
Компания Tesla долго обещала выпуск доступного электромобиля, который бы помог многим отказаться от бензиновых автомобилей. Илон Маск неоднократно заявлял о планах выпустить электрокар стоимостью около 25 тысяч долларов, который изменит автомобильную индустрию. Однако вместо создания нового доступного автомобиля Tesla решила выпустить упрощённые версии своих популярных моделей — Model 3 и Model Y.
Новые версии называются Model Y Standard и Model 3 Standard. Они стоят от 41 600 и 38 640 долларов соответственно и уже доступны для заказа с поставками, начинающимися в декабре 2025 года. Эти автомобили основаны на обновлённых версиях моделей, но из них убрали множество стандартных функций, чтобы снизить цену. Например, исчезли световые панели спереди и сзади, панорамная крыша, электроскладывающиеся зеркала, второй дисплей для пассажиров, а также некоторые элементы подсветки и элементы интерьера.
Обе модели оснащены приводом на задние колёса, разгоняются до 100 км/ч за 6,8 секунд и могут заряжаться быстрыми зарядками с добавлением 150 миль пробега за 15 минут. В салоне теперь установлен 15,4-дюймовый экран, голосовой помощник на базе Grok, подогрев передних сидений и руля, а отделка выполнена из текстиля и веганской кожи. Однако звук теперь воспроизводится через 7 динамиков без сабвуфера, отсутствует AM/FM радио и расширенное хранилище в центральной консоли. Руль регулируется вручную, а система помощи водителю лишена функции Autosteer.
Изначально ожидалось, что Tesla создаст совершенно новый доступный электромобиль на базе следующего поколения платформы с новым дизайном, вдохновлённым Cybertruck. Однако компания сосредоточилась на дорогом и спорном Cybertruck, который не оправдал ожиданий. Планы по выпуску дешёвого электромобиля также были приостановлены в пользу разработки автономного автомобиля без руля с ценой ниже 30 тысяч долларов.
Запуск упрощённых Model 3 и Model Y рассматривается как попытка оживить продажи Tesla, которые снижаются второй год подряд. Однако эксперты отмечают, что снижение цены всего на 5 тысяч долларов относительно предыдущих моделей не может считаться значительным достижением и может привести к каннибализации продаж более дорогих версий. По мнению аналитиков, настоящий доступный электромобиль с ценой ниже 30 тысяч долларов имел бы гораздо больший успех на рынке, особенно учитывая рост средней цены новых автомобилей и ужесточение условий автокредитования.
Таким образом, Tesla, обладая масштабами и возможностями, могла бы полностью изменить рынок электромобилей. Вместо этого компания решила пойти по пути упрощения уже существующих моделей, не предлагая действительно доступных решений для массового покупателя.


