Машина Этвуда

Машина Этвуда (или Машина Этвуда) была изобретена в 1784 году английским математиком Джорджем Этвудом в качестве лабораторного эксперимента по проверке механических законов движения с постоянным ускорением. Машина Этвуда — это обычная демонстрация в классе, используемая для иллюстрации принципов классической механики.

Идеальная машина Атвуда состоит из двух объектов массой m1 и m2< /sub>, соединенные нерастяжимой невесомой струной над идеальным немассовым шкивом.

Обе массы испытывают равномерное ускорение. Когда m1 = m2, машина находится в нейтральном равновесии независимо от положение весов.

Уравнение ускорения можно получить путем анализа сил.
Если предположить, что струна нерастяжимая и является идеальным безмассовым шкивом, то единственными силами, которые следует учитывать, являются: сила натяжения (T) и вес двух масс (W1 и W2). Чтобы найти ускорение, рассмотрим силы, действующие на каждую отдельную массу.
Используя второй закон Ньютона (с соглашением о знаках m 1 > m 2 {\displaystyle m_{1}>m_{2}} ) выведите систему уравнений для ускорения (a ).

В соответствии с соглашением о знаках предположим, что a является положительным, когда вниз для m 1 {\displaystyle m_{1}} и вверх для << MATH1>>. Вес m 1 {\displaystyle m_{1}} и m 2 {\displaystyle m_{2}} просто < > и W 2 = m 2 g {\displaystyle W_{2}=m_{2}g} соответственно.

Силы, действующие на m1: m 1 g T = m 1 a {\displaystyle m_{1}g-T=m_{1}a}
Силы, действующие на m2: T m 2 g = m 2 a {\displaystyle T-m_{2}g=m_{2}a}
и сложение двух предыдущих уравнений дает m 1 g m 2 g = m 1 a + m 2 a , {\displaystyle m_{1}g-m_{2}g=m_{1}a+m_{2}a,}
и заключительную формулу для ускорения a = g m 1 m 2 m 1 + m 2 {\displaystyle a=g{\frac {m_{1}-m_{2}}{m_{1}+m_{2}}}}

Машина Этвуда иногда используется для иллюстрации лагранжевого метода вывода уравнений движения.

Может быть полезно знать уравнение натяжения струны. Чтобы оценить натяжение, подставьте уравнение ускорения в любое из двух уравнений силы.

a = g m 1 m 2 m 1 + m 2 {\displaystyle a=g{m_{1}-m_{2} \over m_{1}+m_{2}}}

Например, замена в m 1 a = m 1 g T {\displaystyle m_{1}a=m_{1}g-T} приводит к
T = 2 g m 1 m 2 m 1 + m 2 = 2 g 1 / m 1 + 1 / m 2 = m h g {\displaystyle T={2gm_{1}m_{2} \over m_{1}+m_{2}}={2g \over 1/m_{1}+1/m_{2}}=m_{h}\,g} где m h = 2 m 1 m 2 m 1 + m 2 {\displaystyle m_{h}={\frac {2m_{1}m_{2}}{m_{1}+m_{2}}}} — среднее гармоническое значение двух масс. Числовое значение m h {\displaystyle m_{h}} ближе к меньшему из двух масс.

Для очень небольших различий в массе между m1 и m2< /span>, инерцией вращения I шкива радиусом r нельзя пренебрегать. Угловое ускорение шкива определяется условием прилипания:
α = a r , {\displaystyle \alpha ={\frac {a}{r}},}
где α {\displaystyle \alpha } — угловое ускорение. Тогда чистый крутящий момент составит:
τ n e t = ( T 1 T 2 ) r τ f r i c t i o n = I α {\displaystyle \tau _{\mathrm {net} }=\left(T_{1}-T_{2}\right)r-\tau _{\mathrm {friction} }=I\alpha }

Объединение со вторым законом Ньютона для висящих масс и решение для T1, T2 и a, мы получаем:

Ускорение:
a = g ( m 1 m 2 ) τ f r i c t i o n r m 1 + m 2 + I r 2 {\displaystyle a={{g(m_{1}-m_{2})-{\tau _{\mathrm {friction} } \over r}} \over {m_{1}+m_{2}+{{I} \over {r^{2}}}}}}

Натяжение в ближайшем сегменте струны м1:
T 1 = m 1 g ( 2 m 2 + I r 2 + τ f r i c t i o n r g ) m 1 + m 2 + I r 2 {\displaystyle T_{1}={{m_{1}g\left(2m_{2}+{\frac {I}{r^{2}}}+{\frac {\tau _{\mathrm {friction} }}{rg}}\right)} \over {m_{1}+m_{2}+{\frac {I}{r^{2}}}}}}

Натяжение в ближайшем сегменте струны м2:
T 2 = m 2 g ( 2 m 1 + I r 2 + τ f r i c t i o n r g ) m 1 + m 2 + I r 2 {\displaystyle T_{2}={{m_{2}g\left(2m_{1}+{\frac {I}{r^{2}}}+{\frac {\tau _{\mathrm {friction} }}{rg}}\right)} \over {m_{1}+m_{2}+{\frac {I}{r^{2}}}}}}

Если трение подшипника пренебрежимо мало (но не инерция шкива и натяжение струны на ободе шкива), эти уравнения упрощаются до следующих результатов:

Ускорение: a = g ( m 1 m 2 ) m 1 + m 2 + I r 2 {\displaystyle a={{g\left(m_{1}-m_{2}\right)} \over {m_{1}+m_{2}+{\frac {I}{r^{2}}}}}}

Натяжение в ближайшем сегменте струны м1:
T 1 = m 1 g ( 2 m 2 + I r 2 ) m 1 + m 2 + I r 2 {\displaystyle T_{1}={{m_{1}g\left(2m_{2}+{\frac {I}{r^{2}}}\right)} \over {m_{1}+m_{2}+{\frac {I}{r^{2}}}}}}

Машина Этвуда

Натяжение в ближайшем сегменте струны м2:
T 2 = m 2 g ( 2 m 1 + I r 2 ) m 1 + m 2 + I r 2 {\displaystyle T_{2}={{m_{2}g\left(2m_{1}+{\frac {I}{r^{2}}}\right)} \over {m_{1}+m_{2}+{\frac {I}{r^{2}}}}}}

На оригинальных иллюстрациях Этвуда показано, что ось главного шкива опирается на ободья еще четырех колес, чтобы минимизировать силы трения от подшипников. Многие исторические реализации машины следуют этой конструкции.

Лифт с противовесом приближается к идеальной машине Этвуда и тем самым освобождает приводной двигатель от нагрузки по удержанию кабины лифта — ему приходится преодолевать лишь разницу веса и инерцию двух масс. Тот же принцип используется для фуникулера с двумя соединенными вагонами на наклонных путях и для лифтов на Эйфелевой башне, которые уравновешивают друг друга. Еще одним примером являются горнолыжные подъемники, где гондолы перемещаются по замкнутой (непрерывной) системе блоков вверх и вниз по горе. Лыжный подъемник аналогичен подъемнику с противовесом, но с ограничивающей силой, создаваемой тросом в вертикальном измерении, что обеспечивает работу как в горизонтальном, так и в вертикальном измерениях. Лодочные подъемники — это еще один тип лифтовой системы с противовесом, напоминающий машину Этвуда.