Кофе – популярный напиток и важный товар. Десятки миллионов мелких производителей в развивающихся странах зарабатывают на жизнь выращиванием кофе. Ежедневно в мире выпивается более 2,25 миллиарда чашек кофе. Более 90 процентов производства кофе происходит в развивающихся странах — в основном в Южной Америке — в то время как потребление происходит в основном в промышленно развитых странах. Во всем мире 25 миллионов мелких производителей полагаются на кофе, чтобы заработать на жизнь. В Бразилии, где производится почти треть мирового кофе, более пяти миллионов человек заняты выращиванием и сбором более трех миллиардов кофейных растений; это более трудоемкая культура, чем альтернативные культуры тех же регионов, такие как сахарный тростник или крупный рогатый скот, поскольку ее выращивание не автоматизировано и требует частого внимания человека.
Кофе является основным экспортным товаром и в 2004 году являлся основной статьей сельскохозяйственного экспорта 12 стран; седьмое место в мире по объему легального экспорта сельскохозяйственной продукции в 2005 году; и «второй по ценности товар, экспортируемый развивающимися странами» с 1970 по 2000 год, что часто неверно формулируется — см. Товарный рынок кофе. Необжаренные, или зеленые, кофейные зерна представляют собой один из наиболее продаваемых сельскохозяйственных товаров в мире; Товар торгуется фьючерсными контрактами на многих биржах, включая Нью-Йоркскую торговую биржу, Нью-Йоркскую товарную биржу, Нью-Йоркскую межконтинентальную биржу. Важными центрами торговли и переработки кофе в Европе являются Гамбург и Триест.
По меньшей мере 20–25 миллионов семей по всему миру зарабатывают на жизнь выращиванием кофе. При предполагаемом среднем размере семьи в пять человек более 100 миллионов человек зависят от выращивания кофе. Всего в 2018 году во всем мире было собрано 10,3 миллиона тонн зеленого кофе.
В 2016 году мировой экспорт кофе составил 19,4 миллиарда долларов. Кофе не является вторым по важности коммерческим продуктом в мире после нефти, но это второй по важности коммерческий продукт, экспортируемый развивающимися странами. Для некоторых стран, таких как Восточный Тимор, это единственная статья экспорта, о которой стоит упомянуть. Продажи кофе сильно колеблются: например, они упали с 14 миллиардов долларов США в 1986 году до 4,9 миллиардов долларов США в кризисном 2001/2002 году. Этот так называемый кофейный кризис длился несколько лет и имел последствия для производителей кофе во всем мире.
В 2009 году Бразилия была мировым лидером по производству зеленого кофе, за ней следовали Вьетнам, Индонезия, Колумбия и Эфиопия. Кофейные зерна арабики выращивают в Латинской Америке, Восточной Африке, Аравии и Азии. Кофейные зерна робусты выращивают в Западной и Центральной Африке, по всей Юго-Восточной Азии и в некоторой степени в Бразилии.
Зерна из разных стран или регионов обычно можно отличить по вкусу, аромату, телу, кислотности и обхвату (текстуре). Эти вкусовые характеристики зависят не только от региона выращивания кофе, но также от генетического подвида (сорта) и обработки. Сорта обычно известны по региону, в котором они выращиваются, например, Колумбия, Ява и Кона.
Мировое потребление кофейных зерен варьируется в зависимости от типа, причем наиболее популярными являются арабика и робуста. Арабика, известная своим более мягким вкусом и низким содержанием кофеина, доминирует на рынке, на ее долю приходится около 60% мирового потребления. Робуста, известная своим сильным вкусом и повышенным содержанием кофеина, занимает около 40% рынка. Специальные бобы, такие как Либерика и Эксельса, употребляются реже, но ценятся за свой уникальный вкус. Тенденции указывают на растущий интерес к спешелти и зернам одного происхождения, вызванный движением за спешиэлти кофе и желанием потребителей получить уникальные кофейные впечатления. Для получения более подробной информации о кофе посетите Words Journey, веб-сайт, посвященный исключительно кофейной тематике.
Согласно сводному индексу базирующейся в Лондоне группы стран-экспортеров кофе International Coffee Organization, среднемесячные цены на кофе в международной торговле были значительно выше 1000 центов США за фунт в 1920-х и 1980-х годах, но затем снизились в конце 1990-х годов, достигнув минимума. В сентябре 2001 года цена составляла всего 417 центов США за фунт и оставалась низкой до 2004 года. Причинами этого снижения были распад Международного соглашения о кофе 1962–1989 годов из-за давления холодной войны, которое удерживало минимальную цену на кофе на уровне 1,20 доллара США за фунт. .
Расширение бразильских кофейных плантаций и выход Вьетнама на рынок в 1994 году, когда против него было снято торговое эмбарго США, усилили давление на производителей. Рынок предоставил возможность торговли более доступным вьетнамским поставщикам кофе и привел к тому, что менее эффективные фермеры, выращивающие кофейные зерна, во многих странах, таких как Бразилия, Никарагуа и Эфиопия, не смогли прожить за счет своей продукции, цена которой во многих случаях была ниже себестоимости. производство, что вынудило многих бросить производство кофейных зерен и переехать в городские трущобы. (Май, 2006).
Снижение стоимости ингредиентов зеленого кофе, хотя это и не единственная составляющая стоимости последней подаваемой чашки, произошло одновременно с ростом популярности специализированных кафе, которые продавали свои напитки по беспрецедентно высоким ценам.
По данным Американской ассоциации спешиалти кофе, в 2004 году 16 процентов взрослых в США ежедневно пили спешиэлти кофе; количество точек розничной торговли специализированным кофе, включая кафе, киоски, кофейные тележки и ростеры, составило 17 400, а общий объем продаж в 2003 году составил 8,96 миллиарда долларов.
Однако спешиэлти кофе часто не покупается на товарных биржах — например, Starbucks закупает почти весь свой кофе по многолетним частным контрактам, по которым часто приходится платить двойную цену товара. Также важно отметить, что кофе, продаваемый в розницу, представляет собой другой экономический продукт, чем оптовый кофе, продаваемый как товар, который становится сырьем для различных конечных продуктов, поэтому на его рынок в конечном итоге влияют изменения в моделях потребления и ценах.
Однако в 2005 году цены на кофе выросли (при вышеупомянутом сводном индексе ICO среднемесячные значения составляли от 78,79 (сентябрь) до 101,44 (март) цента США за фунт). Этот рост, вероятно, был вызван увеличением потребления в России и Китае, а также урожаем, который был примерно на 10-20 процентов ниже, чем в рекордные годы до этого. Многие фермеры, выращивающие кофейные зерна, теперь могут жить за счет своей продукции, но не все излишки достаются им, поскольку рост цен на нефть делает транспортировку, обжарку и упаковку кофейных зерен более дорогостоящими. Цены выросли с 2005 по 2009 год и резко выросли во второй половине 2010 года из-за опасений плохого урожая в ключевых странах-производителях кофе, при этом цена индикатора ICO достигла 231 в марте 2011 года.
Для маркировки кофе, произведенного в соответствии с определенными экологическими или трудовыми стандартами, используется ряд классификаций. Например, считается, что «кофе, подходящий для птиц», или «кофе, выращенный в тени», производится в регионах, где естественная тень (кроны деревьев) используется для укрытия кофейных растений в некоторые периоды вегетационного периода.
Справедливая торговля кофе производится мелкими производителями кофе, которые входят в кооперативы; гарантируя этим кооперативам минимальную цену, хотя при исторически низких ценах текущие минимальные цены справедливой торговли ниже рыночной цены всего несколько лет назад. Fairtrade America является основной организацией, в настоящее время контролирующей практику справедливой торговли кофе в Соединенных Штатах, в то время как Fairtrade Foundation делает это в Соединенном Королевстве.
В настоящее время кофейная индустрия имеет товарную цепочку, в которую входят производители, посредники-экспортеры, импортеры, обжарщики и розничные торговцы, прежде чем она попадет к потребителю. Экспортеры-посредники, которых часто называют «койотами» кофе, закупают кофе напрямую у мелких фермеров. Крупные кофейные плантации и плантации часто экспортируют собственный урожай или заключают прямые соглашения с транснациональными компаниями по переработке или распространению кофе. При любом соглашении крупные производители могут продавать кофе по ценам, установленным Нью-Йоркской биржей кофе.
Затем зеленый кофе импортеры закупают у экспортеров или владельцев крупных плантаций. Импортеры хранят запасы крупных контейнерных партий, которые они постепенно продают посредством многочисленных мелких заказов. У них есть капитальные ресурсы для получения качественного кофе со всего мира, которых нет у обычных обжарщиков. Сильная зависимость обжарщиков от импортеров дает импортерам большое влияние на виды кофе, которые продаются потребителям.
В США насчитывается около 1200 обжарщиков. Ростеры имеют самую высокую норму прибыли в товарной цепочке. Крупные обжарщики обычно продают расфасованный кофе крупным розничным торговцам, таким как Maxwell House, Folgers и Millstone.
Кофе попадает к потребителям через кафе и специализированные магазины, продающие кофе, из которых примерно 30 процентов являются сетевыми, а также через супермаркеты и традиционные розничные сети. Супермаркеты и традиционные розничные сети занимают около 60 процентов доли рынка и являются основным каналом как для специализированного кофе, так и для неспециализированного кофе. Двенадцать миллиардов фунтов кофе потребляется во всем мире ежегодно, и только в Соединенных Штатах насчитывается более 130 миллионов любителей кофе.
Кофе также покупают и продают инвесторы и ценовые спекулянты как торгуемый товар. Фьючерсные контракты на кофе арабика торгуются на Нью-Йоркской торговой бирже (NYBOT) под тикером KC, поставки по контракту происходят каждый год в марте, мае, июле, сентябре и декабре. Фьючерсы на кофе Робуста торгуются на ICE London (Liffe) под тикером RC, поставки по контракту происходят каждый год в январе, марте, мае, июле, сентябре и ноябре.
Первоначально выращивание кофе велось в тени деревьев, что обеспечивало естественную среду обитания для многих животных и насекомых, что примерно соответствовало биоразнообразию естественного леса. Эти традиционные фермеры использовали компост из кофейной мякоти и исключили использование химикатов и удобрений. Они также обычно выращивали бананы и фруктовые деревья в качестве тени кофейных деревьев, что обеспечивало дополнительный доход и продовольственную безопасность.
Однако в 1970-х и 1980-х годах, во время Зеленой революции, Агентство США по международному развитию и другие группы выделили восемьдесят миллионов долларов плантациям в Латинской Америке на развитие, сопровождающее общий переход к технологичному сельскому хозяйству. Эти плантации заменили методы выращивания в тени на методы выращивания на солнце для увеличения урожайности, что, в свою очередь, уничтожило леса и биоразнообразие.
Выращивание солнца предполагает вырубку деревьев и использование большого количества химических удобрений и пестицидов. Экологические проблемы, такие как вырубка лесов, загрязнение пестицидами, разрушение среды обитания, деградация почвы и воды, являются последствиями деятельности большинства современных кофейных ферм, при этом страдает биоразнообразие на кофейной ферме и в прилегающих районах. Из 50 стран с самыми высокими темпами вырубки лесов в период с 1990 по 1995 год 37 были производителями кофе.
В результате произошел возврат как к традиционным, так и к новым методам выращивания теневыносливых сортов. Кофе, выращенный в тени, часто может получить премию как более экологически устойчивая альтернатива обычному кофе, выращенному на солнце.
Пандемия COVID-19 оказала влияние как на спрос, так и на предложение в кофейной индустрии.
Для того, чтобы последствия пандемии для отрасли проявились, потребуется некоторое время, поскольку между причиной воздействия и его последствиями, поддающимися измерению, существует задержка.
Причинами этих последствий могут быть как прямые воздействия отсутствия сотрудников на работе из-за болезни, так и косвенные, как результат принятых мер по снижению распространения вируса. Например, политика социального дистанцирования и работы на дому может повлиять на эффективность и производительность отдельных лиц, групп, фирм и т. д.
COVID-19 оказал прямое влияние на экспортную инфраструктуру, такую как склады и порты. Эти последствия включают сбои в цепочках поставок, задержки поставок и увеличение транзакционных издержек. Задержки и сбои вызваны изменениями в процессах, направленных на снижение распространения вируса. Для склада эти изменения могут включать сокращение персонала на месте, усиление социального дистанцирования, что означает меньшее количество сотрудников, выполняющих одну и ту же задачу в одной и той же зоне, и т. д. Для транспортного подразделения эти изменения могут включать увеличение времени, проводимого на границе для проверок и проверок, связанных с COVID. , сокращение водителей в результате болезни и т. д.
Мировой экспорт кофе в марте 2020 года был на 3,7% ниже, чем в марте 2021 года, что не является экстремальным и не связано исключительно с COVID-19.
Цены на кофе первоначально выросли в первые недели пандемии, вероятно, в результате повсеместного перехода от потребления вне дома к потреблению дома. Однако, поскольку спрос на кофе имеет тенденцию оставаться относительно неэластичным (это означает, что изменения цены мало влияют на спрос), в спросе на кофе до сих пор было зарегистрировано мало изменений.