Вакуумный дирижабль

Вакуумный дирижабль

Вакуумный дирижабль: будущее воздушного транспорта

Вакуумный дирижабль, также известный как вакуумный воздушный шар, представляет собой гипотетический воздушный корабль, который вместо легких газов, таких как водород или гелий, использует вакуум для создания подъемной силы. Эта концепция была впервые предложена итальянским священником и ученым Франческо Ланой де Терци в 1670 году. Вакуумный дирижабль, или «FLanar» (сочетание имени Ланы и португальского слова «flanar», что означает «блуждать»), стал бы высшим достижением в области воздушного транспорта, обеспечивая максимальную подъемную силу за счет вытесненного объема.

История вакуумного дирижабля

С момента своего появления идея вакуумного дирижабля привлекала внимание ученых и изобретателей. В период с 1886 по 1900 год Артур Де Боссе пытался собрать средства для реализации своего проекта вакуумного дирижабля. Несмотря на первоначальную поддержку со стороны Конгресса США, общественность оставалась скептически настроенной. Историк Говард Скеймхорн упоминал, что известные ученые, такие как Октав Шанют и Альберт Фрэнсис Зам, публично осудили идею вакуумного дирижабля и математически доказали ее несостоятельность. Однако, несмотря на это, Де Боссе опубликовал книгу о своем проекте и предложил акции своей компании Transcontinental Aerial Navigation Company of Chicago на сумму 150 000 долларов. В конечном итоге его патентная заявка была отклонена, так как проект был признан полностью теоретическим и не имел практических испытаний.

В 1921 году Лаванда Армстронг предложила конструкцию с композитной стеной, которая включала вакуумную камеру, окруженную второй оболочкой, способной удерживать воздух под давлением. Эта конструкция напоминала ячеистую структуру, подобную сотам. В 1983 году Дэвид Ноэль обсуждал использование геодезической сферы, покрытой пластиковой пленкой, и двойного воздушного шара, содержащего сжатый воздух между оболочками и вакуум в центре. В 1982-1985 годах Эммануэль Блиамптис исследовал источники энергии и использование надувных опорных колец.

Несмотря на все эти усилия, конструкции с двойными стенками, предложенные Армстронгом, Ноэлем и Блиамптисом, не обеспечивали необходимой плавучести. Чтобы избежать коллапса, воздух между стенками должен иметь минимальное давление, пропорциональное доле общего объема, занимаемой вакуумной секцией. Это создает сложность в создании конструкции, которая была бы достаточно прочной, чтобы противостоять внешнему давлению, не увеличивая при этом общий вес.

Принцип работы вакуумного дирижабля

Дирижабли, как и другие летательные аппараты, работают по принципу плавучести, основанному на законе Архимеда. В традиционных дирижаблях подъемная сила создается за счет вытеснения воздуха легкими газами, такими как гелий или водород. Плотность воздуха при стандартных условиях составляет около 1,28 г/л, что означает, что 1 литр вытесненного воздуха может поднять 1,28 г. Вакуумные дирижабли, в свою очередь, заменяют легкий газ на среду, близкую к вакууму. Поскольку вакуум не имеет массы, его плотность близка к нулю, что теоретически позволяет каждому литру вакуума поднимать 1,28 г.

Однако основная проблема заключается в том,