Строительство готического собора

Строительство готических соборов было амбициозным, дорогостоящим и технически сложным аспектом жизни позднего средневековья.

Строительство готического собора
Склеп 2 Рочестерского собора

С конца XI века до эпохи Возрождения, в основном в Западной Европе, строительство готических соборов требовало значительного финансирования, высококвалифицированных рабочих и инженерных решений сложных технических проблем. Завершение строительства нового собора часто занимало не менее полувека, однако многие требовали больше времени или были перестроены после пожаров или других повреждений. Поскольку строительство могло занять очень много времени, многие соборы строились поэтапно и отражали различные аспекты готического стиля.

Строительство Сен-Жак де Компостель
Амьенский собор 008
Центральная барабанная перепонка Шартра

XI-XIII века принесли беспрецедентный рост населения и процветание Северной Европы, особенно в крупных городах, и особенно в тех городах, которые находились на торговых путях. Старые романские соборы были слишком малы для населения, и городские лидеры хотели видеть видимые символы своего нового богатства и престижа. Частые пожары в старых соборах также стали причиной строительства нового здания, как, например, Шартрский собор, Руанский собор, Буржский собор и многие другие.

Крещение Сент-Шапель MNMA Cl23717

Епископы, такие как Морис де Сюлли из Нотр-Дама де Пари, обычно вносили значительную сумму. Богатым прихожанам предлагалось отдать процент от своего дохода или имущества в обмен на право быть похороненным под полом собора. В 1263 году папа Урбан IV предложил папские индульгенции, или прощение временных последствий греха на один год, богатым жертвователям, сделавшим крупные пожертвования. Для менее богатых членов церкви приветствовались пожертвования в натуральной форме, такие как работа на несколько дней, использование волов для перевозки или пожертвования материалов. Священные мощи святых, хранящиеся в соборах, были выставлены для привлечения паломников, которым также было предложено сделать пожертвования. Иногда реликвии везли крестным ходом в другие города для сбора денег.

Гильдии различных профессий города, такие как пекари, торговцы мехом и драпировщики, часто делали пожертвования, а взамен небольшие панели витражей в окнах нового собора иллюстрировали их деятельность.

Мендель I 079 р
Беговая дорожкакран
20050921Кэт ШартрБ

Ключевой фигурой в строительстве собора был мастер-строитель или мастер-каменщик, который отвечал за все аспекты строительства. Одним из примеров был Готье де Варенфруа, мастер-строитель собора Эвре. Его контракт, подписанный в 1253 году с магистром собора и капитулом Эвре, платил ему пятьдесят фунтов в год. От него требовалось жить в Эвре и никогда не отсутствовать на строительной площадке более двух месяцев.

Вавилонская башня-неизвестно
Bourges-Kathedrale-134-Fenster-Joseph-2008-gje
Реконструкция Иерусалимского храма

Мастера-каменщики были членами особенно влиятельной гильдии, Корпорации масонов, самой организованной и самой скрытной из средневековых гильдий. Имена мастеров-каменщиков ранней готической архитектуры иногда неизвестны, но более поздние мастера-каменщики, такие как Годвин Гретисд, строитель Вестминстерского аббатства для короля Эдуарда Исповедника, и Пьер де Монтрей, работавший над Нотр-Дам де Пари и аббатством Сен-Дени, стал очень известным. Эд де Монтрей, главный каменщик французского Людовика IX, консультировал его по всем архитектурным вопросам и сопровождал короля в его катастрофическом Седьмом крестовом походе.

Реймсский собор Хьюг Либержье

Мастерство каменщика часто передавалось от отца к сыну. Знаменитой семьей строителей соборов была семья Петра Парлера, родившегося в 1325 году, который работал на Пражском соборе, за ним следовали его сын и внук. Работы Парлеров повлияли на европейские соборы даже в Испании. Мастера-каменщики часто путешествовали, чтобы увидеть другие проекты и консультироваться друг с другом по техническим вопросам. Они также стали богатыми. В то время как зарплата среднего каменщика или плотника составляла двенадцать фунтов в год, мастер-каменщик Уильям Винфорд получал сумму, эквивалентную трем тысячам фунтов в год.

Мастер-каменщик отвечал за все аспекты строительной площадки, включая подготовку планов, выбор материалов, координацию работы мастеров и оплату труда рабочих. Ему также требовались глубокие знания христианского богословия, поскольку ему приходилось регулярно консультироваться с епископом и канониками о религиозных функциях здания. Эпитафия мастера-каменщика Пьера де Монтрея из Нотр-Дама де Пари описывает его как «врача камней». На могиле Хьюга Либержье, мастера-каменщика Реймсского собора, он также изображен в мантии доктора богословия.

Мастера-каменщики обычно сначала делали модель здания из папье-маше, дерева, гипса или камня, чтобы представить ее епископу и каноникам. Планы определенных частей иногда рисовались или наносились в полном масштабе на пол в крипте или другой части рабочего места, где с ними можно было легко ознакомиться. Оригинальные планы Пражского собора были заново обнаружены в 19 веке и использовались для завершения строительства.

Мастер мира 001

Для строительства собора потребовалось огромное количество камня, а также древесины для строительных лесов и железа для арматуры.

Иногда камень из более ранних построек перерабатывался, как в соборе Бове, но обычно приходилось добывать новый камень, и в большинстве случаев карьеры находились на значительном расстоянии от места строительства собора. В некоторых случаях, например, в соборах Лиона и Шартра, карьеры принадлежали собору. В других случаях, таких как собор Тура и собор Амьена, строители приобретали права на добычу всего необходимого камня из карьера в течение определенного периода времени. Камни обычно добывались и грубо обтачивались в карьере, а затем доставлялись по дороге или, предпочтительно, отправлялись на строительную площадку. Для некоторых ранних английских соборов камень привозили из Нормандии, в карьерах которой добывался исключительно прекрасный камень бледного цвета – канский камень.

Предпочтительным строительным камнем в Иль-де-Франс был известняк. Как только камни были огранены, на них постепенно образовался налет обжига, который их защитил. Камень был вырезан в карьере, чтобы он мог обжечься перед отправкой на строительную площадку. Когда в 1960-х годах фасад Нотр-Дама де Пари очистили от сажи и грязи, был обнажён первоначальный белый цвет.

На суше камни часто передвигали волы; для некоторых поставок требовалось до двадцати упряжек по два быка в каждой. Волы сыграли особую роль при строительстве Лаонского собора, перенеся все камни на вершину крутого холма. За их труд они были удостоены чести статуй шестнадцати быков, установленных на башнях собора.

На каждом камне на строительной площадке было три отметки каменщика, расположенные на той стороне, которая не была бы видна в готовом соборе. Первый указал место своего происхождения; второй указывал положение камня и направление, в котором он должен быть обращен; а третий был фирменным знаком резчика по камню, чтобы мастер-каменщик мог оценить качество. Эти отметки позволили современным историкам проследить работу отдельных резчиков по камню от собора к собору.

Огромное количество древесины использовалось в готическом строительстве для изготовления лесов, платформ, подъемников и балок. Часто использовались прочные твердые породы древесины, такие как дуб и орех, что приводило к нехватке этих деревьев и в конечном итоге привело к практике использования более мягкой сосны для строительных лесов и повторного использования старых строительных лесов с места работы на место.

Жан Фуке – Здание собора – WGA8036

Железо также использовалось в ранней готике для укрепления стен, окон и сводов. Поскольку железо ржавело и пришло в негодность, что привело к разрушению стен, его постепенно заменили другими, более прочными формами поддержки, такими как контрфорсы. Наиболее заметным применением железа было усиление стекол окон-розеток и других больших витражей, что сделало возможным их огромный размер (четырнадцать метров в диаметре в Страсбургском соборе) и их замысловатый дизайн.

Бурдон Эммануэль в 2016 году %2836378821523%29
Кафедральный собор и Шартр-Эглиз-Басс037

С течением времени материалы постепенно становились более стандартизированными, и некоторые детали, такие как колонны, карнизы и строительные блоки, можно было производить серийно для использования на нескольких объектах. Полноразмерные шаблоны использовались для создания сложных конструкций, таких как своды или части ребристых колонн, которые можно было повторно использовать на разных объектах. Результатом этих усилий стала поразительная степень точности. Каменные колонны трифория апсиды Шартрского собора имеют максимальный разброс плюс-минус 19 мм (0,75 дюйма). Лишние материалы и каменная крошка не были потрачены зря. Вместо того, чтобы строить стены из цельного камня, стены часто строили с двумя гладкими каменными гранями, заполненными изнутри каменным щебнем.

Шартр - Витраж де ла Ви де Жозеф
Дагобер посещает шантье де ля строй де Сен-Дени
Бурж - Cath%C3%A9drale - Витро -40

Соборы традиционно строились с востока на запад. Если новое здание заменяло старый собор, сначала сносили хор в восточной части старого собора, чтобы начать строительство нового здания, а неф на западе оставляли для религиозных служб. После того как новый хор был завершен и освящен, остальная часть старого собора постепенно была снесена. Первыми были построены стены и колонны, деревянные леса и крыша. Когда крыша была установлена, а стены укреплены контрфорсами, можно было начинать строительство сводов.

Мендель I 004 р

Одним из самых сложных этапов было возведение ребристых сводов, закрывавших неф и хоры. Их тонкие ребра направляли вес сводов на тонкие колонны, ведущие вниз к большим опорным колоннам внизу. Первым шагом в строительстве свода было возведение деревянных лесов до уровня верха несущих колонн. Затем поверх лесов был построен точный деревянный каркас, повторяющий форму ребер. Затем каменные сегменты ребер были аккуратно уложены в раму и зацементированы. Когда все ребра были на месте, краеугольный камень был помещен в вершину, где они сходились. После того, как замковый камень был установлен на место, ребра могли стоять отдельно. Затем рабочие заполняли отсеки между ребрами тонким слоем небольших подогнанных кусков кирпича или камня. Рамка была удалена. После того, как отсеки были закончены, их внутреннюю поверхность, видимую снизу, оштукатурили, а затем покрасили, и свод был готов.

Англия ЙоркМистер ДжессиДерево c1170

Для этого процесса требовалась команда специализированных рабочих. Сюда входили каменщики, обрезавшие камень, позеры, устанавливавшие камни на место; и слои, которые скрепляли кусочки вместе. Эти мастера работали вместе с плотниками, строившими сложные леса и модели.

Мастер Якова IV Шотландского %28Flemish%2C до 1465 - около 1541%29 - Илия молит об огне с небес - Google Art Project

Работа продолжалась шесть дней в неделю, от восхода до захода солнца, кроме воскресенья и религиозных праздников.

Камни были закончены на месте и установлены на место, следуя чертежам мастера-каменщика, выставленным в его мастерской на месте, или иногда начертанным на полу самого собора. Некоторые из этих планов все еще можно увидеть на полу Лионского собора.

Поскольку готические соборы были самыми высокими зданиями, построенными в Европе со времен Римской империи, для подъема камней на самые высокие уровни требовались новые технологии. Были разработаны различные краны. Среди них был кран с беговой дорожкой, тип подъемника, приводимый в действие одним или несколькими людьми, идущими внутри большой беговой дорожки (фр.: ecureuil, дословно ‘белка’). Колесо варьировалось в размерах от 0,5 до 8 м (от 1 фута 8 дюймов до 26 футов 3 дюйма) и позволяло одному человеку поднимать вес до 600 кг (1300 фунтов).

КельнскийСоборКрипта

Зимой строительство на объекте обычно прекращалось. Чтобы дождь или снег не повредили незавершенную кладку, ее обычно засыпали удобрениями. Только скульпторы и камнерезы в своих мастерских смогли продолжить работу.

Каменщики, строители строительных растворов, плотники и другие рабочие были высококвалифицированными, но обычно неграмотными. Управляли ими мастера, подчинявшиеся мастеру-каменщику. Бригадиры использовали такие инструменты, как компас, чтобы измерить и увеличить планы до полного размера, а также выровняли свинец в стеклянных трубках, чтобы убедиться, что блоки расположены ровно. Обработчики камня использовали аналогичные инструменты, чтобы убедиться, что поверхности плоские, а края находятся под точным прямым углом. Их инструменты часто изображались на средневековых миниатюрных рисунках того периода (см. галерею).

Освещение фасада собора Амьена

Склепы с подземными сводами обычно были частью фундамента здания и строились первыми. Многие готические соборы, такие как Нотр-Дам де Пари и Шартр, были построены на месте романских соборов и часто использовали тот же фундамент и склеп. В романские времена склеп использовался для хранения священных реликвий и часто имел собственные часовни и, как в склепе 11-го века первого Шартрского собора, глубокий колодец. Романский склеп Шартрского собора был значительно расширен в 11 веке; он имеет U-образную форму и длину 230 м (750 футов). Он пережил пожар XII века, уничтоживший романский собор, и был использован в качестве фундамента для нового готического собора. Стены часовен-криптов были расписаны готическими фресками. Имена мастеров-каменщиков часто писались на стенах склепов соборов.

Ландауэр I 059 р

Витражи были неотъемлемым элементом собора, наполняя интерьер цветным светом. Они становились все больше и больше в течение готического периода, пока не заполнили все стены под сводами. В ранний готический период окна были относительно небольшими, а стекло было толстым и густо окрашенным, что придавало свету таинственное качество, которое сильно контрастировало с темным интерьером. В более поздний период строители установили гораздо большие окна и часто использовали серое или белое цветное стекло, или гризайль, что делало интерьер намного светлее.

Страсбургский крипта кат%C3%A9drale Нотр-Дам Месс де Реквием 2013 08

Сами окна изготавливались двумя разными группами мастеров, обычно в разных местах. Цветное стекло изготавливали в мастерских, расположенных вблизи лесов, поскольку для плавки стекла требовалось огромное количество дров. Расплавленное стекло окрасили оксидами металлов, а затем выдули в пузырь, который разрезали и расплющили на небольшие листы.

Затем листы стекла переносились в мастерскую оконника, обычно расположенную недалеко от собора. Там на большом столе был сделан точный чертеж окна в натуральную величину с указанием цветов. Мастера откололи небольшие кусочки цветного стекла, чтобы заполнить рисунок. Когда все было готово, кусочки стекла вставлялись в пазы тонких свинцовых полосок, а затем полоски спаивались вместе. Лица и другие детали были нарисованы на стекле стекловидными эмалевыми красками, которые обожжены в печи для приваривания краски к стеклу. Секции были закреплены в каменных стойках окна. и укреплен железными прутьями.

В период поздней готики окна были больше и расписаны более сложной техникой. Иногда их покрывали тонким слоем цветного стекла, и этот слой тщательно процарапывали, чтобы добиться более тонкой растушевки, придающей изображениям большей реалистичности. Это называлось блестящим стеклом. Постепенно окна все больше напоминали картины, но утратили часть яркого контраста и насыщенности цвета раннеготического стекла.

Скульптура была важнейшим элементом готического собора. Его целью было проиллюстрировать персонажей, истории и послания Библии обычным прихожанам церкви, подавляющее большинство которых было неграмотно. Фигуративная скульптура была распространена на тимпанах романских церквей, но в готической архитектуре она постепенно распространилась по всему фасаду и трансептам и даже внутренней части фасада.

Скульпторы не выбирали тематику своих работ. Церковная доктрина предусматривала, что темы будут определяться отцами церкви, а не художниками. Тем не менее, готические художники со временем стали добавлять фигуры со все более реалистичными чертами и выразительными лицами, и постепенно статуи становились более реалистичными и отделялись от стен.

Ранней инновационной особенностью, использованной готическими скульпторами, была статуя-колонна. В Сен-Дени двадцать статуй апостолов поддерживали центральный портал, буквально изображая их «столпами церкви». Оригиналы были уничтожены во время Французской революции, и остались только фрагменты. Идея была адаптирована для западного крыльца Шартрского собора (около 1145 г.), возможно, теми же скульпторами.

Следы краски на скульптурах порталов готических соборов указывают на то, что изначально они, вероятно, были окрашены в яркие цвета. Этот эффект был воссоздан в Амьенском соборе с использованием проецируемого света.

Башни были важной особенностью готического собора; они символизировали стремление к небесам. Традиционное готическое расположение, последовавшее за Сен-Дени под Парижем, представляло собой две башни одинакового размера на западном фасаде, обрамляющие крыльцо с тремя порталами. В Нормандии и Англии центральную башню часто добавляли над местом встречи трансепта и основной части церкви, как в соборе Солсбери.

Поскольку башни обычно строились последними, иногда намного позже других частей здания, их часто полностью или частично строили в разных стилях. Южная башня Шартрского собора по большей части до сих пор представляет собой первоначально романскую башню, построенную в 1140-х годах. Северная башня, построенная в то же время, пострадала от удара молнии и была перестроена в 16 веке в Ярком стиле.

Башни имели практическое назначение: служить сторожевыми башнями и, что более важно, содержать колокола, которые отбивали час и звонили, чтобы отпраздновать важные события, когда присутствовал король, или во время похорон и траура. Первоначально собор Парижской Богоматери имел десять колоколов: восемь в северной башне и два, самые большие, в южной башне. Главный колокол, или бурдон, по имени Эммануэль, был установлен в северной башне в 15 веке и стоит до сих пор. Чтобы позвонить в этот единственный колокол, потребовалась сила одиннадцати человек, которые тянули веревки из комнаты внизу. Звон колоколов был настолько громким, что звонари на несколько часов после этого оглохли.