
Space давно позиционирует Starship как полностью многоразовую ракету, способную доставлять тысячи килограммов груза на Марс и обеспечивать мультипланетарное существование человечества. Однако масштабная многоразовость требует от космического аппарата способности выдерживать сбои и неисправности, чтобы одна ошибка не становилась катастрофой для всей миссии.
Десятый тестовый полёт, прошедший во вторник вечером, наглядно продемонстрировал, что Space делает упор на устойчивость к ошибкам. По итогам полёта компания сообщила, что испытание максимально расширило понимание пределов возможностей ракеты. Это знание крайне важно для будущих запусков спутников Starlink, коммерческих грузов и, в перспективе, космонавтов.
Во время старта инженеры специально создали несколько неисправностей, чтобы проверить тепловой экран, резервные системы двигателей и повторный запуск двигателя Raptor в космосе.
Тепловой экран — одна из самых сложных инженерных задач для Space. Верхняя ступень Starship покрыта тысячами шестиугольных керамических и плиток, которые защищают от экстремального нагрева при входе в атмосферу. В этом испытании инженеры намеренно сняли плитки с некоторых участков и проверяли новый тип плиток с активным охлаждением, чтобы собрать данные для улучшения конструкции.
Напомним трагедию шаттла Columbia в 2003 году, когда повреждение теплового экрана привело к катастрофе при возвращении на Землю.
Space также проверила резервирование двигателей. Во время приземления ускорителя Super Heavy инженеры отключили один из трёх центральных двигателей и успешно включили запасной, отработав сценарий отказа двигателя.
Кроме того, компания добилась повторного запуска двигателя Raptor в космосе — это второй успешный опыт такого манёвра. Надёжный повторный запуск двигателя необходим для дальних миссий, дозаправок топлива и некоторых операций с полезной нагрузкой.
NASA требует от Space создания теплового экрана, выдерживающего повторный вход в атмосферу, и способности двигателя к повторному запуску на орбите для программы Artemis, направленной на высадку людей на Луну. Space уже получила более 4 миллиардов долларов на разработку версии Starship для лунных миссий, первая из которых запланирована на середину 2027 года.
Компания тщательно тестирует и анализирует все данные, чтобы обеспечить безопасность и надежность ракеты, и готовится к выпуску следующего поколения Starship — версии Block 3 с более мощным двигателем, обновлёнными управляемыми поверхностями и усовершенствованными системами навигации и управления.
Следующий этап — использование полученных данных для улучшения конструкции и приближение к регулярным запускам, которые, по замыслу Илона Маска, смогут осуществляться более 24 раз в сутки.


