Киноиндустрия или индустрия кинофильмов включает в себя технологические и коммерческие институты кинопроизводства, то есть кинокомпании, киностудии, кинематографию, анимацию, кинопроизводство, написание сценариев, предпроизводство, постпроизводство, кинофестивали, дистрибуцию и актеров. Хотя расходы, связанные с производством фильмов, почти сразу привели к тому, что кинопроизводство сосредоточилось под эгидой постоянных продюсерских компаний, достижения в области доступного кинопроизводственного оборудования, а также расширение возможностей получения инвестиционного капитала извне самой киноиндустрии позволили независимому кинопроизводству развиваться. Нолливуд
В 2019 году мировые кассовые сборы составили 42,2 миллиарда долларов. С учетом доходов от кассовых сборов и домашних развлечений, стоимость мировой киноиндустрии в 2018 году составила 136 миллиардов долларов. Голливуд – старейшая в мире национальная киноиндустрия и крупнейшая по валовым кассовым сборам. Индийское кино является крупнейшей национальной киноиндустрией по количеству производимых фильмов: по состоянию на 2019 год ежегодно производится 2446 художественных фильмов.
В 2019 году кассовые сборы мирового театрального рынка составили 42,2 миллиарда долларов США. В тройку крупнейших континентов/регионов по кассовым сборам вошли Азиатско-Тихоокеанский регион с 17,8 миллиарда долларов США, США и Канада — 11,4 миллиарда долларов США, а Европа, Ближний Восток и Северная Африка — 10,3 миллиарда долларов США. По состоянию на 2019 год крупнейшими рынками по кассовым сборам были США, Китай, Япония, Южная Корея, Великобритания, Франция и Индия. По состоянию на 2019 год странами с наибольшим количеством кинопроизводства были Индия и США. В Европе значимыми центрами кинопроизводства являются Франция, Германия, Испания, Италия и Великобритания.
Кино Китая является одним из трех отдельных исторических направлений китайскоязычного кино вместе с кино Гонконга и кино Тайваня. Кино появилось в Китае в 1896 году, а первый китайский фильм «Гора Динцзюнь» был снят в 1905 году, причем в первые десятилетия киноиндустрия была сосредоточена в Шанхае. Китай является домом для одной из крупнейших киностудий в мире, Hengdian World Studios, а в 2010 году он занимал третье место в киноиндустрии по количеству выпускаемых ежегодно художественных фильмов. В течение следующего десятилетия продюсерские компании в основном принадлежали иностранцам, а отечественная киноиндустрия была сосредоточена в Шанхае, процветающем торговом центре и крупнейшем городе Дальнего Востока. В 1913 году в Шанхае Чжэн Чжэнцю и Чжан Шичуань сняли первый независимый китайский сценарий Трудная пара.
Поскольку «Шестое поколение» приобрело международную известность, многие последующие фильмы представляли собой совместные предприятия и проекты с международной поддержкой, но оставались весьма сдержанными и малобюджетными. Фильм Цзя Платформа (2000) частично финансировался продюсерским домом Такеши Китано, а его Натюрморт был снят на HD-видео. «Натюрморт» стал неожиданным дополнением и получил Золотого льва Венецианского международного кинофестиваля 2006 года. Натюрморт, посвященный провинциальным рабочим региона Трех ущелий, резко контрастирует с работами китайских режиссеров пятого поколения, таких как Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ, которые в то время снимали Дом летающих кинжалов< /i> (2004 г.) и Обещание (2005 г.). В нем не участвовала звезда с международной известностью, и в нем играли в основном непрофессионалы. В 2012 году страна стала вторым по величине рынком в мире по кассовым сборам. В 2014 году валовые кассовые сборы Китая составили 29,6 млрд иен (4,82 млрд долларов США), при этом доля отечественных фильмов составила 55%. Китай также стал крупным центром бизнеса голливудских студий.
В 2018 году валовые кассовые сборы Китая составили 8,9 миллиарда долларов США.
В 2013 году валовые кассовые сборы Китая составили 21,8 миллиарда иен (3,6 миллиарда долларов США), что является вторым по величине кинорынком в мире по кассовым сборам. В 2014 году кассовые сборы увеличились до 4,8 миллиарда долларов в киноиндустрии. Из-за пандемии COVID-19 в 2020 году Китай обогнал Северную Америку по величине кассовых сборов в мире, став первой страной, достигшей этого статуса. Китай сохранил этот статус в 2021 году. Однако в 2022 году Северная Америка снова обогнала Китай как крупнейший рынок мировых кассовых сборов.
Кино Соединенных Штатов, часто называемое Голливудом, оказало глубокое влияние на кинематограф во всем мире с начала 20 века. Кино США (Голливуд) — старейшая киноиндустрия в мире, а также крупнейшая киноиндустрия по доходам. Голливуд является основным звеном киноиндустрии США: в этом районе создаются такие учреждения по изучению кино, как Американский институт кино, Киношкола Лос-Анджелеса и NYFA. Однако четыре из шести крупных киностудий принадлежат компаниям Восточного побережья. Крупнейшие киностудии Голливуда, включая Metro-Goldwyn-Mayer, 20th Century Fox и Paramount Pictures, являются основным источником самых коммерчески успешных фильмов в мире, включая такие фильмы, как Звуки музыки ( 1965), Звездные войны (1977), Титаник (1997) и Аватар (2009).
Американские киностудии сегодня коллективно создают несколько сотен фильмов каждый год, что делает Соединенные Штаты одним из самых плодовитых производителей фильмов в мире. Только компания Walt Disney, владеющая студией Уолта Диснея, полностью базируется в Южной Калифорнии. И хотя штаб-квартира Sony Pictures Entertainment находится в Калвер-Сити, штат Калифорния, штаб-квартира ее материнской компании Sony Corporation находится в Токио, Япония. Большая часть съемок сейчас происходит в Калифорнии, Нью-Йорке, Луизиане, Джорджии и Северной Каролине. Нью-Мексико, особенно в районах Альбукерке и Санта-Фе, становился все более популярным штатом для съемок; Там снимали телешоу Во все тяжкие и такие фильмы, как Старикам здесь не место и Ржавчина. В период с 2009 по 2015 год Голливуд стабильно зарабатывал 10 миллиардов долларов (или больше) ежегодно. Голливудская церемония награждения «Оскар», официально известная как «Оскар», проводится Академией кинематографических искусств и наук (AMPAS) каждый год, и по состоянию на 2019 год было вручено более 3000 «Оскаров».
27 октября 1911 года кинокомпания «Нестор» основала первую постоянную киностудию в Голливуде. Погода в Калифорнии позволяла вести съемки круглый год. В 1912 году была создана компания Universal Studios, объединившая Нестора и несколько других кинокомпаний, включая Independent Moving Pictures (IMP).
Индия является крупнейшим производителем фильмов в мире и второй старейшей киноиндустрией в мире. В стране расположены одни из самых важных городов мировой киноиндустрии: Мумбаи (ранее Бомбей) и Ченнаи (Мадрас). В 2009 году в Индии был произведен в общей сложности 2961 фильм на целлулоиде; в эту цифру входит 1288 художественных фильмов. Помимо того, что Индия является крупнейшим производителем фильмов в мире, она также имеет наибольшее количество просмотров. Индийская киноиндустрия многоязычна и является крупнейшей в мире по объему продаж билетов, но третьей по величине по доходам, главным образом из-за одних из самых низких цен на билеты в мире. Эту индустрию смотрит в основном широкая индийская публика, которая смотрит кино. Индийская киноиндустрия также является доминирующим источником фильмов и развлечений в соседних странах Южной Азии. Тремя крупнейшими киноиндустриями Индии являются кино на хинди, кино на телугу и тамильское кино. Киноиндустрия хинди в основном сосредоточена в Мумбаи (Бомбей), и его обычно называют Болливудом, гибридом Бомбея и Голливуда. Кинотеатр на телугу в основном сосредоточен в Хайдарабаде, и его обычно называют Толливудом. Тамильская киноиндустрия, то есть Колливуд, в основном сосредоточена в Ченнаи.
Помимо обычных коммерческих фильмов, Индия также предлагает другой подход к кино: параллельное кино. Движение параллельного кино зародилось в Западной Бенгалии примерно в 1950-х годах. Первоначально движение возглавил бенгальский кинематограф. Позже он приобрел известность в других киноиндустриях Индии. Параллельное кино — это общий термин, обозначающий определенный тип фильмов, которые отклоняются от условностей популярного мейнстримового кино. На протяжении многих лет параллельное кино принимало различные формы. Кинематографистами, связанными с параллельным кино, являются Сатьяджит Рэй, Мринал Сен, Ритвик Гхатак. Параллельные фильмы характеризуются отказом от популярных форм, таких как песни и боевые сцены, их близостью к сельской местности, использованием актеров-методов и смягченной цветовой палитрой. Лучшими образцами параллельного кино являются самые известные фильмы Рэя — «Патер Панчали» (1955), «Апарахито» (1956) и «Мир Апу» (1959), которые составили «Трилогию Апу». Некоторые другие примеры таких фильмов: Дождевик, Дхоби Гхат, Митья.
Индийские фильмы завоевали популярность не только на внутреннем рынке, но и на международном: Дангал имеет валовой доход за рубежом в 260 миллионов долларов, Секретная суперзвезда и Баджранги Бхайджаан получил валовой доход в размере 80,4 миллиона долларов, а Бахубали: Начало и Баахубали 2: Заключение (дилогия-блокбастер из телугуского кино) собрали более 370 миллионов долларов по всему миру. В Индии у них более 400 производственных предприятий и 32 корпоративных дома; также поддерживая средства к существованию более чем 6 миллионов человек.
Другие крупнейшие киноиндустрии — это малаяламское кино, каннада-кино, бенгальское кино (кино Западной Бенгалии) и маратхи-кино, в основном расположенные в Кочи, Бангалоре, Калькутте и Мумбаи соответственно. Оставшаяся большая часть распространена в северной, западной, восточной и южной Индии (с гуджаратским, пенджабским, одиа, бходжпури, ассамским кино). Однако есть несколько более мелких центров индийской киноиндустрии на региональных языках, сосредоточенных в штатах, где говорят на этих языках. Индийское кино охватывает ряд нескольких форм искусства, таких как индийская классическая музыка, народная музыка разных регионов по всей стране, индийский классический танец, народный танец и многое другое. Болливуд, Колливуд и Толливуд составляют самую большую часть индийской киноиндустрии и просматриваются по всему Индийскому субконтиненту и становятся все более популярными в Великобритании, Соединенных Штатах, Австралии, Новой Зеландии, Юго-Восточной Азии, Африке, странах Персидского залива, европейских странах, Восточной Азии и Китае. Самый большой в мире комплекс киностудий — Ramoji Film City, расположенный в Хайдарабаде, Индия, который открылся в 1996 году и занимает площадь 674 га (1666 акров). Он состоит из 47 павильонов и имеет постоянные декорации, начиная от железнодорожных станций и заканчивая храмами.
К 1986 году годовой объем производства фильмов в Индии увеличился с 741 фильма до 833 фильмов в год, что сделало Индию крупнейшим кинопроизводителем в мире. По состоянию на 2014 год на Болливуд приходится 45% чистых кассовых сборов Индии, в то время как кинотеатры на тамильском и телугу вместе составляют 36%, а остальная региональная киноиндустрия составляет 21% индийского кино. К 2021 году кино на телугу (Толливуд) обогнало кино на хинди (Болливуд) и тамильское кино (Колливуд) и стало крупнейшей киноиндустрией Индии по кассовым сборам. В 2023 году Болливуд снова стал крупнейшей киноиндустрией Индии.
Кино России, известное как Молливуд, относится к киноиндустрии России, занимающейся производством кинофильмов на русском языке. Популярный термин «Молливуд» представляет собой смесь слов «Москва» и «Голливуд».
Оно началось в Российской империи, получив широкое развитие в Советском Союзе и в годы после его распада. Российская киноиндустрия останется признанной на международном уровне. В XXI веке российское кино стало известно на международном уровне благодаря таким фильмам, как Жесткий Генри (2015), Левиафан (2014), Ночной дозор ( 2004) и Брат (1997). Московский международный кинофестиваль стартовал в Москве в 1935 году. Премия «Ника» — главная ежегодная национальная кинопремия России.
Первые фильмы, просмотренные в Российской империи, были привезены братьями Люмьер, которые в мае 1896 года выставляли фильмы в Москве и Санкт-Петербурге. В том же месяце оператор Люмьера Камиль Серф снял первый в России фильм, запечатлевший коронацию Николая II. в Кремле.
Александр Дранков снял первый русский сюжетный фильм Стенька Разин (1908), основанный на событиях, рассказанных в народной песне, режиссер Владимир Ромашков. Среди известных русских кинематографистов того времени были Александр Ханжонков и Иван Мозжухин, снявшие Оборону Севастополя в 1912 году. Яков Протазанов снял Отъезд великого старика (1912), биографический фильм о Льве Толстом.
Пионер анимации Ладислас Старевич снял первый российский анимационный фильм (и первый кукольный кукольный фильм со сюжетом) в 1910 году — Лукан Цервус. Другие его анимационные короткометражки Прекрасная Леуканида (1912) и Месть кинооператора (1912), снятые для Александра Ханжонкова, также относятся к числу первых анимационных фильмов. В последующие годы Старевич снимал короткометражки по мотивам таких басен, как Кузнечик и Муравей (1913), а также пропагандистских фильмов времен Первой мировой войны.
В Соединенном Королевстве уже более века существует значительная киноиндустрия. Хотя кинопроизводство достигло рекордного уровня в 1936 году, обычно считается, что «золотой век» британского кино пришелся на 1940-е годы, когда режиссеры Дэвид Лин, Майкл Пауэлл (совместно с Эмериком Прессбургером) и Кэрол Рид продюсировали свои фильмы. самая высоко оцененная работа. Многие британские актеры добились всемирной известности и успеха у критиков, например, Мэгги Смит, Роджер Мур, Майкл Кейн, Шон Коннери, Дэниел Дэй-Льюис, Гэри Олдман и Кейт Уинслет. Некоторые из фильмов с самыми высокими кассовыми сборами были сняты в Великобритании, в том числе третья и четвертая по кассовым сборам серия фильмов (Гарри Поттер и Джеймс Бонд< /я>).
Первое движущееся изображение было снято в Лидсе Луи Ле Принсом в 1888 году, а первые движущиеся изображения, проявленные на целлулоидной пленке, были сделаны в Гайд-парке в Лондоне в 1889 году британским изобретателем Уильямом Фризе Грином, который запатентовал этот процесс в 1890 году.
Два из восьми самых кассовых фильмов в мире за все время имеют некоторые британские исторические, культурные или творческие измерения: Титаник (1997), Гарри Поттер и Дары смерти — Часть 2 (2011), Властелин колец: Возвращение короля (2003) и Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца (2005). Добавьте еще четыре фильма Гарри Поттера и еще один фильм Властелин колец, а также версию Тима Бертона Алиса в стране чудес (2010), и более половины из двадцати самых финансово успешных фильмов имели существенное британское измерение.
Британское влияние также можно увидеть в «Английском цикле» анимационных фильмов Диснея, в который входят Алиса в стране чудес (1951), Питер Пэн (1953), Один «Сто один далматинец» (1961), Меч в камне (1963) и Книга джунглей (1967). Дисней впервые заинтересовался игровыми фильмами как средством использования финансовых резервов, накопленных в Великобритании и не подлежащих репатриации из-за валютного контроля, сняв два фильма на основе шотландских и английских источников. Это были «Остров сокровищ» (1950) и История Робина Гуда и его веселых людей (1952), которые оба имели успех в прокате. Студия продолжала использовать британский исходный материал для своих анимационных фильмов после смерти Уолта Диснея в 1967 году, выпустив художественные мультфильмы Робин Гуд (1973), Множество приключений Винни-Пуха и Спасатели (оба 1977 г.), одни из многих фильмов Диснея, в которых использованы персонажи А. А. Милна.
В 1970-х и 1980-х годах британские студии заслужили репутацию создателей великолепных спецэффектов в таких фильмах, как Супермен (1978), Чужой (1979) и Бэтмен (1989). Частично эта репутация была основана на таланте, собранном вместе для съемок фильма 2001: Космическая одиссея (1968), которые впоследствии работали вместе над сериалами и художественными фильмами для Джерри Андерсона. Бристольская компания Aardman Animations известна своей покадровой анимацией.
В конце 1998 года Channel 4 запустил бесплатный киноканал Film4 — канал, специально предназначенный для показа фильмов. Он вещает с 11:00 по британскому стандартному времени и конкурирует с сетью платного телевидения Sky Cinema.
Лондонская компания по визуальным эффектам Framestore, во главе с Тимом Уэббером, руководителем визуальных эффектов, работала над фильмами Темный рыцарь (2008) и Гравитация (2013). На создание Гравитации были использованы новые технологии, на что ушло три года.
Франция является родиной кино и внесла значительный вклад в этот вид искусства и сам процесс кинопроизводства. В стране зародилось несколько важных кинематографических движений, в том числе «Новая волна». Он известен особенно сильной киноиндустрией, отчасти благодаря защите, предоставляемой французским правительством.
Французское кино иногда переплетается с кино зарубежных стран. Режиссеры из таких стран, как Польша (Роман Полански, Кшиштоф Кесьлёвский и Анджей Жулавский), Аргентина (Гаспар Ноэ и Эдгардо Козаринский), Россия (Александр Алексеев, Анатоль Литвак), Австрия (Михаэль Ханеке) и Грузия (Гела Баблуани, Отар Иоселиани). ) занимают видное место в рядах французского кино. И наоборот, некоторые французские режиссеры сделали карьеру в других странах, например Люк Бессон, Жак Турнер или Франсис Вебер в Соединенных Штатах.
Еще одним фактором, подтверждающим этот факт, является то, что в Париже самая высокая плотность кинотеатров в мире, измеряемая количеством кинотеатров на одного жителя, и что в большинстве кинотеатров «центра Парижа» иностранные фильмы, которые были бы изолированы от «арт-хаусов», кинотеатры в других местах демонстрируются наряду с «основными» произведениями. 2 февраля 2000 года Филипп Бинан реализовал в Париже первую цифровую кинопроекцию в Европе с использованием технологии DLP CINEMA, разработанной Texas Instruments. Париж также может похвастаться Cité du cinéma, крупной студией к северу от города, и Disney Studio, тематическим парком, посвященным кино, и третьим тематическим парком недалеко от города после Диснейленда и парка Астерикс.
В 2015 году во Франции было снято рекордные 300 полнометражных фильмов. В 2014 году фильмы США и Великобритании составили лишь 44,9% от общего числа просмотров. Во многом это связано с коммерческой эффективностью отечественного производства, на долю которого пришлось 44,5% просмотров в 2014 году (35,5% в 2015 году; 35,3% в 2016 году). В середине 2000-х годов французская киноиндустрия описывалась как «ближе к полной самодостаточности, чем любая другая страна в Европе, восстанавливая около 80–90% своего бюджета за счет доходов, полученных на внутреннем рынке». В 2018 году международные кассовые сборы французских фильмов составили 237 миллионов евро при 40 миллионах просмотров (на 52% меньше, чем в 2017 году), причем крупнейшим иностранным рынком была Италия.
Кино Ирана (персидский: سینمای ایران) или кино Персии относится к кино и киноиндустрии Ирана, которые ежегодно производят множество коммерческих фильмов. Иранские художественные фильмы завоевали международную известность и теперь пользуются популярностью во всем мире.
Наряду с Китаем Иран считался одним из лучших экспортеров кино в 1990-е годы. Некоторые критики теперь оценивают Иран как самое важное в мире национальное кино с художественной точки зрения, значение которого позволяет сравнивать его с итальянским неореализмом и аналогичными движениями прошлых десятилетий. Немецкий режиссер Вернер Херцог назвал иранское кино одним из самых важных художественных кинотеатров в мире.
Примечательно, что Иран выиграл 2 премии «Оскар» и был номинирован 3 раза, что занимает 11-е место в мировом кинематографе, второе место в Азии после Японии и первое место на Ближнем Востоке:
Турецкий кинорынок выделяется на общеевропейском фоне как единственный рынок, где национальные фильмы регулярно превосходят американские фильмы. В 2013 году на него было просмотрено 1,2 миллиона человек и выпущено 87 художественных фильмов. В период с 2004 по 2014 год около 12,9 миллионов просмотров на ненациональных европейских рынках составили лишь 7% от общего количества просмотров турецких фильмов в Европе (включая Турцию). Это третья самая низкая доля среди 30 европейских рынков, по которым доступны такие данные, и она ясно иллюстрирует сильную зависимость турецких фильмов от внутреннего рынка — особенность, которую разделяют польские и российские фильмы.
В 2014 году фильм Kış Uykusu (Зимняя спячка) получил премию Каннского кинофестиваля за лучший фильм. В 2013 году Турция все еще отставала от Нидерландов по кассовым сборам с чуть более 200 миллионов евро, став восьмым по величине рынком кассовых сборов в Европе, опередив Швецию и Швейцарию с явным разрывом с 6 ведущими рынками, каждый из которых зарегистрировал GBO от 504 миллионов евро (Испания) до более 1 миллиарда евро во Франции, Великобритании, Германии и Российской Федерации. Поход в кино в Турции сравнительно дешев. В 2013 году билет в кино стоил в среднем 4,0 евро в Турции, и это, по оценкам, была самая низкая средняя цена билета — измеренная в евро — в Европе, незначительно дешевле, чем на нескольких рынках Центральной и Восточной Европы, таких как Хорватия, Румыния, Литва или Болгария (с учетом обменного курса).
В Японии существует одна из старейших и крупнейших киноиндустрий в мире; по состоянию на 2010 год он был четвертым по количеству выпущенных художественных фильмов. В Японии фильмы производятся с 1897 года, когда сюда прибыли первые иностранные кинооператоры.
В Sight & В списке лучших фильмов, снятых в Азии, японские произведения заняли восемь из 12 лучших, а «Токийская история» (1953) заняла первое место. Tokyo Story также возглавила рейтинг Sight & Опрос режиссеров звука в списке «50 величайших фильмов всех времен» свергнул с престола Гражданина Кейна, а фильм Акиры Куросавы Семь самураев (1954) был признан величайшим иностранным фильмом. Языковой фильм всех времен по результатам опроса BBC в 2018 году, в котором приняли участие 209 критиков из 43 стран. Япония четыре раза получала премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке («Расёмон, Врата ада, Самурай I: Мусаси Миямото и < i>Отправления), больше, чем в любой другой азиатской стране..
Начиная с 1896 года в Египте было снято ограниченное количество немых фильмов; Фильм Лайла 1927 года был известен как первый полнометражный полнометражный фильм. Киноиндустрия Каира стала региональной силой с появлением звука. С 1930 по 1936 год различные небольшие студии выпустили не менее 44 художественных фильмов. В 1936 году студия Misr, финансируемая промышленником Талаатом Харбом, стала ведущим египетским эквивалентом крупнейших студий Голливуда, и эту роль компания сохраняла в течение трех десятилетий. Из более чем 4000 короткометражных и полнометражных фильмов, снятых в регионе Ближнего Востока и Северной Африки с 1908 года, более трех четвертей составляли египетские фильмы. В египетских фильмах обычно говорят на египетском арабском диалекте.
С 1976 года в Каире проводится ежегодный Каирский международный кинофестиваль (CIFF), аккредитованный Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров. В 1996 году в городе 6 октября к югу от Каира был открыт Египетский город медиапроизводства (EMPC), хотя к 2001 году работала только одна из 29 запланированных студий. Цензура, которая раньше препятствовала свободе выражения мнений, значительно уменьшилась к 2012 году, когда египетское кино начало смело решать самые разные вопросы, от сексуальных вопросов до резкой критики со стороны правительства.
1940-е, 1950-е и 1960-е годы обычно считаются золотым веком египетского кино. Как и на Западе, фильмы откликнулись на популярное воображение, причем большинство из них относились к предсказуемым жанрам (хеппи-энды были нормой), и многие актеры делали карьеру, играя строго типизированные роли. По словам одного критика, «если бы египетский фильм, предназначенный для популярной аудитории, не имел ни одной из этих предпосылок, это представляло бы собой предательство неписаного контракта со зрителем, результаты которого проявятся в прокате». С 1990-х годов кинематограф Египта разошелся по разным направлениям. Художественные фильмы меньшего размера привлекают внимание международного сообщества, но их мало посещают дома. Популярные фильмы, часто широкие комедии, такие как Что за ложь!, и чрезвычайно прибыльные работы комика Мохамеда Саада, борются за то, чтобы удержать аудиторию, либо тянущуюся к западным фильмам, либо, все чаще, опасающуюся воспринимаемой аморальности кино. .
Термин «кино Кореи» (или «корейское кино») охватывает киноиндустрию Северной и Южной Кореи. Как и все аспекты корейской жизни в течение прошлого столетия, киноиндустрия часто находилась во власти политических событий, от поздней династии Чосон до Корейской войны и внутреннего государственного вмешательства. Хотя обе страны имеют относительно сильную киноиндустрию сегодня, только южнокорейские фильмы добились широкого международного признания. Северокорейские фильмы, как правило, изображают свои коммунистические или революционные темы.
Южнокорейские фильмы пережили «золотой век» конца 1950-х и 1960-х годов. К 2005 году Южная Корея стала одной из немногих стран, которая смотрела в кинотеатрах больше отечественных, чем импортных фильмов, во многом благодаря законам, ограничивающим количество иностранных фильмов, которые можно показывать в кинотеатре в год. С 2006 года в кинотеатрах корейские фильмы должны показываться 73 дня в году. На кабельном телевидении 25%-ная квота на отечественные фильмы будет снижена до 20% после заключения соглашения о свободной торговле между KOR и США.
В 2015 году общие кассовые сборы кинотеатров Южной Кореи в стране составили 884 миллиарда фунтов стерлингов, а количество просмотров составило 113 000 000, что составляет 52 % от общего числа просмотров.
История польского кино почти так же длинна, как и история кинематографии, и имеет общепризнанные достижения, хотя польские фильмы, как правило, менее коммерчески доступны, чем фильмы некоторых других европейских стран.
После Второй мировой войны коммунистическое правительство построило национальное авторское кино, подготовило сотни новых режиссеров и предоставило им возможность снимать фильмы. Такие режиссеры, как Роман Поланский, Кшиштоф Кесьлёвский, Агнешка Холланд, Анджей Вайда, Анджей Жулавский, Анджей Мунк и Ежи Сколимовский, повлияли на развитие польского кинопроизводства. В последние годы индустрия возглавлялась продюсерами, а финансы были ключом к созданию фильма, а поскольку в польских фильмах было много независимых режиссеров всех жанров, они, как правило, больше вдохновлялись американскими фильмами.
Польская киношкола находилась под сильным влиянием итальянских неореалистов. Он воспользовался либеральными изменениями в Польше после Польского Октября 1956 года, чтобы изобразить сложность польской истории во время Второй мировой войны и немецкой оккупации. Среди наиболее важных тем было поколение бывших солдат Армии Крайовой и их роль в послевоенной Польше, а также национальные трагедии, такие как немецкие концентрационные лагеря и Варшавское восстание. Политические изменения позволили группе более открыто говорить о новейшей истории Польши. Однако после 1945 года цензура все еще была сильной, когда дело касалось истории, и фильмов о современных событиях было очень мало. В этом заключалось главное различие между членами польской киношколы и итальянскими неореалистами.
Польская киношкола была первой, кто подчеркнул национальный характер поляков, и одним из первых художественных движений в Центральной Европе, открыто выступивших против официальных принципов социалистического реализма. Члены движения, как правило, подчеркивают роль личности в противовес коллективности. В движении было два течения: молодые режиссеры, такие как Анджей Вайда, в целом изучали идею героизма, в то время как другая группа (самая известная из которых — Анджей Мунк) анализировала польский характер через иронию, юмор и препарирование национальных мифов.
Кино Филиппин началось с появления в стране первых движущихся изображений 31 августа 1897 года в Салоне Пертьерра в Маниле. В следующем году местные сцены впервые были сняты на пленку испанцем Антонио Рамосом с помощью кинематографа Люмьер. Хотя большинство первых режиссеров и продюсеров в стране были в основном богатыми предприимчивыми иностранцами и экспатриантами, 12 сентября 1919 года вышел первый фильм Далаганг Букид («Деревенская дева»), основанный на популярной музыкальной пьесе. снят и показан филиппинским режиссером Хосе Непомучено. Его работы, получившие прозвище «Отец филиппинского кино», ознаменовали начало кино как вида искусства на Филиппинах.
Кино Бангладеш — это киноиндустрия на бенгальском языке, базирующаяся в Дакке, Бангладеш. С начала 1970-х годов эта киноиндустрия часто была важной киноиндустрией. Слово «Дхолливуд» представляет собой сочетание слов «Дакка» и «Голливуд». Доминирующим стилем бангладешского кино является мелодраматическое кино, которое развивалось с 1947 по 1990 год и по сей день характеризует большинство фильмов. Кино было представлено в Бангладеш в 1898 году компанией Брэдфорд Биоскоп, которая, как считается, организовала выпуск первого фильма в Бангладеш. Между 1913 и 1914 годами была открыта первая продюсерская компания Picture House. Короткометражный немой фильм под названием Сукумари («Хорошая девочка») стал первым фильмом, снятым в регионе в 1928 году. Первый полнометражный фильм Последний поцелуй. i>, был выпущен в 1931 году. После отделения Бангладеш от Пакистана в 1971 году Дакка стала центром киноиндустрии Бангладеш и приносила большую часть доходов, производства и аудитории. 1960-е, 1970-е, 1980-е и первая половина 1990-х годов были золотыми годами для бангладешских фильмов, поскольку индустрия выпустила много успешных фильмов. Лицо и маска, первый полнометражный художественный фильм на бенгальском языке, был снят в 1956 году. «Матир Мойна», фильм Тарека Масуда 2002 года, стал первым бангладешским фильмом, удостоенным награды на Каннском кинофестивале.
Крупнейшая киностудия Юго-Восточной Азии была открыта 5 ноября 2011 года на 10 гектарах земли в Нонгса, остров Батам, Индонезия. Infinite Frameworks (IFW) — это сингапурская компания (закрытая от острова Батам), которая принадлежит консорциуму, 90 процентов которого принадлежит индонезийскому бизнесмену и кинопродюсеру Майку Вилуану. В 2010–2011 годах из-за существенного увеличения налога на добавленную стоимость, взимаемого с иностранных фильмов, кинотеатры лишились доступа ко многим иностранным фильмам, в том числе к фильмам, получившим «Оскар». Иностранные фильмы включают крупнейшие кассовые сборы Запада и других крупных кинопродюсеров мира. Это вызвало огромный волновой эффект для экономики страны. Предполагается, что это увеличило покупку нелицензионных DVD. Однако даже получение DVD-дисков, нарушающих авторские права, занимало больше времени. Минимальная стоимость просмотра иностранного фильма, не показываемого на местном уровне, составляла 1 миллион рупий. Это было эквивалентно 100 долларам США, поскольку в эту сумму входит билет на самолет до Сингапура.
Кино Пакистана, или просто пакистанское кино (урду: پاکستانی سنیما), относится к киноиндустрии Пакистана. Большинство художественных фильмов, снятых в Пакистане, сняты на урду, национальном языке, но могут также включать фильмы на английском, официальном языке, а также на региональных языках, таких как пенджаби, пушту, белуджи и синдхи. Лахор называют эпицентром пакистанского кино, отсюда и возник термин «Лолливуд», обозначающий сочетание Лахора и Голливуда.
До отделения Бангладеш в Пакистане было три основных центра кинопроизводства: Лахор, Карачи и Дакка. Режим Мухаммеда Зия-уль-Хака, видеомагнитофоны, кинопиратство, введение налогов на развлечения, строгие законы, основанные на ультраконсервативной юриспруденции, были препятствием для роста отрасли. Когда-то процветавшее кино в Пакистане в 1980-х годах внезапно рухнуло, а к 2000-м «индустрия, которая когда-то производила в среднем 80 фильмов в год, теперь с трудом выпускала хотя бы несколько фильмов». Однако бум телевизионной индустрии в Карачи, который привел к появлению более крупных частных медиа-домов, привел к возрождению киноиндустрии Пакистана в начале 2010-х годов. Карачи в настоящее время является крупнейшим продюсерским центром киноиндустрии в Пакистане, где производятся пакистанские фильмы на урду, английском и языке синдхи. Лахор сейчас является вторым крупным кинопродюсером (в основном фильмов на пенджабе), за ним следует Пешавар, где производятся в основном фильмы на пушту. Фильмы также производятся в очень небольших масштабах в Исламабаде (фильмы на урду и английском языке) и Кветте (фильмы о белуджи). Пакистанские фильмы завоевывают свой рынок на местном и международном рынках, таких как страны Персидского залива, Великобритания-Европа, США-Северная Америка. и Дальний Восток. Многие пакистанские фильмы попали в категорию фильмов на иностранном языке премии «Оскар», например, «День наступит рассвет» (1959), «Вуаль» (Ghoonghat) (1963), «Зинда Бхаг» (2013), «Духтар» (2014), «Мур» (2015), «Маэ» -Мир (2016), Сааван (2017), Торт (2018), Лал Кабутар (2019). Два пакистанских документальных фильма получили премию «Оскар» за лучший документальный фильм: «Спасение лица» (2012) и «Девушка в реке» (2016).
Пакистанские фильмы, особенно фильмы на урду, вращаются вокруг семейных драм, романтических отношений, любовных историй, комедий, триллеров, социальных и политических вопросов. В современную эпоху некоторые пакистанские фильмы получили международное признание, в том числе «Худа Кей Лие» («Во имя Бога»), «Бол», «Верна», «Зинда Бхаг», «Свадьба», «Неправильный номер», «Торт», «Тифа в беде», «Лал Кабутар», «Мах». -э-Меер, Мавр, Легенда о Мауле Джетте.
Пенджабское кино в основном посвящено романтике, семейным драмам и боевикам, тогда как пуштуское кино вращается вокруг боевиков и межплеменных распрей.
Основные кинопремии включают Lux Style Awards, ARY Film Awards, Nigar Awards и Национальную кинопремию.
Кино Малайзии состоит из художественных фильмов, произведенных в Малайзии и снятых на английском, тамильском, малайском, китайском и кантонском диалектах.
Малайзия производит около 60 художественных фильмов ежегодно и от 300 до 400 телевизионных драм и сериалов в год, не считая собственного производства отдельных телевизионных станций. Страна также проводит свои собственные ежегодные кинопремии национального уровня, известные как Кинофестиваль Малайзии. В Малайзии около 150 кинотеатров и кинотеатров, где показывают не только местные, но и зарубежные фильмы.
Фильмы снимались в Израиле еще до обретения независимости в 1948 году. Эта индустрия относительно невелика с экономической точки зрения, но израильские фильмы были номинированы на большее количество премий Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке, чем любая другая страна на Ближнем Востоке. Правительство пытается привлечь иностранные компании к съемкам в Израиле, предлагая субсидии на производственные затраты.
Гонконг является центром кинопроизводства для китайскоязычного мира (включая всемирную диаспору) и Восточной Азии в целом. На протяжении десятилетий это была третья по величине киноиндустрия в мире (после Индии и США) и второй по величине экспортер фильмов. Несмотря на кризис отрасли, начавшийся в середине 1990-х годов, и возвращение Гонконга под суверенитет Китая в июле 1997 года, гонконгский фильм сохранил большую часть своей самобытности и продолжает играть заметную роль на мировой киноарене. В отличие от многих киноиндустрий, Гонконг практически не пользовался прямой государственной поддержкой в виде субсидий или импортных квот. Это всегда было полностью коммерческое кино, концентрирующееся на привлекательных для публики жанрах, таких как комедия и боевик, и в значительной степени опирающееся на формулы, сиквелы и римейки. Как правило, в коммерческих кинотеатрах его сердцем является высокоразвитая звездная система, которая в данном случае также существенно пересекается с индустрией поп-музыки.
Кинокомпания Тринидада и Тобаго — национальное агентство, созданное в 2006 году для дальнейшего развития киноиндустрии. В Тринидаде и Тобаго проводится ряд кинофестивалей, организованных различными комитетами и организациями. К ним относятся Фестиваль короткометражных фильмов для средних школ и Фестиваль фильмов для смартфонов, организованные кинокомпанией Тринидада и Тобаго. Во второй половине сентября в Тринидаде и Тобаго также проводится ежегодный кинофестиваль, который длится две недели.
Киноиндустрия Тринидада и Тобаго начала формироваться в конце 1950-х — начале 1960-х годов, а к концу 1970-х годов было выпущено несколько местных фильмов, как художественных, так и телевизионных. Первым полнометражным художественным фильмом, снятым в Тринидаде и Тобаго, стал Правильно и неправильно (1970) индийского режиссера, сценариста и продюсера Харбанса Кумара. Сценарий написал тринидадский драматург Фредди Киссун. В оставшуюся часть 20-го века в стране было снято еще несколько художественных фильмов, в том числе «Бим» (1974), который Брюс Паддингтон назвал «одним из самых важных фильмов, снятых в Тринидаде». и Тобаго … и один из классиков карибского кино». Это был один из первых фильмов, в котором актеры и съемочная группа почти полностью состояли из Тринидада. В 2000-х годах в Тринидаде наблюдался рост кинопроизводства. Такие фильмы, как Иван Грозный (2004 г.), SistaGod (2006 г.), Я Сантана: Фильм (2012 г.) и «Бог любит бойца» (2013) были выпущены как на местном, так и на международном уровне. Мировая премьера фильма SistaGod состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2006 году.
У непальского кино не очень долгая история кинематографа, но эта индустрия занимает свое место в культурном наследии страны. Его часто называют «непальской чалчитрой» (что на английском языке переводится как «непальские фильмы»). Термины Колливуд и Калливуд также используются как сочетание слов «Катманду» и «Голливуд»; Однако «Колливуд» чаще используется для обозначения тамильского кино. «Чхакка Панджа» считается самым кассовым фильмом всех времен в непальской киноиндустрии, а «Кохинор» — вторым по прибылям. Международное признание получили непальские фильмы «Черная курица» (2015) и «Кагбени» (2006). Непальский художественный фильм «Белое солнце» («Сето Сурья») получил награду за лучший фильм на 27-м Сингапурском международном кинофестивале (SGIFF) в 2016 году.
Les frères Lumière выпустили первую проекцию на кинематографе в Париже 28 декабря 1895 года. Французская киноиндустрия в конце 19 — начале 20 века была самой важной в мире. Огюст и Луи Люмьер изобрели кинематограф, а их «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» в Париже в 1895 году многие историки считают официальным рождением кинематографии.
Первым художественным фильмом, который был снят в 1906 году, стал немой австралийский фильм История банды Келли, рассказ о пресловутой банде во главе с Недом Келли, режиссером и продюсером которого выступили мельбурнианцы Дэн Барри и Чарльз Тейт. Он работал непрерывно восемьдесят минут.
В начале 1910-х годов киноиндустрия полностью сформировалась благодаря Д.В. Гриффит Рождение нации. Также в начале 1900-х годов кинокомпании из Нью-Йорка и Нью-Джерси начали переезжать в Калифорнию из-за хорошей погоды и более продолжительного дня. Хотя в то время существовало электрическое освещение, ни одно из них не было достаточно мощным, чтобы адекватно экспонировать пленку; Лучшим источником освещения для кинопроизводства был естественный солнечный свет. Помимо умеренного и сухого климата, штат привлекал их открытыми просторами и разнообразием природных пейзажей.
В 1900 году Шарль Пате начал производство фильмов под брендом Pathé-Frères, а Фердинанд Зекка был нанят для создания фильмов. К 1905 году Pathé стала крупнейшей кинокомпанией в мире и сохраняла эту позицию до Первой мировой войны. Леон Гомон начал производство фильмов в 1896 году под руководством Элис Ги.
Помимо американского мутоскопа, в Соединенных Штатах было также множество мелких производителей, и некоторые из них установили долгосрочное присутствие в новом столетии. American Vitagraph, один из этих мелких производителей, построил студии в Бруклине и расширил свою деятельность в 1905 году.
Первым успешным постоянным кинотеатром, показывающим только фильмы, был «Никелодеон», который был открыт в Питтсбурге в 1905 году. К тому времени было достаточно фильмов продолжительностью в несколько минут, чтобы заполнить программу, длившуюся не менее получаса, и которые можно было изменить. еженедельно, когда местной публике это надоело. Другие экспоненты в Соединенных Штатах быстро последовали этому примеру, и в течение двух лет по всей территории Соединенных Штатов работало 8000 таких никелодеонов. Американский опыт привел к всемирному буму производства и показа фильмов, начиная с 1906 года.
Кинотеатры стали популярными развлекательными заведениями и социальными центрами в начале 20 века, так же, как кабаре и другие театры.
К 1907 году в США, Великобритании и Франции открывались специально построенные кинотеатры для кинофильмов. Фильмы часто демонстрировались под музыкальное сопровождение пианиста, хотя музыкантов могло быть и больше. В некоторых крупнейших городах также было очень мало крупных кинотеатров. Первоначально большинство фильмов в программах были фильмами Пате, но ситуация довольно быстро изменилась, когда американские компании увеличили производство. Программа состояла всего из нескольких фильмов, а показ длился около 30 минут. Катушка с пленкой максимальной длиной 1000 футов (300 м), которая обычно содержала один отдельный фильм, стала стандартной единицей кинопроизводства и показа в этот период. Программа менялась два или более раз в неделю, но через пару лет количество изменений программы возросло до пяти. В основном кинотеатры создавались в сложившихся увеселительных районах городов. В 1907 году Пате начали сдавать свои фильмы в прокат через кинообмен, а не продавать фильмы напрямую.
Судебные разбирательства по поводу патентов между всеми крупнейшими американскими кинокомпаниями продолжались, и в конце 1908 года они решили объединить свои патенты и сформировать траст, чтобы использовать их для контроля над американским кинобизнесом. Заинтересованными компаниями были Pathé, Edison, Biograph, Vitagraph, Lubin, Selig, Essanay, Kalem и Kleine Optical Company, крупный импортер европейских пленок. Компания Джорджа Истмана, единственный производитель кинопленки в США, также входила в состав объединения, которое называлось Motion Picture Patents Company (MPPC), и Eastman Kodak согласилась поставлять членам только кинопленку. Лицензионные сборы за распространение и показ фильмов взимались со всех дистрибьюторов и экспонентов. Продюсерским компаниям, входившим в трест, были выделены квоты на производство (две катушки, т.е. фильмов, в неделю для самых крупных, одна катушка в неделю для меньших), которых должно было хватить для заполнения программ лицензированных экспонентов. . Но рынок был больше, поскольку хотя 6000 экспонентов подписали контракт с MPPC, около 2000 других этого не сделали. Меньшая часть бирж (то есть дистрибьюторов) осталась за пределами MPPC, и в 1909 году эти независимые биржи немедленно начали финансировать новые кинопроизводители. К 1911 году независимых и иностранных фильмов было достаточно, чтобы запрограммировать все показы независимых экспонентов, а в 1912 году независимые фильмы занимали почти половину рынка. План MPPC по контролю над всем рынком Соединенных Штатов фактически потерпел поражение, и правительственные антимонопольные действия, которые только сейчас начались против MPPC, на самом деле не были необходимы для победы над ним.
В начале 20-го века, до Голливуда, киноиндустрия США в основном базировалась в Форт-Ли, штат Нью-Джерси, через реку Гудзон от Нью-Йорка. Кинематографисты, нуждавшиеся в зимней штаб-квартире, были привлечены в Джексонвилл, штат Флорида, из-за его теплого климата, экзотических мест, отличного железнодорожного сообщения и более дешевой рабочей силы, что принесло городу титул «Мировой столицы зимнего кино». Нью-йоркская компания Kalem Studios первой открыла постоянную студию в Джексонвилле в 1908 году. В течение следующего десятилетия более 30 компаний немого кино открыли в городе студии, в том числе Metro Pictures (позже MGM), Edison Studios, Majestic Films, кинокомпания King-Bee, компания Vim Comedy, Norman Studios, Gaumont Studios и производственная компания Lubin. Первый кинофильм, снятый в цвете Technicolor, и первый полнометражный цветной фильм, снятый в Соединенных Штатах, «Между заливом» также были сняты на натуре в Джексонвилле в 1917 году.
Джексонвилл был особенно важен для афроамериканской киноиндустрии. Одним из примечательных людей в этом отношении является европейско-американский продюсер Ричард Норман, который создал ряд фильмов с участием чернокожих актеров в духе Оскара Мишо и Lincoln Motion Picture Company. В отличие от унизительных ролей, представленных в некоторых фильмах о белых, таких как Рождение нации, Норман и его современники стремились создать позитивные истории, в которых афроамериканцы, как он выразился, «великолепно исполняют разные роли».
Однако большинство консервативных жителей Джексонвилля возражали против таких отличительных черт ранней киноиндустрии, как автомобильные погони на улицах, имитация ограблений банков, пожарная сигнализация в общественных местах и даже периодические беспорядки. В 1917 году консервативный демократ Джон Мартин был избран мэром, выступая за укрощение киноиндустрии города. К тому времени южная Калифорния стала крупным центром кинопроизводства, во многом благодаря переезду таких пионеров кино, как Уильям Селиг и Д.В. Гриффит в этот район. Эти факторы быстро привели к упадку Джексонвилля как основного места для съемок фильмов.
Еще одним фактором продвижения индустрии на запад было то, что вплоть до 1913 года большая часть американского кинопроизводства по-прежнему осуществлялась в Нью-Йорке, но из-за монополии патентов на фильмы компании Thomas A. Edison, Inc. и ее спорных попыток сохранить их, многие кинематографисты переехали в Южную Калифорнию, начиная с Селига в 1909 году. Солнечный свет и пейзажи были важны для производства вестернов, которые стали основным жанром американского кино с появлением первых ковбойских звезд, Дж. Андерсон («Брончо Билли») и Том Микс. Селиг был пионером в использовании (довольно) диких животных из зоопарка для серии экзотических приключений, в которых животные угрожали или спасали актеров. Компания «Калем» отправляла съемочные группы в Америку и за границу, чтобы снимать истории в тех местах, где они должны были произойти. Калем также стал пионером женской героини боевиков 1912 года, а Рут Роланд сыграла главные роли в их вестернах.
Во Франции свое доминирующее положение сохранила Pathé, за ней по-прежнему шел Gaumont, а затем и другие новые компании, которые, по-видимому, удовлетворили кинобум. Кинокомпанией с другим подходом стала Film d’Art. «Фильм д’Арт» был создан в начале 1908 года для создания фильмов серьезного художественного характера. Их заявленная программа заключалась в том, чтобы снимать фильмы с привлечением только лучших драматургов, художников и актеров. Первым из них было L’Assassinat du Duc de Guise (Убийство герцога де Гиза), исторический сюжет, действие которого происходит при дворе Генриха III. В этом фильме использовались ведущие актеры Французской комедии, а также была написана специальная музыка, написанная Камилем Сен-Сансом. Другие французские фильмы последовали этому примеру, и эта волна породила англоязычное описание фильмов с художественными претензиями, нацеленных на искушенную аудиторию, как «художественных фильмов». К 1910 году французские кинокомпании начали снимать фильмы длиной в две или даже три катушки, хотя большинство из них все еще были длиной в одну катушку. Этой тенденции последовали в Италии, Дании и Швеции.
В Великобритании Закон о кинематографе 1909 года стал первым основным законом, специально регулирующим киноиндустрию. Кинопоказы часто проходили во временных помещениях, и использование легковоспламеняющейся нитрата целлюлозы для изготовления пленок в сочетании с освещением прожекторами создавало значительную опасность пожара. Закон определил строгие строительные нормы и правила, которые, среди прочего, требовали, чтобы проектор был заключен в огнестойкий корпус.
Студия Бабельсберг недалеко от Берлина в Германии была первой крупной киностудией в мире, основанной в 1912 году, и предшественницей Голливуда с несколькими крупными студиями начала 20 века.
Первая киностудия в районе Голливуда, Nestor Studios, была основана в 1911 году Элом Кристи для Дэвида Хорсли. Другие студии Восточного побережья уже перенесли производство в Лос-Анджелес. Со временем Голливуд стал настолько прочно ассоциироваться с киноиндустрией, что слово «Голливуд» теперь используется в разговорной речи для обозначения всей американской киноиндустрии.
В 1913 году Сесил Б. Демилль вместе с Джесси Ласки арендовал в Голливуде сарай со студией, где был снят Человек-скво (1914). Сейчас здесь находится Музей наследия Голливуда.
Студия Чарли Чаплина была построена в 1917 году. Это место также использовалось Kling Studios для съемок сериала Супермен; Рэд Скелтон, который использовал звуковые сцены для своего телешоу CBS; и CBS, которая снимала там сериал Перри Мейсон. Он также принадлежал A&M Records Херба Альперта и Tijuana Brass Enterprises. В настоящее время это компания Джима Хенсона, дом кукол. В 1969 году Совет по культурному наследию Лос-Анджелеса назвал его историческим памятником культуры.
На знаменитом знаке Голливуда первоначально было написано «Голливудленд». Он был построен в 1923 году для рекламы нового жилого комплекса на холмах над Голливудом. В 1949 году Голливудская торговая палата удалила последние четыре буквы и восстановила остальные. Это зарегистрированная торговая марка, и ее нельзя использовать без разрешения Торговой палаты Голливуда.
Первая церемония вручения премии Оскар состоялась 16 мая 1929 года.
Период с 1927 года (фактический конец эпохи немого кино) по 1948 год считается эпохой «голливудской студийной системы» или Золотым веком Голливуда. В знаковом судебном решении 1948 года Верховный суд постановил, что киностудии не могут владеть кинотеатрами и показывать только фильмы своей студии и кинозвезд; таким образом закончилась эпоха в истории Голливуда.
Болливуд — киноиндустрия на языке хинди, базирующаяся в Мумбаи (ранее известном как Бомбей), Махараштра, Индия. Этот термин часто неправильно используют для обозначения всего индийского кино; однако это лишь часть всей индийской киноиндустрии, в которую входят и другие продюсерские центры, производящие фильмы на нескольких языках. Болливуд — крупнейший кинопроизводитель Индии и один из крупнейших центров кинопроизводства в мире.
Болливуд формально называют хинди-кино. С лингвистической точки зрения в фильмах Болливуда, как правило, используется народный хиндустани, взаимопонятный для самоидентифицированных носителей как хинди, так и урду, в то время как современные фильмы Болливуда также все чаще включают элементы хинглиша.
Борцы (1899) и Человек и его обезьяны (1899), режиссер и продюсер Харишчандра Сахарам Бхатавдекар (HS Bhatavdekar), были первыми двумя фильмами, снятыми индийскими режиссерами. , которые были короткометражными фильмами. Он также был первым индийским режиссером, снявшим и продюсировавшим первый документальный и новостной фильм под названием Приземление сэра М.М. Бхунаггри.
1930-е и 1940-е годы были неспокойными временами: Индию потрясли Великая депрессия, Вторая мировая война, движение за независимость Индии и насилие во время раздела. Большинство фильмов Болливуда были откровенно эскапистскими, но был также ряд режиссеров, которые затрагивали острые социальные проблемы или использовали борьбу за независимость Индии в качестве фона для своих сюжетов.
В 1937 году Ардешир Ирани, известный как Алам Ара, снял первый цветной фильм на хинди Кисан Канья. В следующем году он снял еще один цветной фильм, версию Мать Индия.
После обретения Индией независимости период с конца 1940-х до начала 1960-х годов рассматривается историками кино как «Золотой век» индийского кино. Определяющими ключевыми фигурами этого времени были Радж Капур, Гуру Датт, Мехбуб Хан и Дилип Кумар.
В 1970-е годы было придумано название «Болливуд» и были установлены основные традиции коммерческих болливудских фильмов. Ключом к этому стало появление жанра фильма масала, который сочетает в себе элементы нескольких жанров (боевик, комедия, мелодрама, драма, мелодрама, мюзикл). Фильм масала был впервые создан в начале 1970-х годов режиссером Насиром Хусейном вместе с дуэтом сценаристов Салим-Джавед, которые стали пионерами формата болливудских блокбастеров.
Толливуд — киноиндустрия Индии на бенгальском языке. Основана Королевской компанией биоскопов в 1898 году Хиралалом Сеном вместе с Матилалом Сеном, Дебоки Лал Сеном и Бхоланатом Гуптой. Сочетая живые театральные выступления актеров, бенгальская индустрия отличалась использованием звука как важной части драмы в своем формате «Биоскоп», кинематографический язык которого сильно отличался от западных немых фильмов. За ним последовал Джамшеджи Фрамджи Мадан из Elphinstone Biscope Company, который также контролировал Madan Theater Company. Джей Джей Мадан стал управляющим директором Madan Theaters после смерти своего отца в 1923 году, и Madan Theaters достигли пика в конце 1920-х годов, когда они владели 127 театрами и контролировали половину кассовых сборов страны. До 1937 года театры Мадан выпустили ряд популярных и знаковых фильмов, параллельно с работами бенгальских звезд 20-х годов, таких как Дхирендра Натх Гангули, который в 1918 году основал Indo British Film Co. – первую продюсерскую компанию, принадлежащую бенгальцам. За этим последовал подъем индустрии. в 1930-1940-х годах, когда снималось множество фильмов. Многие отпечатки были уничтожены пожаром. Отпечатки и записи фильмов 1937–1947 годов были в значительной степени уничтожены, но этот период в Бенгалии стал эпохой политических фильмов в Индии, которые оказали огромное влияние на борьбу за независимость Индии. После 1947 года в индустрии началась новая эра творческих сотрудников студийной системы, которые снимали фильмы под названием Agradoot. Это привело к возрождению коммерческих фильмов и мюзиклов, где такие звезды, как Уттам Кумар и Сучитра Сен, загипнотизировали публику своим захватывающим присутствием на экране и приглушенной игрой. Ритвик Гхатак, Сатьяджит Рэй, Тапан Синха, Мринал Сен и Ритупарно Гош были другими известными режиссерами, чьи работы оказали огромное влияние на мировое кино. Название индустрии было придумано в честь места Толлигандж, которое также служило дерзкой данью уважения Голливуду.
Кинематограф Египта относится к процветающей киноиндустрии, базирующейся в Каире, который известен как Голливуд региона MENA. В 1896 году в Египте было снято ограниченное количество немых фильмов, начиная с 1896 года; фильм Лайла 1927 года был примечателен как первый полнометражный художественный фильм. Киноиндустрия Каира стала региональной силой с приходом звука. В период с 1930 по 1936 год различные небольшие студии выпустили не менее 44 художественных фильмов. В 1936 году Studio Misr, финансируемая промышленником Талаатом Харбом, стала ведущим египетским эквивалентом крупных студий Голливуда, и эту роль компания сохраняла на протяжении трех десятилетий.
Историки расходятся во мнениях относительно начала кинематографа в Египте. Некоторые говорят о 1896 году, когда в Египте был показан первый фильм, в то время как другие датируют начало 20 июня 1907 года с короткометражным документальным фильмом о визите хедива Аббаса Хильми II в Институт Мурси Абуль-Аббаса в Александрии. В 1917 году режиссер Карим основал продюсерскую компанию в Александрии. Компания выпустила два фильма: Мертвые цветы и Честь бедуина, которые были показаны в городе Александрия в начале 1918 года.
С 1976 года в столице проводится ежегодный Каирский международный кинофестиваль, аккредитованный Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров. Также есть еще 12 фестивалей. Из более чем 4000 короткометражных и полнометражных фильмов, снятых в регионе MENA с 1908 года, более трех четвертей были египетскими фильмами. Египетские фильмы, как правило, снимаются на египетском диалекте арабского языка. С тех пор в Египте было снято более 4000 фильмов, что составляет три четверти от общего объема арабского производства. Историк Самир Кассир отмечает (2004), что в частности Misr Studios, «несмотря на взлеты и падения, должны были сделать Каир третьей столицей мировой киноиндустрии после Голливуда и Бомбея, но впереди итальянской Cinecittà». Египет является самой производительной страной на Ближнем Востоке в области кинопроизводства и страной с самой развитой системой СМИ.
Нолливуд — это прозвище, которое первоначально относилось к нигерийской киноиндустрии. Происхождение этого термина восходит к началу 2000-х годов и восходит к статье в The New York Times. Из-за истории развития значений и контекстов не существует четкого или согласованного определения этого термина, что сделало его предметом нескольких споров.
Происхождение термина «Нолливуд» остается неясным; Джонатан Хейнс проследил самое раннее использование этого слова до статьи Мэтта Стейнгласса в 2002 году в New York Times, где оно использовалось для описания нигерийского кино. Чарльз Игве отметил, что Норимицу Ониси также использовал это имя в статье в сентябре 2002 года, которую он написал для New York Times. Этот термин по-прежнему используется в средствах массовой информации для обозначения нигерийской киноиндустрии, причем его определение, как позже предполагалось, представляет собой сочетание слов «Нигерия» и «Голливуд», главного американского киноцентра.
Определение того, какие фильмы считаются Нолливудскими, всегда было предметом споров. Алекс Айенго определил Нолливуд как «совокупность мероприятий, происходящих в нигерийской киноиндустрии, будь то на английском, йоруба, хауса, игбо, ицекири, эдо, эфик, иджау, урхобо или любом другом из более чем 300 нигерийских языков». Он далее заявил, что «историческая траектория Нолливуда началась со времен обретения Нигерией независимости до и после нее с театральных (сценических) и кинематографических (целлулоидных) усилий таких людей, как вождь Хуберт Огунде, вождь Амата, Баба Сала, Аде Лав, Эдди Угбома. и некоторые другие».
Влияние нигерийской киноиндустрии, которую неофициально называют Нолливудом, оказывает влияние на все страны Африки.
По сообщениям, к концу 2013 года киноиндустрия достигла рекордного дохода в размере 1,72 триллиона фунтов стерлингов (4,1 миллиарда долларов США). По состоянию на 2014 год стоимость отрасли составила 853,9 миллиарда фунтов стерлингов (5,1 миллиарда долларов США).
Делаем ее третьей по стоимости киноиндустрией в мире
позади США и Индии. Его вклад в экономику Нигерии составил около 1,4%; это было связано с увеличением количества снятых качественных фильмов и более формальными методами распространения.
Прибыльность киностудии в решающей степени зависит от выбора правильных кинопроектов и привлечения подходящего менеджмента и творческих команд (актерский состав, режиссура, визуальный дизайн, музыка, фотография, костюмы, сценография, монтаж и многие другие специальности). во многом зависит от выбора правильного масштаба и подхода к продвижению фильмов, контроля над поступлениями с помощью таких технологий, как управление цифровыми правами (DRM), сложных методов бухгалтерского учета и управления вспомогательными потоками доходов; В крайнем случае, для крупной медиа-франшизы, ориентированной на кино, фильм сам по себе может быть лишь одним из крупных компонентов большого вклада в общий доход франшизы.
Киноиндустрия представляет собой рынок с жесткой конкуренцией, где победитель получает все, движимый сильно меняющимися «нелинейными процессами». Кассовые сборы в значительной степени сконцентрированы в небольшом количестве очень успешных фильмов, а доля рынка киноиндустрии также в значительной степени сконцентрирована в киностудиях, которым посчастливилось снимать такие фильмы. Но рынок «чрезвычайно волатилен», и невозможно заранее предсказать, кто станет победителем рынка в тот или иной момент, «и как долго продлится их доминирование». Доминирующие фильмы и киностудии «резко и часто меняются местами».
Ниже приводится список 13 стран с наибольшим количеством выпущенных художественных фильмов (игровых, анимационных и документальных), по данным Статистического института ЮНЕСКО, если не указано иное.
По данным отчета THEME Report 2022, подготовленного MPA (Ассоциацией кинокомпаний), следующие страны являются крупнейшими рынками кассовых сборов по валовому доходу от проката.
Следующие страны являются крупнейшими рынками кассовых сборов по количеству проданных билетов в 2019 году.
Экономическая цензура возникает, когда компания, отрасль или страна предпринимают шаги для обеспечения прибыльности, обычно путем самоцензуры контента, чтобы угодить группе, обладающей экономическим влиянием. Эта группа может носить политический характер, например бойкот отдельных лиц или запрет или налогообложение правительствами определенных продуктов. Этот инструмент, как правило, имеет более широкий охват за пределами правительства, чем чистая политическая цензура. Примеры включают самоцензуру Голливудом любых негативных изображений нацистов на протяжении большей части 1930-х годов, чтобы сохранить доступ к немецкой аудитории и не расстраивать антисемитов дома, или самоцензуру крупных студий любых негативных изображений Китая или его правящей партии после 1997 года. чтобы сохранить доступ к китайской аудитории.
Нативная реклама — это информация, предназначенная для убеждения более тонкими способами, чем классическая пропаганда. Современный пример, распространенный в Соединенных Штатах, — это копаганда, в которой телешоу демонстрируют нереалистично лестные изображения правоохранительных органов, отчасти для того, чтобы одолжить оборудование и получить их помощь в перекрытии улиц, чтобы было легче снимать на месте. Другие обвинения в отмывании репутации были выдвинуты в индустрии развлечений, включая придание блеска имиджу «Крестных отцов мафии».
Продакт-плейсмент также подвергался критике, поскольку табачная промышленность пропагандировала курение на экранах. Центры по контролю заболеваний утверждают, что 51% курильщиков-подростков не начали бы курить, если бы фильмам о курении автоматически присваивался рейтинг «R», что спасло бы один миллион жизней.