Запчасти экскаватора состоят из множества крупных компонентов. Стрела, ковш и гусеницы являются частями экскаватора. Многие компоненты двигателя и компоненты гидравлической системы являются частями экскаватора. Из-за характера работы, выполняемой экскаватором, большинство деталей экскаватора очень большие и тяжелые. Детали экскаваторов, изготовленные из толстой стали, часто требуют небольшого трактора, чтобы перемещать их с места на место в магазин.
Хотя многие компоненты гусениц экскаватора кажутся похожими на бульдозера, детали экскаватора на самом деле очень другой. Гусеницы бульдозера предназначены для обеспечения переднего прикуса, а детали и гусеницы экскаватора предназначены исключительно для перевода экскаватора в рабочее положение. Они не предназначены для движения экскаватора по грязи и снегу. Они используются в основном для распределения веса экскаватора по большей площади, чем шины.
Ковш или черпак, используемый на экскаваторе, изготовлен из очень прочной стали. Это позволяет ковшу пробивать очень большие камни и твердую почву. Некоторые экскаваторы используются для разрушения больших площадей бетонных и даже мощеных дорог. Когда оператор протаскивает ковш через твердый материал, прочные зубья, приваренные к ковшу, вгрызаются в материал и разрушают его.
Даже с очень прочным ковшом экскаватор не смог бы раздробить твердый материал, если бы не мощная гидравлическая система. Большой и мощный двигатель приводит в действие гидравлический насос, который обеспечивает прочность деталей экскаватора. гидравлические цилиндры на стреле действуют как мышцы человеческой руки. Когда гидравлические цилиндры сжимаются, они тянут ковш и стрелу точно так же, как мышцы тянут руку и кисть. Оператор управляет движениями, манипулируя рычагами в кабине.
Гусеницы и ходовая часть экскаватора приводятся в действие гидравликой. Двигатель, приводящий в действие гидравлические насосы стрелы и ковша, также приводит в действие отдельный гидравлический насос, управляющий системой привода гусеницы. Педали, установленные в кабине экскаватора, используются для движения машины как вперед, так и назад. Машина поворачивается за счет торможения одной гусеницы при включении другой. Машина поворачивается вокруг гусеницы с включенными тормозами, тем самым поворачивая экскаватор.
Верхняя половина машины, или дом, как ее называют, способна вращаться по полному кругу. Это возможно благодаря тому, что дом крепится к ходовой части центральным штифтом. Этот поворот позволяет экскаватору достигать широкой зоны рабочего пространства, не двигаясь с места.