Когда производитель электромобилей обанкротился, владельцы стали поддерживать свои машины сами

Когда производитель электромобилей обанкротился, владельцы стали поддерживать свои машины сами

Кристиан Флеминг потратил около 70 000 долларов на свою мечту — электромобиль Fisker Ocean. Его привлекали большой запас хода в 350 миль, экологичность и необычные функции, как «Калифорнийский режим», который опускает почти все окна сразу.

Но радость быстро сменилась разочарованием. Уже через семь месяцев после покупки, в июне 2024 года, компания Fisker объявила банкротство, успев выпустить всего 11 000 автомобилей.

Ранние владельцы столкнулись с проблемами: сбои в батареях, глюки программного обеспечения, неисправные ключи и дверные ручки, которые не всегда открывались. Без поддержки производителя ремонт стал невозможен, а запасные части исчезли с рынка. Владельцы дорогих комплектаций оказались с машинами, которые превратились в дорогие украшения во дворах.

Вместо того чтобы сдаться, тысячи владельцев объединились и создали собственную некоммерческую организацию — Fisker Owners Association (FOA). Это нечто среднее между клубом автолюбителей, технологическим стартапом и миссией по выживанию. Они разработали сторонние приложения, наладили глобальную поставку запчастей и вместе борются за будущее своих автомобилей.

FOA позиционирует себя как первый в истории полностью управляемый владельцами парк электромобилей. Более 4 000 владельцев уже вступили в организацию, внося членские взносы, которые позволяют собирать около 3 миллионов долларов в год. Членами могут стать только подтверждённые владельцы Fisker Ocean, но любой желающий может сделать пожертвование.

В отличие от фанатов старых марок, которые сохраняют давно вышедшие из производства автомобили, FOA занимается реальными обновлениями программного обеспечения и улучшениями для двухлетнего электромобиля.

Организация породила три компании: Tsunami Automotive занимается запчастями в Северной Америке, Tidal Wave — в Европе, а UnderCurrent Automotive (сотрудники с опытом работы в Google и Apple) разрабатывает программные решения.

Первое приложение UnderCurrent — OceanLink Pro, которое восстанавливает базовые функции электромобиля, такие как удалённый мониторинг батареи и управление климатом. Дополнительное устройство OceanLink Pulse добавляет беспроводные CarPlay и Android Auto с планами на будущие обновления, включая бесключевой доступ.

Автоэксперты оценивают инициативу владельцев положительно, отмечая, что для владельцев электромобилей без поддержки производителя создание единой организации — разумный шаг для обмена ресурсами и опытом.

Однако проблемы остаются: стоимость подержанных Fisker Ocean упала более чем на 40%, а некоторые автомобили даже отключались во время движения. Недавно было объявлено о крупном отзыве из-за проблем с тормозным программным обеспечением.

Тем не менее, надежда живёт: одна компания купила тысячи нераспроданных машин и сдаёт их в аренду таксистам. FOA пытается сотрудничать с ней, несмотря на разногласия по вопросам отзывов.

Будущее этих электромобилей теперь зависит от энтузиастов, готовых сделать то, что не смог сделать производитель — поддерживать и развивать свои машины самостоятельно. Если им не удастся, владельцам останется лишь сожалеть о потерянной возможности.

Tion