Творческие индустрии

Творческие индустрии относятся к ряду видов экономической деятельности, связанных с созданием или эксплуатацией знаний и информации. Их также можно по-разному называть культурными индустриями (особенно в Европе) или креативной экономикой, а совсем недавно их стали называть Оранжевой экономикой в ​​Латинской Америке и Карибском бассейне.

Креативная экономика Хокинса включает рекламу, архитектуру, искусство, ремесла, дизайн, моду, кино, музыку, исполнительское искусство, издательское дело, исследования и разработки, программное обеспечение, игрушки и игры, телевидение и радио, а также видеоигры. Некоторые ученые считают, что индустрия образования, включая государственные и частные услуги, является частью креативных индустрий. Таким образом, остаются разные определения этого сектора.

Считается, что творческие индустрии становятся все более важными для экономического благосостояния, их сторонники предполагают, что «человеческое творчество является основным экономическим ресурсом» и что «отрасли двадцать первого века будут все больше зависеть от генерации знаний посредством творчества». и инновации».

Различные комментаторы высказывали разные предложения о том, какие виды деятельности следует включать в понятие «креативные индустрии», а само название стало спорным вопросом – со значительными различиями и совпадениями между терминами «креативные индустрии», «культурные индустрии» и «творческие индустрии». экономика» л.

Лэш и Урри предполагают, что каждая творческая индустрия имеет «непреодолимое ядро», связанное с «обменом финансов на права интеллектуальной собственности». Это перекликается с определением Министерства культуры, СМИ и спорта Великобритании (DCMS), которое описывает креативные индустрии как:

По состоянию на 2015 год определение DCMS признает девять творческих секторов, а именно:

К этому списку Джон Хокинс добавил бы игрушки и игры, включающие также гораздо более широкую область исследований и разработок в области науки и техники. Также утверждалось, что гастрономия принадлежит к такому списку.

Различные области инженерии не указаны в этом списке, который появился из отчетов DCMS. Это, вероятно, связано с тем, что инженеры занимают соответствующие должности в «некультурных» корпорациях, выполняя деятельность по проектированию, управлению, эксплуатации, обслуживанию, анализу рисков и надзору, среди прочего. Однако, исторически и в настоящее время, несколько задач инженеров можно считать высоко креативными, изобретательскими и инновационными. Вклад инженерии представлен новыми продуктами, процессами и услугами.

Хесмондхалх сокращает список до того, что он называет «основными культурными индустриями»: рекламы и маркетинга, вещания, кино, интернета и музыкальной индустрии, печатных и электронных издательств, видео- и компьютерных игр. Его определение включает только те отрасли, которые создают «тексты» или «культурные артефакты» и которые занимаются той или иной формой промышленного воспроизводства.

Список DCMS оказался влиятельным, и многие другие страны официально его приняли. Это также подверглось критике. Утверждалось, что разделение на сектора скрывает разницу между бизнесом, связанным с образом жизни, некоммерческими организациями и более крупным бизнесом, а также между теми, кто получает государственные субсидии (например, кино), и теми, кто этого не делает (например, компьютерные игры). Включение торговли антиквариатом часто оказывается под вопросом, поскольку она обычно не связана с производством (за исключением репродукций и подделок). Включение всех компьютерных услуг также подвергается сомнению.

Некоторые регионы, такие как Гонконг, предпочли строить свою политику вокруг более пристального внимания к владению авторскими правами в цепочке создания стоимости. Они принимают классификации ВОИС, которые делят творческие отрасли в зависимости от того, кому принадлежат авторские права на различных этапах производства и распространения творческого контента.

Межамериканский банк развития (IDB) назвал их для Латинской Америки и Карибского бассейна «оранжевой экономикой», которая определяется как «группа взаимосвязанных видов деятельности, посредством которых идеи преобразуются в культурные товары и услуги, ценность которых определяется интеллектуальной собственностью». «

Другие предложили проводить различие между теми отраслями, которые открыты для массового производства и распространения (кино и видео; видеоигры, радиовещание, издательское дело), ​​и теми, которые в первую очередь основаны на ремеслах и предназначены для потребления в определенном месте и момент (визуальные искусство; исполнительское искусство; культурное наследие).

DCMS классифицирует предприятия и профессии как творческие в зависимости от того, что в первую очередь производит предприятие и чем в первую очередь занимается работник. Таким образом, компания, производящая пластинки, будет классифицирована как принадлежащая к музыкальному промышленному сектору, а рабочий, играющий на фортепиано, будет классифицирован как музыкант.

Основная цель этого метода — количественная оценка — например, его можно использовать для подсчета количества фирм и числа работников, творчески занятых в любом данном месте, и, следовательно, для выявления мест с особенно высокой концентрацией творческой деятельности.

Это приводит к некоторым осложнениям, которые не сразу очевидны. Например, охранник музыкальной компании будет классифицирован как творческий сотрудник, хотя и не так творчески занят.

Тогда общая численность творческих сотрудников рассчитывается как сумма:

По мнению Ричарда Э. Кейвса, творческие индустрии характеризуются семью экономическими свойствами:

Свойства, описанные Кейвсом, подверглись критике за слишком жесткость (Towse, 2000). Не всеми творческими работниками движет исключительно «искусство ради искусства». Свойство «ars longa» также применимо к некоторым нетворческим продуктам (т. е. лицензионным продуктам). Свойство «время летит» справедливо и для крупных строительных проектов. Таким образом, креативные отрасли не уникальны, но они, как правило, имеют более высокие баллы по этим свойствам по сравнению с некреативными отраслями.

Часто возникает вопрос о границах между творческими индустриями и аналогичным термином индустрии культуры. Культурные индустрии лучше всего можно охарактеризовать как дополнительный сектор творческих индустрий. Индустрии культуры включают отрасли, которые сосредоточены на культурном туризме и наследии, музеях и библиотеках, спорте и мероприятиях на свежем воздухе, а также на различных видах деятельности, которые, возможно, варьируются от местных выставок домашних животных до множества увлечений. Таким образом, индустрии культуры больше озабочены созданием других видов ценностей, включая культурное и социальное богатство, а не денежным обеспечением. (См. также исследования учреждений культуры.)

Некоторые авторы, такие как американский теоретик городских исследований Ричард Флорида, выступают за более широкий акцент на продуктах работников умственного труда и считают, что «креативный класс» (его собственный термин) включает почти всех тех, кто предлагает профессиональные услуги, основанные на знаниях.

Фокус Флориды заставляет его уделять особое внимание природе творческой рабочей силы. В исследовании того, почему определенные города США, такие как Сан-Франциско, привлекают творческих продюсеров, Флорида утверждает, что высокая доля работников «креативного класса» вносит ключевой вклад в творческое производство, которое ищут предприятия. Он стремится количественно установить важность разнообразия и мультикультурализма в соответствующих городах, например, существование значительного публичного гей-сообщества, этнического и религиозного разнообразия и толерантности.

В глобальном масштабе на творческие отрасли, за исключением программного обеспечения и общих научных исследований и разработок, приходилось около 4% мирового экономического производства в 1999 году, который является последним годом, за который в настоящее время доступны полные сопоставленные данные. Оценки результатов, соответствующих научным исследованиям и разработкам, позволяют предположить, что на этот сектор можно будет отнести дополнительные 4-9%, если его определение будет расширено и включит в него такую ​​деятельность, хотя цифры значительно различаются в разных странах.

В 2015 году Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) оказала помощь в подготовке национальных исследований, в ходе которых был измерен размер более 50 отраслей авторского права по всему миру. Результаты перекомпиляции этих исследований показывают, что вклад ВВП в национальную экономику варьируется от 2% до 11%.

Если взять в качестве примера Великобританию, то в контексте других секторов творческие отрасли вносят гораздо более значительный вклад в объем производства, чем гостиничный бизнес или коммунальные услуги, и обеспечивают в четыре раза больший объем производства благодаря сельскому хозяйству, рыболовству и лесному хозяйству. С точки зрения занятости и в зависимости от определения включенной деятельности, этот сектор является основным работодателем для 4-6% работающего населения Великобритании, хотя это все еще значительно меньше, чем занятость, из-за традиционных областей работы, таких как розничная торговля и производство. .

В секторе творческих индустрий (опять же на примере Великобритании) тремя крупнейшими подсекторами являются дизайн, издательское дело, а также телевидение и радио. Вместе они обеспечивают около 75% доходов и 50% занятости.

Например, в таких странах, как Бразилия, исследование секторов с интенсивным использованием интеллектуальной собственности в бразильской экономике, проведенное в 2021 году, показало, что 450 из 673 экономических классов Бразилии можно отнести к секторам с интенсивным использованием интеллектуальной собственности, в которых в совокупности занято 19,3 миллиона человек. Совокупная доля бразильской креативной индустрии в ВВП в период с 2014 по 2016 год, рассчитанная по этим 450 экономическим классам, составила 2,1 триллиона реалов или 44,2% ВВП Бразилии.

Сложные цепочки поставок в творческих отраслях иногда затрудняют расчет точных цифр валовой добавленной стоимости в каждом подсекторе. Это особенно справедливо для подсекторов, ориентированных на услуги, таких как реклама, тогда как в подсекторах, ориентированных на продукцию, таких как ремесла, ситуация более проста.

У финансируемых государством служб развития творческих индустрий может возникнуть тенденция неточно оценивать количество творческих предприятий в процессе картирования. Почти во всех системах налогового кодекса, определяющих профессию человека, также есть неточности, поскольку многие творческие люди одновременно выполняют несколько ролей и должностей. Оба эти фактора означают, что к официальной статистике творческих индустрий следует относиться с осторожностью.

Креативные отрасли в Европе вносят значительный вклад в экономику ЕС, создавая около 3% ВВП ЕС, что соответствует годовой рыночной стоимости в миллиарды долларов, и в которых занято около 6 миллионов человек. Кроме того, этот сектор играет решающую роль в стимулировании инноваций, особенно в отношении устройств и сетей. ЕС занимает второе место в мире по количеству телесмотрений, производя больше фильмов, чем любой другой регион мира. В этом отношении недавно предложенная программа «Креативная Европа» (июль 2011 г.) поможет сохранить культурное наследие, одновременно увеличивая распространение творческих произведений внутри и за пределами ЕС. Программа будет играть важную роль в стимулировании приграничного сотрудничества, содействии взаимному обучению и повышении профессионализма этих секторов. Затем Комиссия предложит финансовый инструмент, управляемый Европейским инвестиционным банком, для обеспечения долгового и акционерного финансирования культурных и творческих индустрий. Роль негосударственных субъектов в управлении СМИ больше не будет игнорироваться. Таким образом, построение нового подхода, превозносящего решающую важность европейского игрового поля, может стимулировать принятие политики, направленной на создание благоприятной среды, позволяющей европейским компаниям, а также гражданам использовать свое воображение и творческий подход – оба источника инноваций – и, следовательно, конкурентоспособности и устойчивости. Предполагается адаптировать нормативную и институциональную базу для поддержки частно-государственного сотрудничества, в частности, в секторе СМИ. Поэтому ЕС планирует развивать кластеры, инструменты финансирования, а также прогнозную деятельность для поддержки этого сектора. Европейская комиссия желает помочь европейским авторам и аудиовизуальным предприятиям развивать новые рынки посредством использования цифровых технологий и задается вопросом, как разработка политики может наилучшим образом помочь в этом. Культура предпринимательства должна утвердиться благодаря более позитивному отношению к риску и способности к инновациям, предвосхищая будущие тенденции. Креативность играет важную роль в управлении человеческими ресурсами, поскольку художники и творческие профессионалы могут мыслить нестандартно. Более того, новые рабочие места, требующие новых навыков, созданных в посткризисной экономике, должны поддерживаться мобильностью рабочей силы, чтобы гарантировать трудоустройство людей там, где их навыки необходимы.

Во вступлении к специальному выпуску журнала Работа и профессии за 2013 год, посвященному художникам среди рабочей силы США, приглашенные редакторы утверждают, что, изучая трудовую жизнь художников, можно выявить характеристики и действия, которые помогают как отдельным работникам, так и работникам. а политики адаптируются к меняющимся экономическим условиям. Элизабет Линго и Стивен Теппер ссылаются на многочисленные источники, предполагающие, что навыки художников позволяют им «выходить за рамки существующих рынков и создавать совершенно новые возможности для себя и других». В частности, Линго и Теппер предполагают, что работники искусства являются «катализаторами перемен и инноваций», потому что они «сталкиваются с особыми проблемами управления двусмысленностью, развития и поддержания относительной идентичности и формирования сообщества в контексте индивидуальной предпринимательской экономики» (2013). Из-за этих адаптивных навыков предполагается, что «изучение того, как художники справляются с неопределенностью и факторов, которые влияют на их успех, должно быть актуальным для понимания этих более широких социальных и экономических тенденций, с которыми сталкивается сегодняшняя (и завтрашняя) рабочая сила».

Такой взгляд на художника как на агента перемен меняет вопросы, которые исследователи задают о творческой экономике. Старые исследовательские вопросы будут сосредоточены на таких темах, как «навыки, практика работы, контракты, разница в заработной плате, стимулы к трудоустройству, формальные полномочия, каналы трудоустройства и потоки рабочей силы различных профессиональных категорий». Примеры новых вопросов:

В то время как некоторые страны первого мира изо всех сил пытаются конкурировать на традиционных рынках, таких как производство, многие теперь рассматривают творческую индустрию как ключевой компонент новой экономики знаний, способной, возможно, обеспечить возрождение городов, часто посредством инициатив, связанных с эксплуатацией культурного наследия, что приводит к рост туризма. Часто утверждают, что в будущем идеи и воображение таких стран, как Великобритания, станут их величайшим активом; В подтверждение этого аргумента ряд университетов Великобритании начали предлагать творческое предпринимательство в качестве особой области для обучения и исследований. Действительно, данные правительства Великобритании показывают, что творческие отрасли Великобритании создают более миллиона рабочих мест и приносят миллиарды долларов в экономику Великобритании (DCMS Creative Industries Mapping Document 2001), хотя наборы данных, лежащие в основе этих цифр, открыты. к вопросу.

В последние годы креативные индустрии становятся «все более привлекательными для правительств за пределами развитых стран». В 2005 году XI Группа высокого уровня по творческим индустриям и развитию Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) заказала несколько исследований для выявления проблем и возможностей, с которыми сталкивается рост и развитие творческих индустрий в развивающихся отраслях. Как выразился Каннингем и др. (2009), «использование творчества приносит с собой потенциал создания нового богатства, развития местных талантов и генерации творческого капитала, развития новых экспортных направлений». рынки, значительный мультипликативный эффект во всей экономике в целом, использование информационно-коммуникационных технологий и повышение конкурентоспособности в условиях все более глобальной экономики». Ключевой движущей силой интереса к творческим индустриям и развитию является признание того, что ценность творческого производства заключается в идеях и индивидуальном творчестве, а развивающиеся страны имеют богатые культурные традиции и резервы творческих талантов, которые закладывают базовую основу для творческих предприятий. Отражая растущий интерес к потенциалу креативных индустрий в развивающихся странах, в октябре 2011 года в правительстве Индонезии было создано Министерство туризма и креативной экономики, первым министром которого была назначена известная экономистка Мари Пангесту.