Трение ремня – это термин, описывающий силы трения между ремнем и поверхностью, например ремнем, обернутым вокруг столбика. Когда сила прикладывает натяжение к одному концу ремня или веревки, обернутой вокруг изогнутой поверхности, сила трения между двумя поверхностями увеличивается с увеличением количества обхвата изогнутой поверхности, и только часть этой силы (или результирующего натяжения ремня) передается на другой конец ремня или веревки. Трение ремня можно смоделировать с помощью уравнения трения ремня.
На практике теоретическое натяжение, действующее на ремень или канат, рассчитанное по уравнению трения ремня, можно сравнить с максимальным натяжением, которое может выдержать ремень. Это помогает разработчику такой системы определить, сколько раз ремень или веревка необходимо обернуть вокруг изогнутой поверхности, чтобы предотвратить ее соскальзывание. Альпинисты и парусные экипажи демонстрируют практические знания трения ремня при выполнении задач с веревками, блоками, кнехтами и шпилями.
Уравнение, используемое для моделирования трения ремня, предполагает, что ремень не имеет массы и его материал имеет фиксированный состав:
где — натяжение тянущей стороны, — натяжение стороны сопротивления, — коэффициент статического трения, не имеющий единиц измерения, а — угол в радианах, образованный первой и последней точками соприкосновения ремня со шкивом с вершиной в центре шкива.
Натяжение на тянущей стороне ремня и шкива может увеличиваться в геометрической прогрессии, если величина угла ремня увеличивается (например, он многократно оборачивается вокруг сегмента шкива).
Если веревка лежит в равновесии под действием касательных сил на шероховатой ортотропной поверхности, то выполняются три следующих условия (все они):
1. Отсутствие расслоения – нормальная реакция положительна для всех точек кривой каната:
, где — нормальная кривизна кривой каната.
2. Коэффициент трения сопротивления и угол удовлетворяют следующим требованиям. критерии для всех точек кривой
3. Предельные значения касательных сил:
Силы на обоих концах веревки и удовлетворяют следующему неравенству
с ,
где — геодезическая кривизна верёвочной кривой, — это кривизна кривой каната, — коэффициент трения в тангенциальном направлении.
Если , то .
Это обобщение было получено Конюховым А.,
Существуют определенные факторы, которые помогают определить значение коэффициента трения. Этими определяющими факторами являются:
Понимание трения ремня необходимо для парусных экипажей и альпинистов. Их профессия требует умения понимать, какой вес может выдержать веревка с определенной натяжной способностью по сравнению с количеством намоток на шкив. Слишком большое количество оборотов вокруг шкива делает неэффективным втягивание или отпускание веревки, а слишком малое число может привести к проскальзыванию веревки. Неправильная оценка способности системы троса и шпиля поддерживать надлежащие силы трения может привести к поломке и травме.