Машиностроение или Машиностроение — это подсектор отрасли, который производит и обслуживает машины для потребителей, промышленности и большинства других компаний в экономике.
Эта отрасль машиностроения традиционно относится к тяжелой промышленности. В настоящее время многие более мелкие промышленные предприятия этой отрасли считаются частью легкой промышленности. Большинство производителей станков в машиностроении называются машиностроительными заводами.
Машиностроение — это подотрасль промышленности, выпускающая разнообразную продукцию: от электроинструментов, различных типов машин, бытовой техники до заводского оборудования и т. д. С одной стороны, машиностроение обеспечивает:
Эти средства производства называются капитальными благами, поскольку в них вкладывается определенная сумма капитала. Большая часть этих производственных машин требует регулярного технического обслуживания, которое предоставляется специализированными компаниями машиностроительной отрасли.
С другой стороны, машиностроительная промышленность поставляет потребительские товары, включая кухонные приборы, холодильники, стиральные машины, сушилки и т. п. Производство радио и телевидения, однако, обычно считается принадлежащим к электротехнической промышленности. Машиностроительная промышленность сама по себе является крупным потребителем сталелитейной промышленности.
Продукция машиностроения широко варьируется от единичного и серийного производства до массового производства. Единичное производство – это создание уникальных изделий, отвечающих конкретным требованиям заказчика. Благодаря модульной конструкции такие устройства и машины зачастую могут выпускаться небольшими сериями, что существенно снижает затраты. На определенном этапе производства учитываются конкретные требования клиента и создается уникальный продукт.
Машиностроительная промышленность возникла во время промышленной революции. Компании в этой развивающейся области выросли из чугунолитейных заводов, верфей, кузниц и ремонтных мастерских. Часто компании представляли собой сочетание машиностроительного завода и верфи. В начале 20 века несколько производителей мотоциклов и автомобилей открыли собственные машиностроительные заводы.
До промышленной революции существовало множество машин, таких как часы, оружие и ходовая часть для мельниц (водяная, ветряная, конная мельница и т. д.). Производство этих машин было в гораздо меньших масштабах в ремесленных мастерских, в основном для местного или регионального рынка. С приходом промышленной революции началось производство композитных инструментов более сложной конструкции, таких как паровые машины и парогенераторы для развивающейся промышленности и транспорта. Кроме того, возникающие машиностроительные заводы начали производить машины для производства текстильных машин, компрессоров, сельскохозяйственных машин и двигателей для кораблей.
В первые десятилетия промышленной революции в Англии, начиная с 1750 г., наблюдалась концентрация рабочей силы обычно на еще не механизированных фабриках. Было изобретено множество новых машин, которые изначально изготавливались самими изобретателями. В начале 18 века первые паровые машины, двигатель Ньюкомена, начали использоваться по всей Великобритании и Европе, главным образом для откачки воды из шахт.
В 1770-х годах Джеймс Уатт существенно усовершенствовал эту конструкцию. Он представил паровую машину, которую можно было легко использовать для подачи большого количества энергии, что положило начало механизации заводов. В Англии некоторые города концентрировались на производстве определенных продуктов, таких как определенные виды текстиля или керамики. Вокруг этих городов возникло специализированное машиностроение, позволяющее механизировать заводы. Таким образом, в конце 18 века возникла первая машиностроительная промышленность в Великобритании, а также в Германии и Бельгии.
Промышленная революция получила дополнительный импульс с появлением железных дорог. Они возникли в начале XIX века в Англии как новшество в горнодобывающей промышленности. Работа на угольных шахтах была тяжелой и опасной, поэтому возникла большая потребность в инструментах, облегчающих эту работу. В 1804 году Ричард Тревитик поставил на рельсы первую паровую машину, а в 1825 году была открыта Стоктон-Дарлингтонская железная дорога, предназначенная для перевозки угля из шахты в порт. В 1835 году первый поезд прошёл по континентальной Европе между Мехеленом и Брюсселем, а в Нидерландах в 1839 году первый поезд прошёл между Амстердамом и Харлемом. Для машиностроения это принесло всевозможные новые работы: новые машины для металлургии, станки для металлообработки, производство паровых машин для поездов со всем необходимым и т. д.
Со временем рынок машиностроения стал шире, специализированная продукция производилась для более широкого национального и часто международного рынка. Например, во второй половине XIX века американские производители стали нередко заказывали свое производство в Англии, где новые технологии производства стали были более совершенными. На Дальнем Востоке Япония импортировала эту продукцию до начала 1930-х годов, когда началось создание собственной машиностроительной промышленности.
Термин «машиностроение» появился позже, в 19 веке. Впервые эта отрасль промышленности была признана таковой и исследована в статистике производства 1907 года, составленной британским министерством торговли и промышленности. В этой статистике продукция машиностроения была разделена на сорок различных категорий, включая, например, сельскохозяйственные машины, машины и оборудование для текстильной промышленности, а также детали для поездов и трамваев.
Изобретения новых технологий движения на основе электродвигателей, двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин привели к появлению в 20 веке нового поколения машин от автомобилей до бытовой техники. Не только значительно увеличился ассортимент продукции машиностроительной промышленности, но и особенно меньшие машины могли также поставлять продукцию в гораздо большем количестве, изготовленную в массовом производстве. С ростом массового производства в других частях промышленности также возник высокий спрос на производство и производственные системы для увеличения всего производства.
Нехватка рабочей силы в сельском хозяйстве и промышленности в начале второй половины 20 в. вызвала необходимость дальнейшей механизации производства, потребовавшей более специфических машин. Появление компьютеров сделало возможной дальнейшую автоматизацию производства, что, в свою очередь, предъявило новые требования к машиностроению.
Машиностроение производит различную продукцию, например, двигатели, насосы, логистическое оборудование; для различных рынков: от сельского хозяйства, пищевой промышленности, обрабатывающей промышленности, здравоохранения и индустрии развлечений до различных отраслей потребительского рынка. В качестве таких компаний машиностроительной отрасли можно классифицировать продукцию по рынку.
В современном мире существуют всевозможные классификации отраслей. Некоторые классификации признают машиностроение как особый класс и предлагают подразделение для этой области. Например, Голландская стандартная промышленная классификация 1993 года, разработанная Статистическим управлением Нидерландов, дает следующую разбивку машиностроения:
Этот состав машиностроительной промышленности был значительно изменен с появлением последней редакции Голландской стандартной отраслевой классификации 1993 года. Стандартная отраслевая классификация 1974 года разбила машиностроительную промышленность на девять секторов:
Может быть ясно, что классификация осуществляется по рынкам, а более поздняя классификация – по продуктам.
Машиностроение производит очень разнообразный ассортимент продукции. Выбор:
В АСЕАН машиностроение является жизненно важной частью экономической структуры региона. По состоянию на 2023 год в отрасли работало около 2,5 миллионов человек в странах-членах. Общий оборот сектора составил около 120 миллиардов долларов, причем около 65% этого дохода приходится на экспорт.
В регионе АСЕАН работает около 12 000 активных компаний машиностроительной отрасли, большинство из которых являются малыми и средними предприятиями. Около 90% этих компаний нанимают менее 500 человек. В среднем каждый сотрудник в этом секторе генерирует около 48 000 долларов дохода в год.
В число известных компаний машиностроительной промышленности стран АСЕАН входят ST Engineering (Сингапур), Aikawa Iron Works (Таиланд) и San Miguel Corporation (Филиппины). Значительный рост отрасли можно объяснить благоприятной макроэкономической политикой, режимами открытой торговли и растущим спросом на промышленные товары как внутри региона, так и во всем мире.
На машиностроительную промышленность АСЕАН значительное влияние оказали достижения в области автоматизации и цифровой инфраструктуры, что способствовало повышению производительности и конкурентоспособности в глобальном масштабе.
В Германии в 2011 году в машиностроительной промышленности было занято около 900 000 человек, а за границей, по оценкам, около 300 000 человек. Совокупный оборот сектора составил 238 миллиардов евро, из которых 60% приходится на экспорт. Действуло около 6600 компаний, и в 95% этих компаний работало менее 500 человек. Каждый сотрудник заработал в среднем 148 000 евро. Одними из крупнейших компаний Германии являются DMG Mori Seiki AG, GEA Group, Siemens AG и ThyssenKrupp.
Во французском машиностроении в 2009 году было занято около 650 000 человек, а оборот сектора составил 44 миллиарда евро. Из-за кризиса оборот отрасли упал на 15 процентов. Благодаря росту потребительских расходов и продолжающемуся спросу со стороны энергетического и транспортного секторов ущерб от кризиса по-прежнему был ограниченным.
В качестве альтернативы некоторые компании решили сосредоточить свои запросы на подержанном промышленном оборудовании. Это гарантирует привлекательные цены и лучшие сроки доставки.
В Японии машиностроительная промышленность играет важную роль в экономике, обеспечивая занятость значительного числа людей и принося значительные доходы. По состоянию на 2023 год в станкостроительной отрасли было занято около 1,5 миллиона человек. Совокупный оборот сектора оценивается примерно в 60 миллиардов долларов, причем около 70% доходов приходится на экспорт.
В Японии действует около 3000 действующих компаний машиностроительной отрасли, причем в 85% этих компаний работает менее 500 человек. Средний доход, получаемый на одного сотрудника в отрасли, составляет около 40 000 долларов США. В число крупнейших и наиболее влиятельных компаний машиностроительной промышленности Японии входят Fanuc Corporation, Mitsubishi Electric Corporation и DMG Mori Seiki Co., Ltd.
В Нидерландах в 1996 году в машиностроительной промышленности было занято около 93 000 рабочих, при этом присутствовало около 2500 компаний. В 1000 из этих компаний работало 20 и более сотрудников. В Нидерландах, по данным Торговой палаты, в этом подсекторе отрасли в 2011 году действовало около 15 000 компаний. Одними из крупнейших компаний Нидерландов являются Lely, Philips и Stork B.V.
В 2011 году общий объем продаж машиностроительной промышленности США на внутреннем и внешнем рынке составил 413,7 миллиарда долларов. Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире рынком машиностроения, а также третьим по величине поставщиком. Американские производители владели 58,5% внутреннего рынка США.
СМИ, связанные с машиностроительной промышленностью, на Викискладе?