Кадад

Кадад (араб. قضاض qaḍāḍ) или кудад — это водонепроницаемая штукатурная поверхность, сделанная из известковой штукатурки, обработанной гашеной известью, маслами и жирами. Эта техника насчитывает более тысячи лет, и остатки этой ранней штукатурки все еще можно увидеть на стоящих шлюзах древней плотины Мариб.

Вулканический пепел, пемза, шлак (на арабском: شاش), на йеменском диалекте, или другой измельченный вулканический агрегат часто используются в качестве пуццолановых агентов, напоминающих древнеримскую известковую штукатурку, в состав которой входил пуццолановый вулканический пепел.

Из-за медленности некоторых химических реакций приготовление раствора qadad может занять более ста дней, от добычи сырья до начала нанесения на здание. Также может потребоваться более года, чтобы полностью застыть.

В 2004 году режиссер Катерина Борелли сняла документальный фильм Qudad, Re-inventing a Tradition. В нем задокументирована реставрация комплекса Амирия, который в 2007 году был удостоен Премии Ага Хана по архитектуре.

Традиционное приготовление

Кадад

После сбора блоков известняка их обжигали в печи в течение 4 дней, после чего огонь и обожженную известь гасили водой и давали остыть еще 2-3 дня. Обожженную известь (араб.: nūreh) затем измельчали ​​и смешивали с мягким черным вулканическим шлаком, известным как scoria (араб.: shāsh), пемзой, имеющей консистенцию гравия. Scoria и известь толкли камнем, чтобы разбить их на более мелкие частицы, и тщательно перемешивали вместе без воды (два ингредиента смешивали вместе в соотношении две части заполнителя на одну часть извести), а затем оставляли на 3-4 дня, пока они не осядут. Затем два элемента смешивались с водой (обычно 1 объем воды на 3 объема извести/заполнителя), в течение которого партия непрерывно перемешивалась в утомительном процессе, известном как гашение, и который требовал многих долгих часов ручного труда (до 4-5 недель), прежде чем к нему добавлялся более тонкий раствор извести в воде в течение 1-2 месяцев, чтобы превратить его в пасту. Чем больше его толкли длинной лопатой или деревянной лопаткой, тем более клейким становился кадад.

Традиционное применение

Мечеть Мусаффара в Таизе

С помощью готовой смеси извести и вулканического шлака они наносили три слоя штукатурки qadad на стены цистерн, чтобы сделать их непроницаемыми; первый слой, содержащий самые крупные частицы вулканического шлака (scoria) и наименьшее количество извести, наносился на грубый камень, причем штукатурка наносилась до толщины около двух дюймов. Они брали острый камень и в течение нескольких дней сильно толкли и втирали первый слой qadad в стену, все время посыпая его известковой водой, чтобы он оставался влажным. Второй слой наносился после полной обработки первого слоя путем отбивания. Первый процесс повторялся, на этот раз стена была оштукатурена смесью qadad, содержащей более мелкие частицы вулканического шлака и больше извести. Острый камень снова использовался для того, чтобы крепко прибить qadad к стене, все время посыпая его известковой водой, чтобы он оставался влажным. Наконец, был нанесен третий слой, содержащий мельчайшие частицы вулканического шлака и наибольшее количество извести, и обработан острым камнем (одна часть заполнителя на две части извести, истолченные до состояния мелкой пасты), и известковая вода разбрызгивалась на стене, чтобы поддерживать ее влажность. После последнего нанесения стена была обработана очень тонко измельченной консистенцией qadad, которой дали высохнуть, и когда она высохла, на стену нанесли животный жир (сало) для сглаживания и полировки. Конечный результат — стена, которая после отбивания такая же твердая, как гладкий мрамор.

По словам археолога Сельмы Аль-Ради, qadad можно использовать только в качестве штукатурки на зданиях, построенных из камня и обожженного кирпича, но он не прилипает к сырцовому кирпичу, цементным блокам или бетону. В Йемене его традиционно изготавливали из двух основных ингредиентов: обожженной извести и вулканического шлака, в других странах вместо шлака традиционно использовали мелкий речной песок или гальку, которые смешивали с известью для использования в качестве обычного строительного раствора или для использовать в качестве непроницаемой штукатурки для стен.

Применение

Иранская плитка 1

В Сане в начале 20-го века qadad-штукатурка использовалась для облицовки бассейнов, резервуаров, дренажных труб и выгребных ям, а также для того, чтобы сделать их непроницаемыми. После нанесения qadad покрытие полировалось камнем. Часто его использование распространялось на главную кухонную комнату, а также на желоба и раковины, где вода, вероятно, использовалась в больших количествах (см. также таделакт). Стены кладовых, где хранилось зерно и которые должны были быть непроницаемыми для воды, также часто покрывались qadad, что придавало комнатам вид, будто они окрашены масляной краской. Карл Ратьенс, посетивший Йемен в первой половине 20-го века, упоминает, что видел в Сане «дома зажиточных людей», где прихожие часто были окрашены qadad до определенной высоты. Внутренние стены общественных бань иногда были кирпичными, иногда каменными. Если кирпичные, то они были защищены толстым слоем твердой гипсовой штукатурки, которую затем красили масляной краской.

Купола мечети Ашрафия в Таизе

Старый город%2C Сана%27a%2C Йемен %2815335600470%29

3школа Амирия2

В исламской архитектуре кадад создавался для разных целей: купола, плоские потолки, вертикальные стены и украшения в геометрическом переплетении.