвестиций с 2007 года как «захвата земель», независимо от различий в типах инвестиций и конечного воздействия, которое инвестиции оказывают на местное население.

Земельная безопасность

Одной из основных проблем является землевладение: в исследовании 2003 года Всемирный банк подсчитал, что только от 2 до 10 процентов всей земли в Африке официально находится в собственности. Во многом отсутствие частной собственности связано с государственной собственностью на землю как функцией национальной политики, а также со сложными процедурами регистрации земли и восприятием общинами того, что традиционных систем достаточно. Исследователи Всемирного банка обнаружили, что существует сильная отрицательная статистическая связь между признанием права собственности на землю и предполагаемым приобретением земли, причем меньшая, но все же значимая связь также существует и для реализованных проектов. Они пришли к выводу, что «более низкое признание прав на землю повышает привлекательность страны для приобретения земли», подразумевая, что компании активно искали районы с низким уровнем признания прав на землю для инвестиций.

Местная консультация и компенсация

Хотя во многих принимающих странах процесс консультаций между инвесторами и местным населением обычно требуется по закону, он подвергается критике за недостаточное информирование сообществ об их правах, переговорных полномочиях и правах в рамках сделок с землей.

Консультации оказались чрезвычайно проблематичными из-за того, что они часто охватывают только сельских старост, но игнорируют простых жителей и бесправные группы. Исследователи Всемирного банка отметили, что «ключевым выводом тематических исследований является то, что общины редко были осведомлены о своих правах и, даже в тех случаях, когда они были, не имели возможности взаимодействовать с инвесторами или изучать способы более продуктивного использования своей земли». Даже когда консультации проводились, они часто не приводили к письменным соглашениям и оказывались поверхностными, замалчивая экологические и социальные вопросы. В Гане и других странах вожди часто вели переговоры напрямую с инвесторами без участия других жителей деревни, взяв на себя задачу продать общинную или деревенскую землю самостоятельно. Более того, инвесторы часто получали одобрение своих проектов до начала консультаций и не имели каких-либо договорных обязательств по выполнению обещаний, данных сельским жителям.

Между инвесторами и местным населением существует разрыв в знаниях относительно процесса приобретения земли, юридической силы обещаний, данных инвесторами, и других вопросов. Неспособность сельских жителей видеть и изучать законы и постановления, касающиеся продажи земли, серьезно ухудшает активность сообществ в консультациях. Когда консультации с общинами все же проводятся, некоторые из них занимают всего два-три месяца, что ставит под сомнение то, что такие короткие сроки можно рассматривать как адекватные консультации для таких крупных, широкомасштабных и влиятельных событий.

Дополнительная проблема, связанная с консультациями, заключается в том, что женщины и недостаточно представленные группы населения часто остаются за пределами процесса. Крупномасштабные проекты в Мозамбике редко включали женщин в консультации и никогда не представляли официальных отчетов и документов для получения разрешения от женщин. Это справедливо, когда женщины являются основными работниками на земле, которая сдается в аренду компаниям. Между тем, скотоводы и вынужденные переселенцы часто намеренно исключались из переговоров, поскольку инвесторы пытались лишить легитимности их притязания на землю. Это привело к недостаточной осведомленности со стороны этих уязвимых групп до тех пор, пока не были подписаны договоры аренды о передаче земли. Такая оплошность в ходе консультаций еще больше лишает избирательных прав ранее игнорируемые общины и усугубляет неравенство власти в местных деревнях.

Смещение

Еще одна критика инвестиций в землю связана с возможностью крупномасштабного перемещения местного населения без адекватной компенсации в виде земли или денег. Эти перемещения часто приводят к переселению на маргинальные земли, ограничению использования ими ресурсов на общей земле (таких как вода, пастбища и леса), что приводит к потере средств к существованию, особенно в случае скотоводов, а также к гендерной эрозии социальных сетей. Сельским жителям чаще всего выплачивалась компенсация в соответствии с национальными правилами за потерю земли, утрату улучшений на земле с течением времени, а иногда и будущих урожаев. Однако руководящие принципы компенсации существенно различаются в разных странах и в зависимости от типа реализуемых проектов. Одно исследование, проведенное IIED, пришло к выводу, что руководящие принципы выплаты компенсаций перемещенным сельским жителям в Эфиопии и Гане недостаточны для восстановления средств к существованию, утраченных в результате перемещения.

Существует ряд проблем с процессом переселения местных жителей в другие районы, где земля менее плодородна. В процессе переселения часто изменяются или теряются исторические методы ведения хозяйства, существующие социальные связи, источники доходов и средств к существованию. Это имеет серьезные последствия, особенно для женщин, которые во многом полагаются на такие неформальные отношения.

Конкретным примером того, как захват земель привел к перемещению людей, является то, что произошло с народом гарифуна в Карибском бассейне. Автор К.В. Брондо опубликовал книгу о связи между захватом земель и сопротивлением Гарифуна. Конкретный отрывок из книги «Захват земель» начинается с упоминания того, насколько права коренных народов так важны для гарифуна и их спора по поводу территории. Один из основных моментов этого отрывка, который делает Брондо, — это взаимосвязь между коренным населением и правом на территорию. Возникает вопрос: как классифицировать группу людей как коренную? Традиционно, говоря о коренных народах, обычно подразумевают тех, кто проживал на этой земле с самого начала, до колонизации. Брондо цитирует статью Хосе Мартинеса Кобо, в которой говорится, что коренные народы — это те, кто проживал на территориях до вторжения, и считаются отличными от других обществ, существовавших там. Затем это подхватили и использовали многочисленные международные организации, стремящиеся защитить права коренных народов. Также был сделан вывод: этим коренным народам для выживания нужна земля, откуда они пришли, и использование найденных там ресурсов. Затем Организация Объединенных Наций разработала декларацию прав коренных народов, живущих в мире, и впоследствии образовалось множество организаций коренных народов. Кроме того, было заявлено, что отторжение территории и контроль над ресурсами считается культурным этноцидом и нарушением прав человека. Культурный этноцид сравнивали с геноцидом, который оказался интересным, поскольку многие люди не осознают, что уничтожение культуры определенной территории — это то же самое, что убийство людей определенного типа. Поворотным моментом в образе мышления коренных народов стал пересмотр МОТ 107, который, по мнению Брондо, был сочтен весьма расистским. Это было преобразовано в резолюцию МОТ 169, в которой признавался тот факт, что коренные народы являются неотъемлемой частью общества и заслуживают тех же прав, что и любая другая часть общества. Это было в 1989 году, а к 2007 году Организация Объединенных Наций разработала универсальные стандарты для коренных народов, и они решили оставить коренные народы для интерпретации. Больше не существовало конкретного определения того, что такое коренная группа, это могла быть любая группа, связанная с доколониальными землями.

Работа

Превращение местных фермеров в рабочих, если их не вытеснять, влечет за собой многочисленные негативные последствия для местного населения. Большинство сделок основаны на конечном формировании плантационного сельского хозяйства, после чего компания-инвестор будет владеть землей и нанимать местных жителей в качестве рабочих на крупных сельскохозяйственных участках. Количество созданных рабочих мест во многом зависит от типа товара и планируемого стиля ведения сельского хозяйства. Несмотря на эту нестабильность, гарантии создания рабочих мест редко, если вообще когда-либо, упоминаются в контрактах. Этот факт, в сочетании с внутренними стимулами к механизации плантационного производства, может привести к гораздо более низкому уровню занятости, чем первоначально планировалось. При трудоустройстве местным жителям часто платят мало: в инвестициях Karuturi Global в Эфиопии работникам платят в среднем менее 2 долларов в день при минимальной заработной плате 8 быров, или 0,48 доллара в день, оба из которых находятся в пределах бедности Всемирного банка. лимит 2 доллара в день.

Правительственные переговоры

Помимо отсутствия координации между министерствами, существует большой разрыв в знаниях между правительственными учреждениями и инвесторами, что приводит к поспешным и поверхностным инвестиционным обзорам. Многие правительственные учреждения, изначально перегруженные потоком инвестиционных предложений, не смогли должным образом отсеять нежизнеспособные предложения. Из-за пробелов в знаниях между государственными органами и инвесторами «в большинстве стран неявно предполагается, что инвесторы будут иметь правильный стимул и будут наиболее квалифицированными для оценки экономической жизнеспособности», что приводит к отсутствию требований к отчетности или механизмов мониторинга, ключевой информации. по землепользованию и стоимости инвестиций, а также проверки экономической жизнеспособности. Было отмечено, что правительство Судана уделяло минимальное внимание существующим правам на землю и пренебрегало проведением какого-либо экономического анализа потенциальных проектов. Кроме того, многие страны, в том числе Камбоджа, Конго, Судан и Гана, пренебрегают каталогизацией и хранением даже общих географических описаний границ выделения земель.

Одним из дополнений ко многим контрактам между правительствами и инвесторами является Стабилизационная оговорка, которая изолирует инвесторов от влияния измененных правительственных постановлений. Такие положения серьезно ограничивают возможность правительства изменять любые правила, которые могут иметь негативные экономические последствия для инвестиций. Хотя эти стабилизационные положения выгодны для бизнеса, они серьезно ограничивают способность правительств решать возможные социальные и/или экологические проблемы, которые становятся очевидными после начала проекта.

Воздействие на окружающую среду

Земельные инвестиции подвергались критике за неявную поддержку крупномасштабного промышленного сельского хозяйства, которое в значительной степени зависит от дорогостоящего оборудования, удобрений, пестицидов и других ресурсов, а не от мелкомасштабного сельского хозяйства. Когда иностранные инвесторы начнут осваивать землю, они, по большей части, начнут переход к крупномасштабному сельскому хозяйству, чтобы улучшить существующие «непродуктивные» методы ведения сельского хозяйства. Угроза превращения большей части земель Африки в такое крупномасштабное сельское хозяйство вызвала серьезное сопротивление со стороны многих организаций гражданского общества, таких как GRAIN, La Via Campesina и других лоббистов мелкомасштабного сельского хозяйства.

Иностранные инвесторы посредством крупномасштабного сельского хозяйства повышают эффективность недоиспользуемых ресурсов земли, рабочей силы и воды, одновременно обеспечивая дополнительные рыночные связи, крупномасштабное развитие инфраструктуры и предоставление семян, удобрений и технологий. Предлагаемое увеличение объемов производства, как рекламируют инвесторы и хозяева, иллюстрируется примером Аберы Дерессы из Эфиопии, который утверждает, что «иностранные инвесторы должны помочь увеличить сельскохозяйственное производство на целых 40%» по всей Эфиопии. Однако крупномасштабное механизированное сельскохозяйственное производство часто влечет за собой использование удобрений и интенсивных методов ведения сельского хозяйства, которые подвергаются критике со стороны многочисленных субъектов гражданского общества как чрезвычайно экологически вредные и экологически вредные в долгосрочной перспективе. Со временем такое интенсивное земледелие грозит ухудшить качество верхнего слоя почвы и нанести ущерб местным водным путям и экосистемам. Таким образом, субъекты гражданского общества широко обвиняют инвесторов в землю в содействии «не развитию сельского хозяйства, не говоря уже о развитии сельских районов, а просто развитию агробизнеса». Эта тенденция к крупномасштабному сельскому хозяйству, которая пренебрегает местными знаниями и устойчивым местным фермерством, напрямую противоречит недавнему отчету IAASTD, поддержанному ФАО, ПРООН, Всемирным банком и другими организациями, согласно которому для повышения продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе необходимо поощрять и поддерживать устойчивое крестьянское сельское хозяйство.

Утверждается, что захват земель также имеет геоморфологическое воздействие. Сельскохозяйственные угодья в целом генерируют средний глобальный поток наносов, составляющий около 75 Гт/год. Для сравнения, реки мира, например, производят около 54 Гт/год. Пропорционально по площади захват земель, связанных с сельским хозяйством, может составлять около 0,6 Гт/год.

Неоколониализм

Иностранные инвестиции в землю подвергались критике со стороны многих субъектов гражданского общества и отдельных лиц как новая реализация неоколониализма, означающая новый экономический империализм развитых стран над развивающимися. Критики указывали на приобретение больших участков земли ради экономической выгоды, приносящее небольшую предполагаемую выгоду для местного населения или целевых стран в целом, как на возобновление практики экономической эксплуатации колониального периода.

Законы и постановления, касающиеся отчетности об иностранных инвестициях в землю

В отчете за 2013 год не обнаружено доступной литературы с рекомендациями о том, как британское правительство могло бы изменить свои законы и правила, чтобы потребовать от британских компаний, инвестирующих в землю в развивающихся странах, предоставлять соответствующие данные.

Исследователь изучил обзор литературы, подготовленный Global Witness, Оклендским институтом и Международной земельной коалицией в 2012 году, в котором говорится, что экстерриториальным обязательствам государств в отношении зарубежных коммерческих предприятий уделяется мало внимания.

Исследователь нашел наиболее доступную литературу и политику по прозрачности инвестиций в землю, сосредоточив внимание на:

Он обнаружил, что этот акцент подтверждается рядом других документов, в которых рассматриваются международные усилия по продвижению ответственных инвестиций в сельское хозяйство, и рекомендовал документ Международной рабочей группы и Smaller & Mann. Исследователь упоминает отчет Международного института устойчивого развития, в котором говорится о «значительном недостатке конкретной и поддающейся проверке» эмпирически обоснованной политики и юридической работы по вопросу иностранных инвестиций в сельскохозяйственные земли.

Исследователь заметил, что Смоллер и Манн отмечают, что во многих принимающих государствах, таких как Великобритания, «внутреннее законодательство, касающееся земельных прав, прав на воду, контроля за загрязнением при интенсивном сельском хозяйстве, здоровья человека, защиты работников и так далее, либо отсутствует, либо недостаточно, либо неясно».

Исследователь обнаружил, что международное право предоставляет жесткие права иностранным инвесторам с помощью двух основных источников международного права, касающихся этого вопроса: международные контракты, которые носят коммерческий характер; и право международных договоров об инвестициях, при этом оба органа действуют с коммерческой точки зрения и уделяют особое внимание экономическим интересам иностранных инвесторов, а не социальным или экологическим аспектам.

Он обсудил Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и прав человека, которые касаются экстерриториальных обязательств государств в отношении зарубежных предприятий, и пришел к выводу, что эти принципы не содержат подробного обсуждения случая Великобритании или сроков и затрат.

Экстерриториальные обязательства государств в отношении зарубежного бизнеса

Исследователь изучил отчет Global Witness, Оклендского института и Международной земельной коалиции, в котором определены четыре ключевые точки входа для повышения прозрачности при крупномасштабном приобретении земли:

Он обнаружил, что в отчете подчеркивается, что «необходим дальнейший анализ для выявления преимуществ и возможностей каждой точки входа, а также потенциальных ограничений, проблем и рисков, связанных с будущими кампаниями, которые необходимо будет учитывать с самого начала», и отмечает, что по состоянию на В начале 2013 года существует разрыв между тем, в какой степени отдельные государства выполняют свои обязательства по регулированию бизнеса за рубежом, и «в какой степени такие правила охватывают прозрачность и раскрытие информации».

Исследователь обнаружил, что Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и прав человека, написанные бывшим Специальным представителем Генерального секретаря ООН по вопросам бизнеса и прав человека профессором Джоном Рагги, содержат некоторые рассуждения о том, как коммерческим предприятиям следует проявлять должную осмотрительность в вопросах прав человека, предлагая государствам «четко заявить о своих ожиданиях относительно того, что все коммерческие предприятия, зарегистрированные на их территории и/или находящиеся под их юрисдикцией, будут соблюдать права человека в ходе своей деятельности», и отмечает, что «в настоящее время в соответствии с международным правом в области прав человека государства, как правило, не обязаны регулировать экстерриториальную деятельность предприятий, зарегистрированных на их территории и/или находящихся под их юрисдикцией».

Он утверждает, что им, как правило, это тоже не запрещено, при условии, что существует признанная юрисдикционная основа», и говорит, что в докладе отмечается, что некоторые государства ввели внутренние меры с экстерриториальными последствиями. «Примеры включают требования к «материнским» компаниям отчитываться о глобальной деятельности всего предприятия; многосторонние инструменты мягкого права, такие как Руководящие принципы для многонациональных предприятий Организации экономического сотрудничества и развития; и стандарты деятельности, требуемые учреждениями, поддерживающими зарубежные инвестиции.

Исследователь обнаружил, что другие подходы сводятся к прямому экстерриториальному законодательству и правоприменению, включая уголовные режимы, которые допускают судебное преследование на основании гражданства преступника, независимо от того, где совершено преступление».

Он прочитал, что Руководящие принципы ООН предполагают, что «контракты всегда должны быть публично раскрыты, когда затрагиваются общественные интересы; а именно случаи, когда проект представляет собой крупномасштабные или значительные социальные, экономические или экологические риски или возможности или предполагает истощение возобновляемых или невозобновляемых природных ресурсов».

Он нашел Global Witness et al. заявляют, что правительства и предприятия часто заявляют, что конфиденциальность необходима для защиты коммерчески важной информации, содержащейся в инвестиционных контрактах.

Другие соответствующие международные принципы, руководящие указания и инструменты

Исследователь утверждает, что Global Witness et al. В документе подробно описывается ряд международных документов, которые «создают обязательства и ответственность на всех этапах принятия решений, касающихся крупномасштабных инвестиций в землю», включая Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; и Всеобщая декларация прав человека.

Он обнаружил, что в докладе также рассматриваются несколько тематических обязательных соглашений: Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года и Конвенция по борьбе с опустыниванием 1994 года.

Великобритания призывает компании соблюдать руководящие принципы ОЭСР для транснациональных предприятий, которые предусматривают добровольные принципы и стандарты ответственного ведения бизнеса для транснациональных корпораций, работающих в странах или из стран, придерживающихся Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях, включая подробные рекомендации по раскрытию информации. Однако они не дают никаких конкретных рекомендаций по земле.

Исследователь прочитал Global Witness et al. В докладе также отмечается, что «ряд инструментов предлагают компаниям возможность присоединиться к ряду принципов или целей, которые демонстрируют корпоративную социальную ответственность», но большинство из них в значительной степени «декларативны».

В целом, он резюмирует, что в докладе отмечается, что, хотя эти различные документы «признают секретность и отсутствие доступа к информации проблемой, они почти не содержат подробностей о том, как с этой проблемой следует бороться на практике, и при этом пока не существует каких-либо обязательных положений, которые бы обеспечить реализацию такого неявного стремления»

Информационные вопросы

В совместном исследовательском проекте ФАО, IIED и IFAD Cotula et al. обнаружили, что большинству принимающих стран не хватало базовых данных о размере, характере и местонахождении приобретений земли через земельные кадастровые книги или другие публичные источники, и что «исследователям приходилось устанавливать многочисленные контакты… чтобы получить доступ даже к поверхностной и неполной информации». Отсутствие у Всемирного банка информации о размерах земель более чем в половине зарегистрированных случаев захвата земель, которые он исследовал, указывает на трудности, присущие получению доступа и исследованию отдельных приобретений земли.

Европейский проект EJOLT (Организации экологической справедливости, ответственности и торговли) создает глобальную карту захвата земель с целью создать к 2013 году интерактивную онлайн-карту по этой и многим другим проблемам экологической справедливости. Проект также предоставляет подробные ресурсы. о захвате земель, как это видео о захвате земель в Эфиопии.

Известные случаи

На Мадагаскаре недовольство населения по поводу продажи земли привело к жестоким протестам. Южнокорейская корпорация Daewoo вела переговоры с правительством Малагасии о покупке 1,3 миллиона гектаров, половины всех сельскохозяйственных земель, для производства кукурузы и пальмового масла. Эта инвестиция, хотя и была одной из многих, осуществленных на Мадагаскаре, привлекла там значительное внимание и привела к протестам против правительства.

В Судане, несмотря на неразрешенную политическую ситуацию и ситуацию с безопасностью в стране, произошли многочисленные крупномасштабные приобретения земли. Один из самых известных, в котором участвовал бывший партнер GRAPE по имени Фил Хейлберг, привлек внимание, играя в Rolling Stone. Хейлберг, который планирует инвестировать в 800 000 га земли в партнерстве со многими высшими гражданскими чиновниками Судана, вызвал критику своими высказываниями (относительно Африки и захвата земель), что «все это место похоже на одну большую канализацию — и я такой водопроводчик.»

В Мьянме поправка 2018 года к Закону об управлении пустующими, залежными и целинными землями 2012 года затрагивает миллионы сельских жителей, требуя регистрации земли и частной собственности на землю. Нерегистрация земли может повлечь за собой уголовные наказания за пребывание на этой земле. Новая поправка сильно затрагивает этнические районы и внутренне перемещенных лиц. Незарегистрированные земли были востребованы или проданы частным агропромышленным предприятиям.

Список захватов земель стран ЕС

Список захватов земель в гектарах участвующих стран ЕС в странах, не входящих в ЕС, согласно данным EU Land Matrix за 2016 год.