Палео-вдохновение

Палеовдохновение — это смена парадигмы, которая побуждает ученых и дизайнеров черпать вдохновение из древних материалов (из искусства, археологии, естественной истории или палеосреды) для разработки новых систем или процессов, особенно с учетом обеспечения устойчивости.

Палеовдохновение уже нашло свое применение в таких разнообразных областях, как зеленая химия, разработка новых художественных материалов, композитных материалов, микроэлектроники и строительных материалов.

Семантика и определения

Палео-вдохновение

Хотя этот тип применения известен уже давно, сама концепция была придумана командами из Французского национального центра научных исследований, Массачусетского технологического института и Бернского университета прикладных наук из термина Bioinspiration. Они опубликовали концепцию в основополагающей статье, опубликованной онлайн в 2017 году журналом Angewandte Chemie.

Для обозначения соответствующих систем использовались разные названия, в частности: палео-вдохновленные, антиква-вдохновленные, антично-вдохновленные или археомиметические. Использование этих разных названий иллюстрирует чрезвычайно большой временной разрыв между источниками вдохновения, от миллионов лет назад, если рассматривать палеонтологические системы и окаменелости, до гораздо более поздних археологических или художественных материальных систем.

Свойства искали

Требуются особые физико-химические и механические свойства.

Они могут касаться внутренних свойств материалов, вдохновленных палеокультурой:

Они также могут касаться процессов:

Подход, вдохновленный палеодиетой

Этот подход объединяет несколько ключевых этапов.

Практическое применение

Устойчивые строительные материалы

Яркими примерами являются микроскопические исследования минеральных фаз, присутствующих в римских бетонах, с целью воспроизвести их долговечность в агрессивных средах, особенно в морской среде.

Прочные красящие материалы

Значимым открытием стало выяснение атомной структуры синего цвета майя — композитного пигмента, сочетающего глину с органическим красителем, что позволило ученым создать пигменты других цветов, комбинируя глину с различными органическими красителями, например, «фиолетовый майя».