Швейная промышленность или швейная промышленность обобщает виды торговли и промышленности по цепочке производства и создания стоимости одежды и швейных изделий, начиная с текстильной промышленности (производители хлопка, шерсти, меха). и синтетическое волокно), украшения с использованием вышивки, через индустрию моды для розничных торговцев одеждой, а также для торговли подержанной одеждой и переработки текстиля. Производственные сектора опираются на богатые технологии производства одежды, некоторые из которых, такие как ткацкий станок, хлопкоочистительная машина и швейная машина, ознаменовали индустриализацию не только прежних методов производства текстиля. Швейная промышленность также известна как смежные отрасли, индустрия моды, швейная промышленность или промышленность мягких товаров.
К началу 20-го века промышленность в развитом мире часто привлекала иммигрантов к работе в «потовых цехах», которые обычно были законными, но иногда действовали незаконно. Они нанимали людей в скученных и враждебных условиях, работали на ручных швейных машинах и получали зарплату ниже прожиточного минимума за смены продолжительностью до 10–13 часов. Эта тенденция усугубилась из-за попыток защитить существующие отрасли, которым бросили вызов развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Индийского субконтинента и Центральной Америки. Хотя глобализация привела к тому, что производство в значительной степени было перенесено на зарубежные рынки труда, в областях, исторически связанных с торговлей, возникла тенденция сместить акцент на более «белые воротнички» отрасли дизайна одежды, моделирования одежды и розничной торговли. Районы, исторически активно вовлеченные в «торговлю тряпками», включают Лондон и Милан в Европе, а также район Сохо в Нью-Йорке.
Термины «швейная промышленность», «текстильная индустрия» и «индустрия моды» во многом совпадают. Сектор одежды занимается всеми видами одежды: от модной одежды до униформы, электронного текстиля и спецодежды. Текстильная промышленность меньше заботится о моде, но производит ткани и волокна, необходимые для пошива одежды. Индустрия моды внимательно следит и устанавливает модные тенденции, чтобы всегда предлагать новинки нефункциональной одежды.
Швейная промышленность вносит важный вклад в экономику многих стран. Защитники труда подвергли индустрию готовой одежды критике за использование потогонных мастерских, сдельной работы и детского труда.
Условия труда в странах с низким уровнем заработной платы получили критическое освещение в средствах массовой информации, особенно после крупномасштабных катастроф, таких как обрушение здания в Саваре в 2013 году или пожар на фабрике Triangle Shirtwaist.
В 2016 году крупнейшими странами-экспортерами одежды были Китай (161 миллиард долларов), Бангладеш (28 миллиардов долларов), Вьетнам (25 миллиардов долларов), Индия (18 миллиардов долларов), Гонконг (16 миллиардов долларов), Турция (15 миллиардов долларов) и Индонезия (7 миллиардов долларов). ). По прогнозам, к 2025 году рынок США будет стоить 385 миллиардов долларов. Также прогнозируется, что к 2023 году доход от электронной коммерции в США составит 146 миллиардов долларов.
Согласно базе данных статистики торговли сырьевыми товарами Организации Объединенных Наций, мировой рынок экспорта текстиля и одежды в 2013 году составил 772 миллиарда долларов.
В 2016 году крупнейшими странами-экспортерами одежды были Китай (161 миллиард долларов), Бангладеш (28 миллиардов долларов), Вьетнам (25 миллиардов долларов), Индия (18 миллиардов долларов), Гонконг (16 миллиардов долларов), Турция (15 миллиардов долларов) и Индонезия (7 миллиардов долларов). ).
Зоны экспортной переработки (ЭПЗ) — это обозначенные территории, где производители могут импортировать материалы, перерабатывать и собирать товары для реэкспорта, освобождаясь от налогов и пошлин. Многие производители рассматривают ЗЭП как катализаторы экономического роста с минимально возможным регулированием, поэтому перемещают производство в эти зоны для максимизации прибыли. По данным структуры «ООН-женщины» (ранее известной как ЮНИФЕМ), женщины составляют значительное большинство рабочей силы в ЗЭП: 90% в Никарагуа, 80% в Бангладеш и 75% в Гондурасе, на Филиппинах и в Шри-Ланке.
Многие западные транснациональные корпорации используют рабочую силу в Бангладеш, которая является одной из самых дешевых в мире: 30 евро в месяц по сравнению со 150 или 200 в Китае. В 2005 году фабрика рухнула и унесла жизни 64 человек. В 2006 году в результате серии пожаров погибло 85 человек и 207 получили ранения. В 2010 году около 30 человек погибли от удушья и ожогов в двух серьезных пожарах.
В 2006 году десятки тысяч рабочих мобилизовались в одном из крупнейших забастовочных движений страны, затронувшем почти все из 4000 заводов. Ассоциация производителей и экспортеров одежды Бангладеш (BGMEA) использовала силы полиции для подавления протеста. Трое рабочих были убиты, еще сотни были ранены пулями или заключены в тюрьму. В 2010 году после новой забастовки в результате репрессий среди рабочих пострадали около 1000 человек.
24 апреля 2013 года в районе Савар-Упазила округа Дакка, Бангладеш, обрушилось коммерческое здание под названием Rana Plaza. Рана Плаза когда-то представляла собой 8-этажное здание, в котором располагалось множество швейных фабрик, в том числе Zara, Joe Fresh и Walmart. 24 апреля 2013 года здание обрушилось, в результате чего погибли 1134 человека, многие получили ранения. Структурные трещины в здании «Рана Плаза» были обнаружены накануне, но многим работникам было приказано выйти на работу на следующий день. Трагедия Рана Плаза привлекла внимание всего мира к реальности текстильной промышленности и современных текстильщиков. Поиски погибших завершились 13 мая 2013 года.
Хотя с начала 1900-х годов было достигнуто множество успехов, «к началу двадцать первого века мало что изменилось для текстильщиков во всем мире. Женщины-работницы фабрик в Бангладеш, например, зарабатывают на 40% меньше, чем мужчины». Распространенной тактикой производителей является передача рабочей силы на аутсорсинг и перемещение ее в «страны с самой низкой заработной платой и, как следствие, с самыми низкими стандартами труда». В XXI веке женщинам по-прежнему часто недоплачивают и недооценивают текстиль, который они производят, и «из-за того, что исторически он ассоциируется с «дешевым» и «гибким» трудом женщин в текстильной и швейной промышленности, он особенно подходит для динамика производства на мировом конвейере. Это дешево как с точки зрения преобладающего уровня заработной платы, так и с точки зрения нездоровых и небезопасных условий, в которых часто живут женщины».
Швейная промышленность Камбоджи представляет собой самую большую часть производственного сектора страны, на нее приходится 80% всего экспорта. В 2012 году экспорт вырос до 4,61 млрд долларов США, что на 8% больше, чем в 2011 году. В первой половине 2013 года швейная промышленность Камбоджи сообщила об экспорте на сумму 1,56 млрд долларов США. В секторе занято 335 400 работников, из которых 91% — женщины.
Сектор в основном работает на заключительном этапе производства одежды, то есть на этапе превращения пряжи и тканей в одежду, поскольку в стране отсутствует мощная база текстильного производства.
Китай уже более десяти лет удерживает позицию крупнейшего в мире производителя одежды, контролируя более 50% мирового производства одежды. В 2021 году рынок одежды страны принес впечатляющую выручку в размере 303 миллиардов долларов США. Провинция Гуандун является эпицентром производства одежды, где находится обширная сеть, насчитывающая более 28 000 предприятий-экспортеров. Только в первом квартале 2022 года экспорт швейного сектора провинции составил 6,3 миллиарда долларов США. Однако с 2015 года швейный сектор Китая продемонстрировал заметный сдвиг в сторону устойчивости, с меньшим акцентом на расширение масштабов и большим вниманием к технологическим подходам к повышению производительности. Эта трансформация во многом мотивирована ростом затрат на рабочую силу, вынуждающим предприятия переходить от трудоемких методов к более эффективным и автоматизированным методам.
Сотрудники эфиопских швейных фабрик, работающие на такие бренды, как Guess, H&M или Calvin Klein, получают зарплату в размере 26 долларов в месяц. Эта очень низкая заработная плата привела к низкой производительности, частым забастовкам и высокой текучести кадров. Согласно отчету Центра бизнеса и прав человека Стерна при Нью-Йоркском университете за 2019 год, некоторые фабрики заменяют всех своих сотрудников в среднем каждые 12 месяцев.
В отчете говорится: «Вместо послушной и дешевой рабочей силы, пропагандируемой в Эфиопии, иностранные поставщики встречают сотрудников, которые недовольны своей зарплатой и условиями жизни и которые хотят протестовать все больше и больше, прекращая работу или даже увольняясь. Стремясь создать бренд «Сделано в Эфиопии», правительство, мировые бренды и иностранные производители не ожидали, что базовая зарплата окажется слишком низкой, чтобы рабочие могли зарабатывать на жизнь».
Индийская швейная промышленность является одним из крупнейших секторов занятости после сельского хозяйства Индии и шестым по величине экспортером в мире. Индия является вторым по величине производителем волокна в мире. Хлопок является наиболее производимым волокном в Индии. Другие волокна, производимые в Индии, включают шелк, шерсть и джут. 60% индийской текстильной промышленности основано на хлопке. Индийская швейная промышленность восходит к Хараппской цивилизации и является одной из старейших швейных отраслей в мире. Индия производит различные виды одежды, включая тканую и трикотажную. Мумбаи, Сурат, Тируппур, Ахмедабад, Бангалор, Дели, Лудхиана и Ченнаи являются важными производственными центрами Индии.
Текстильная промышленность является крупнейшей обрабатывающей промышленностью Пакистана, четвертым по величине мировым производителем хлопка и восьмым по величине экспортером текстильной продукции в Азии. Он обеспечивает 8,5% ВВП и обеспечивает занятость 30% из 56-миллионной национальной рабочей силы, или 40% занятости в промышленности. Провинция Пенджаб доминирует в текстильной промышленности Пакистана. Осознавая экономические последствия несоблюдения требований и занятости для Пакистана, национальное правительство совместно с МОТ разработало Программу соблюдения и отчетности по Международным трудовым стандартам (ILS) для улучшения практики на рабочих местах в текстильной промышленности.
Розничная торговля в швейной отрасли предполагает продажу одежды потребителям через физические и интернет-магазины. Розничные торговцы одеждой варьируются от небольших независимых бутиков до крупных сетевых магазинов и универмагов. Сектор розничной торговли является жизненно важной частью швейной промышленности, поскольку он связывает производителей и потребителей, стимулирует спрос на одежду и вносит значительный вклад в экономику.
В последние годы розничная торговля одеждой претерпела значительные изменения в связи с развитием электронной коммерции. Интернет-торговцы, такие как Amazon, ASOS и Zara, нарушили традиционную модель розничной торговли и заставили уже существующих ритейлеров адаптироваться к новому поведению потребителей. Многие традиционные ритейлеры инвестировали в свои онлайн-платформы, чтобы обеспечить удобство покупок по нескольким каналам.
Розничные торговцы часто используют ряд стратегий для привлечения и удержания клиентов. К ним относятся предоставление скидок и рекламных акций, обеспечение отличного обслуживания клиентов и создание сильного бренда. В последние годы все большее внимание уделяется устойчивому развитию и этической моде, и ритейлеры адаптируют свои стратегии для удовлетворения этих тенденций. Многие ритейлеры в настоящее время предлагают экологически чистые линии одежды и используют экологически чистые производственные процессы, чтобы привлечь потребителей, которые отдают приоритет устойчивому развитию.
Сектор розничной торговли одеждой является высококонкурентным, и ритейлеры постоянно внедряют инновации, чтобы оставаться впереди конкурентов. Ритейлеры быстрой моды, такие как H&M, Zara и Forever 21, завоевали популярность, предлагая модную одежду по доступным ценам. Однако в последние годы экологическое и социальное воздействие быстрой моды стало объектом пристального внимания, что привело к росту популярности устойчивой и этической моды.
Fast fashion — основной источник розничных продаж для швейной промышленности. Розничные торговцы обычно не производят собственные товары, а закупают их у оптовиков и производителей. Это позволяет им снижать цены и делать их дешевле для потребителей. Этот процесс называется цепочкой поставок, которая является способом, с помощью которого компании и поставщики могут распространять продукцию среди потребителей. Компании, работающие в сфере fast fashion, могут быстро производить и распространять свои дизайны. Эти быстро изготовленные дизайны часто приводят к дополнительным отходам, низкооплачиваемым рабочим и чрезмерному потреблению. Компании fast fashion включают Zara, Forever21, Old Navy и Gap.
В целом сектор розничной торговли играет жизненно важную роль в швейной промышленности, связывая производителей с потребителями и стимулируя спрос на одежду. Сектор постоянно развивается и адаптируется к изменениям в поведении потребителей и социальных тенденциях.
Швейная промышленность превратилась в экологически чистое упаковочное решение, позволяющее ограничить количество отходов. Регулятор, компании, производящие товары повседневного спроса (FMCG), и розничные торговцы вносят свой вклад в обеспечение экологически чистой упаковки. Китай запретил импорт упаковочных отходов в 2017 году, Канада ввела «Ноль пластиковых отходов» в 2018 году, а США представили законопроекты о сокращении отходов одноразовой упаковки. Некоммерческая организация As You Sow в 2010 году подготовила отчет, в котором утверждалось, что «лидеры швейной промышленности внесли изменения в свою практику закупок… чтобы улучшить условия труда на фабриках».
Работники швейной промышленности представлены рядом международных и национальных профсоюзов.