Палеовдохновение — это смена парадигмы, которая побуждает ученых и дизайнеров черпать вдохновение из древних материалов (из искусства, археологии, естественной истории или палеосреды) для разработки новых систем или процессов, особенно с учетом обеспечения устойчивости.
Палеовдохновение уже нашло свое применение в таких разнообразных областях, как зеленая химия, разработка новых художественных материалов, композитных материалов, микроэлектроники и строительных материалов.
Семантика и определения
Хотя этот тип применения известен уже давно, сама концепция была придумана командами из Французского национального центра научных исследований, Массачусетского технологического института и Бернского университета прикладных наук из термина Bioinspiration. Они опубликовали концепцию в основополагающей статье, опубликованной онлайн в 2017 году журналом Angewandte Chemie.
Для обозначения соответствующих систем использовались разные названия, в частности: палео-вдохновленные, антиква-вдохновленные, антично-вдохновленные или археомиметические. Использование этих разных названий иллюстрирует чрезвычайно большой временной разрыв между источниками вдохновения, от миллионов лет назад, если рассматривать палеонтологические системы и окаменелости, до гораздо более поздних археологических или художественных материальных систем.
Свойства искали
Требуются особые физико-химические и механические свойства.
Они могут касаться внутренних свойств материалов, вдохновленных палеокультурой:
Они также могут касаться процессов:
Подход, вдохновленный палеодиетой
Этот подход объединяет несколько ключевых этапов.
Практическое применение
Устойчивые строительные материалы
Яркими примерами являются микроскопические исследования минеральных фаз, присутствующих в римских бетонах, с целью воспроизвести их долговечность в агрессивных средах, особенно в морской среде.
Прочные красящие материалы
Значимым открытием стало выяснение атомной структуры синего цвета майя — композитного пигмента, сочетающего глину с органическим красителем, что позволило ученым создать пигменты других цветов, комбинируя глину с различными органическими красителями, например, «фиолетовый майя».