Существует два основных типа широко используемых элементов управления обратной лопатой; ниже приведены схемы, указанные Международным обществом автомобильных инженеров (SAE) и Международной организацией по стандартизации (ISO). Динамика управления каждой системой практически идентична, с той лишь разницей, что органы управления стрелой и рукоятью зеркально отражены. В самых общих чертах экскаваторы-погрузчики, используемые в Соединенных Штатах, чаще используют набор элементов управления SAE, в то время как экскаваторы используемые в других странах мира, работают с макетом ISO. Многие экскаваторы и экскаваторы-погрузчики предлагают системы управления, которые можно переключать между компоновками SAE и ISO, оставляя решение на усмотрение оператора.
В обоих типах управления обратной лопатой есть два рычага, по одному для каждой руки оператора. Общим для обеих систем управления является то, что движение левого рычага влево и вправо управляет поворотом или вращением корпуса машины. Точно так же в обеих системах перемещение правого рычага влево и вправо управляет вертикальным вращением или скручиванием ковша или навесного оборудования.
Эти две системы управления отличаются движением ручек вперед и назад. Используя компоновку SAE, перемещение левого рычага вперед и назад управляет вертикальным перемещением рукояти, а правым рычагом — вертикальным перемещением рукояти стрелы. При управлении обратной лопатой в стиле ISO эти операции выполняются в обратном порядке. В качестве примера этого метода управления, перемещение обоих ручных рычагов вперед приводит к тому, что рукоять рукояти поднимается, а стрела опускается; это действие приводит к выпрямлению всей стрелы экскаватора перед машиной.
В дополнение к ручному рычагу управления обратной лопатой прямо перед оператором находятся две ножные педали, которые используются для независимого управления гусеницами машины. К ножным педалям обычно прикрепляются два длинных рычага управления, которые позволяют при желании управлять гусеницами вручную. Перемещение обеих педалей от оператора заставляет обе группы гусениц двигаться вперед; аналогично, перемещение обеих педалей к оператору приводит к противоположному результату.
Чтобы повернуть машину, оператор может либо переместить одну педаль к себе, а другую педаль от себя, чтобы двигаться вокруг центральной точки машины, в то время как перемещение только одной из педалей вперед или назад приводит к вращению машины вокруг статического положения гусеницы. . Например, перемещение левой педали к оператору, а правой педали от себя приведет к тому, что левая гусеница будет двигаться назад, а правая гусеница — вперед, заставляя машину вращаться вокруг своей центральной оси против часовой стрелки. Эти органы управления позволяют машине управляться намного проще, чем многие ожидают.
В некоторых ранних версиях экскаваторов с обратной лопатой используется устаревшая трехрычажная система, в которой рычаги перемещаются только в направлении вперед-назад и отдельно управляют рукоятью рукояти, стрелой и углом наклона ковша. Эти элементы управления обратной лопатой чаще можно увидеть на навесном оборудовании обратной лопаты, где земляные работы не являются основной функцией машины, а также на невращающихся экскаваторах. Курсы обучения эксплуатации экскаватора обычно сосредоточены на описанных выше вариантах SAE и ISO.