Ювелирные изделия (или jewelry в американском английском языке) — это декоративные предметы, которые носят в качестве личного украшения, такие как броши, кольца, ожерелья, серьги, подвески, браслеты и запонки. Украшения можно прикреплять к телу или одежде. С западной точки зрения этот термин ограничивается прочными украшениями, за исключением, например, цветов. На протяжении многих веков металл, такой как золото, часто в сочетании с драгоценными камнями, был обычным материалом для ювелирных изделий, но могут использоваться и другие материалы, такие как стекло, ракушки и другие растительные материалы.
Ювелирные изделия — один из старейших типов археологических артефактов: бусины возрастом 100 000 лет, сделанные из раковин Нассариуса, считаются старейшими известными ювелирными изделиями. Основные формы украшений различаются в зависимости от культуры, но часто чрезвычайно долговечны; в европейских культурах наиболее распространенные формы перечисленных выше украшений сохранились с древних времен, тогда как другие формы, такие как украшения для носа или лодыжки, важные в других культурах, встречаются гораздо реже.
Ювелирные изделия могут быть изготовлены из самых разных материалов. Широко использовались драгоценные камни и подобные материалы, такие как янтарь и коралл, драгоценные металлы, бусины и ракушки, а эмаль часто играла важную роль. В большинстве культур ювелирные изделия можно понимать как символ статуса из-за свойств материала, узоров или значимых символов. Ювелирные изделия украшают почти каждую часть тела: от шпилек до колец на пальцах ног и даже генитальных украшений. В современной европейской культуре количество одежды, которую носят взрослые мужчины, относительно невелико по сравнению с другими культурами и другими периодами европейской культуры.
Само слово jewellery происходит от слова jewel, которое произошло от старофранцузского «jouel» и, кроме того, до латинского. слово «jocale», означающее «игрушка». В британском английском, индийском английском, новозеландском английском, хиберно-английском, австралийском английском и южноафриканском английском оно пишется как jewellery, а в американском английском это написание — jewelry. Оба используются в канадском английском языке, хотя jewellery преобладает с перевесом два к одному. Во французском и некоторых других европейских языках эквивалентный термин joaillerie может также обозначать украшенные металлические изделия из драгоценных металлов, такие как предметы искусства и церковные предметы, а не только предметы ношения. на человеке.
Люди использовали украшения по ряду разных причин:
В большинстве культур в какой-то момент существовала практика хранения больших сумм богатства в виде драгоценностей. Во многих культурах свадебное приданое хранят в виде украшений или изготавливают украшения как средство хранения или демонстрации монет. Альтернативно, ювелирные изделия использовались в качестве валюты или товара для покупки и продажи. примером является использование рабских бус.
Многие ювелирные изделия, такие как броши и пряжки, изначально были чисто функциональными, но превратились в декоративные по мере того, как их функциональные требования уменьшались.
Ювелирные изделия могут символизировать членство в группе (как в случае с христианским распятием или еврейской звездой Давида) или статус (как в случае с служебными цепочками или западной практикой женатых людей носить обручальные кольца).
Ношение амулетов и религиозных медалей для защиты или отражения зла распространено в некоторых культурах. Они могут принимать форму символов (например, анк), камней, растений, животных, частей тела (например, Хамса) или глифов (например, стилизованных версий Тронного стиха в исламском искусстве).
При создании ювелирных украшений часто используются драгоценные камни, монеты и другие драгоценные предметы, обычно они оправлены в драгоценные металлы. Платиновые сплавы варьируются от 900 (чистота 90%) до 950 (чистота 95%). Серебро, используемое в ювелирных изделиях, обычно представляет собой серебро 92,5% пробы. В бижутерии иногда используют фурнитуру из нержавеющей стали.
Другие часто используемые материалы включают стекло, например, плавленое стекло или эмаль; дерево, часто резное или точеное; ракушки и другие натуральные животные вещества, такие как кость и слоновая кость; натуральная глина; полимерная глина; пенька и другие виды шпагата также использовались для создания украшений, которые имеют более естественное ощущение. Тем не менее, любое включение свинца или свинцового припоя даст Британской пробирной палате (орган, который выдает британским ювелирным изделиям клеймо одобрения, клеймо) право уничтожить изделие, однако пробирная палата делает это очень редко.
Бисер часто используется в ювелирных изделиях. Они могут быть изготовлены из стекла, драгоценных камней, металла, дерева, ракушек, глины и полимерной глины. Украшения из бисера обычно включают ожерелья, браслеты, серьги, пояса и кольца. Бусины могут быть большими или маленькими; Самый маленький тип используемого бисера известен как бисер, это бисер, используемый для «тканых» украшений из бисера. Бисер также используется в технике вышивки, когда его пришивают на тканевую основу для создания широких воротников и браслетов из бисера. Вышивка бисером, популярный вид ручной работы в викторианскую эпоху, переживает ренессанс в современном ювелирном деле. Бисероплетение, или вышивка бисером, также очень популярно во многих африканских и коренных североамериканских культурах.
Серебряники, ювелиры и гранильщики используют такие методы, как ковка, литье, пайка или сварка, резка, резьба и «холодное соединение» (с использованием клея, скоб и заклепок для сборки деталей).
Алмазы впервые были добыты в Индии. Плиний, возможно, упоминал о них, хотя существуют некоторые споры относительно точной природы камня, который он называл Адамас. В 2005 году Австралия, Ботсвана, Россия и Канада вошли в число основных источников добычи драгоценных алмазов. В некоторых регионах торговля алмазами имеет негативные последствия. Алмазы, добытые во время недавних гражданских войн в Анголе, Кот-д’Ивуаре, Сьерра-Леоне и других странах, были помечены как «кровавые алмазы», когда их добывали в зоне боевых действий и продавали для финансирования повстанцев.
В драгоценностях британской короны находится бриллиант Куллинан, один из крупнейших когда-либо найденных необработанных алмазов ювелирного качества (1905 г.), весом 3106,75 карата (621,35 г).
Сегодня этот символ популярен в обручальных кольцах, а его использование восходит к браку Максимилиана I с Марией Бургундской в 1477 году.
Популярным стилем является бриллиантовый пасьянс, в котором на видном месте установлен один большой бриллиант. В пасьянсе кольца можно разделить на три категории: зубец, безель и регулировка натяжения.
Многие драгоценные и полудрагоценные камни используются в ювелирных изделиях. Среди них:
Некоторые драгоценные камни (например, жемчуг, коралл и янтарь) классифицируются как органические, то есть производятся живыми организмами. Другие являются неорганическими, то есть обычно состоят из минералов и возникают из них.
Некоторые драгоценные камни, например аметист, стали менее ценными по мере развития методов их добычи и импорта. Некоторые искусственные драгоценные камни могут заменить природные драгоценные камни, например фианиты, которые можно использовать вместо алмазов.
Существует множество техник отделки ювелирных изделий из платины, золота и серебра. Наиболее распространенными являются полированные, сатиновые/матовые, матовые и кованые. Полированные ювелирные изделия являются наиболее распространенными и придают металлу блестящий вид. Сатиновая или матовая отделка уменьшает блеск и блики украшений и обычно используется для подчеркивания драгоценных камней, таких как бриллианты. Матовая отделка придает украшениям текстурированный вид и создается путем нанесения материала (похожего на наждачную бумагу) на металл, оставляя «мазки». Кованая отделка обычно создается с помощью закругленного стального молотка и забивания ювелирных изделий, чтобы придать им волнистую текстуру.
Некоторые украшения покрываются покрытием, чтобы придать им блестящий, отражающий вид или добиться желаемого цвета. Ювелирные изделия из стерлингового серебра могут быть покрыты тонким слоем чистого серебра 0,999 пробы (процесс, известный как мерцание) или могут быть покрыты родием или золотом. Бижутерия из недрагоценных металлов также может быть покрыта серебром, золотом или родием для более привлекательного вида.
Ювелирные изделия использовались для обозначения статуса. В Древнем Риме только определенные сословия могли носить кольца, а позже законы о роскоши диктовали, кто и какие украшения может носить. Это также основывалось на ранге граждан того времени.
Культурный диктат также сыграл значительную роль. Например, ношение серег западными мужчинами считалось женственным в 19 и начале 20 века. В последнее время демонстрация украшений для тела, таких как пирсинг, стала знаком признания или рассматривается как знак мужества в одних группах, но полностью отвергается другими. Аналогичным образом, культура хип-хопа популяризировала жаргонный термин bling-bling, который относится к показной демонстрации украшений мужчинами или женщинами.
И наоборот, ювелирная промышленность в начале 20-го века начала кампанию по популяризации обручальных колец для мужчин, которая прижилась, а также обручальных колец для мужчин, которая не прижилась, зайдя настолько далеко, что создала ложную историю и заявила, что эта практика имело средневековые корни. К середине 1940-х годов 85% свадеб в США сопровождались церемонией двойного кольца по сравнению с 15% в 1920-х годах.
В некоторых религиях существуют особые правила или традиции, касающиеся ювелирных изделий (или даже запрещающие их), а во многих религиях есть указы, запрещающие чрезмерную демонстрацию украшений. Ислам, например, считает ношение золота мужчинами харамом. Большая часть исламских украшений представляла собой свадебное приданое и традиционно не передавалась из поколения в поколение; вместо этого, после смерти женщины, его продавали на базаре и перерабатывали или продавали прохожим. Таким образом, исламские украшения, выпущенные до 19 века, чрезвычайно редки.
История ювелирных изделий длинная и насчитывает много лет, и в разных культурах они использовались по-разному. Оно существовало на протяжении тысячелетий и дало различное представление о том, как работали древние культуры.
Самые ранние известные украшения на самом деле были созданы не людьми (Homo sapiens), а неандертальцами, жившими в Европе. В частности, перфорированные бусины, сделанные из небольших морских раковин, были найдены 115 000 лет назад в Куэва-де-лос-Авионес, пещере на юго-восточном побережье Испании. Позже в Кении, в Энкапуне-Я-Муто, бусины, сделанные из перфорированной скорлупы страусиных яиц, были датированы более чем 40 000 лет назад. В России к аналогичному возрасту относят каменный браслет и мраморное кольцо.
Позже у европейских людей раннего Нового времени были грубые ожерелья и браслеты из костей, зубов, ягод и камней, подвешенные на кусках веревки или сухожилиях животных, или на кусках резной кости, которые использовались для скрепления одежды. В некоторых случаях украшения имели кусочки ракушек или перламутра.
В 2015 году на месте Стар Карра в Северном Йоркшире был найден украшенный гравировкой кулон (Подвеска Стар Карр), датируемый примерно 11 000 годом до нашей эры и считающийся старейшим произведением искусства мезолита в Великобритании. На юге России резные браслеты из мамонта бивень был найден. Венера из Холе-Фельса имеет перфорацию вверху, указывающую на то, что ее предназначалось для ношения в качестве кулона.
Около семи тысяч лет назад были замечены первые признаки медных украшений. В октябре 2012 года Музей древней истории в Нижней Австрии сообщил, что они нашли могилу женщины-ювелира, что заставило археологов по-новому взглянуть на доисторические гендерные роли после того, как выяснилось, что это была могила женщины-работницы по тонкому металлу — профессия. Раньше считалось, что этим занимаются исключительно мужчины.
Первые признаки устоявшегося ювелирного дела в Древнем Египте появились около 3000–5000 лет назад. Египтяне предпочитали роскошь, редкость и обрабатываемость золота другим металлам. В додинастическом Египте ювелирные изделия вскоре стали символизировать политическую и религиозную власть в обществе. Хотя их носили богатые египтяне при жизни, они также носили их и после смерти, причем ювелирные изделия обычно помещали среди погребальных принадлежностей.
В сочетании с золотыми украшениями египтяне использовали цветное стекло, а также полудрагоценные камни. Цвет украшений имел значение. Зеленый, например, символизировал плодородие. Лазурит и серебро пришлось ввозить из-за пределов страны.
Египетские узоры были наиболее распространены в финикийских украшениях. Кроме того, древние турецкие узоры, обнаруженные в персидских украшениях, позволяют предположить, что торговля между Ближним Востоком и Европой не была редкостью. Женщины носили сложные золотые и серебряные украшения, которые использовались в церемониях.
Ювелирные изделия берберской культуры — это стиль традиционных украшений, которые носят женщины и девушки в сельских районах региона Магриба в Северной Африке, населенных коренными берберами (на берберском языке: Амазиг, Имазиген, pl). . Следуя давним социальным и культурным традициям, серебряные мастера различных этнических берберских групп Марокко, Алжира и соседних стран создавали замысловатые украшения для украшения своих женщин, которые составляли часть их этнической идентичности. Традиционные берберские украшения обычно изготавливались из серебра и включают сложные броши из треугольных пластин и булавок (фибул), первоначально использовавшиеся в качестве застежек для одежды, а также ожерелья, браслеты, серьги и тому подобные изделия.
Другой крупный тип — это так называемая хмисса (местное произношение арабского слова «хамса» для числа «пять»), которая на берберском языке называется afus ( Тамазайт). Эта форма представляет собой пять пальцев руки и традиционно считается как мусульманами, так и евреями для защиты от сглаза.
Самые старые золотые украшения в мире датируются периодом с 4600 г. до н.э. по 4200 г. до н.э. и были обнаружены в Европе, на месте Варненского некрополя, недалеко от побережья Черного моря в Болгарии.
Не менее древними считаются и несколько доисторических болгарских находок – золотые клады Хотница, Дуранкулак, артефакты из курганского городища Юнаците близ Пазарджика, золотой клад Сакар, а также бусы и золотые украшения, найденные в курганском городище Провадия – Солницата ( «соляная яма»). Однако варненское золото чаще всего называют самым древним, поскольку этот клад самый крупный и разнообразный.
Примерно 5000 лет назад изготовление ювелирных изделий стало важным ремеслом в городах Месопотамии. Наиболее важные археологические свидетельства получены на Царском кладбище Ура, где были раскопаны сотни захоронений, датируемых 2900–2300 гг. до н. э.; гробницы, такие как гробница Пуаби, содержали множество артефактов из золота, серебра и полудрагоценных камней, таких как короны из лазурита, украшенные золотыми статуэтками, плотно прилегающие ожерелья-воротники и булавки с драгоценными головками. В Ассирии и мужчины, и женщины носили большое количество украшений, в том числе амулеты, браслеты на щиколотках, тяжелые многониточные ожерелья и цилиндрические печати.
Ювелирные изделия в Месопотамии, как правило, изготавливались из тонкого металлического листа и инкрустировались большим количеством ярких камней (главным образом агата, ляписа, сердолика и яшмы). Предпочтительные формы включали листья, спирали, шишки и грозди винограда. Ювелиры создавали произведения как для человеческого потребления, так и для украшения статуй и идолов. Они использовали широкий спектр сложных техник обработки металлов, таких как перегородчатая эмаль, гравировка, мелкая зернь и филигрань.
Обширные и тщательно хранимые записи, касающиеся торговли и производства ювелирных изделий, также были обнаружены на археологических объектах Месопотамии. Например, одна запись в марийском царском архиве дает состав различных ювелирных изделий:
Греки начали использовать золото и драгоценные камни в ювелирных изделиях в 1600 году до нашей эры, хотя бусины в форме ракушек и животных широко производились и раньше. Около 1500 г. до н.э. основные методы обработки золота в Греции включали литье, скручивание слитков и изготовление проволоки. Многие из этих сложных техник были популярны в микенский период, но, к сожалению, эти навыки были утеряны в конце бронзового века. Формы и формы украшений Древней Греции, таких как браслет (13 век до н. э.), брошь (10 век до н. э.) и булавки (7 век до н. э.), также сильно различались со времен бронзового века. Другие формы украшений включают венки, серьги, ожерелья и браслеты. Хорошим примером высокого качества, которого можно достичь с помощью техники обработки золота в Греции, является «Золотой оливковый венок» (4 век до н.э.), созданный по образцу венка, который вручается в качестве приза победителям спортивных соревнований, таких как Олимпийские игры. Ювелирные изделия, датируемые 600–475 гг. до н. э., не очень хорошо представлены в археологических данных, но после персидских войн количество украшений снова стало более обильным. Одним из особенно популярных типов дизайна в то время были браслеты, украшенные головами змей и животных. Поскольку в этих браслетах использовалось значительно больше металла, многие экземпляры были сделаны из бронзы. К 300 году до нашей эры греки освоили изготовление цветных украшений с использованием аметистов, жемчуга и изумрудов. Также появились первые признаки камей: греки создавали их из индийского сардоникса, полосатого коричнево-розового и кремового агата. Греческие украшения часто были проще, чем в других культурах, с простым дизайном и качеством изготовления. Однако со временем конструкции усложнялись, и вскоре стали использоваться другие материалы.
Ювелирные изделия в Греции практически не носили и в основном использовались для публичных выступлений или в особых случаях. Его часто дарили и носили преимущественно женщины, чтобы показать свое богатство, социальный статус и красоту. Часто предполагалось, что украшения защищают владельца от «сглаза» или наделяют владельца сверхъестественными способностями, а другие имели религиозную символику. Найденные старые украшения были посвящены богам.
Они работали с изделиями двух стилей: литыми и выкованными из листового металла. Было обнаружено меньше литых украшений. Его изготавливали путем отливки металла в две каменные или глиняные формы. Затем две половинки соединяли, а в центр помещали воск, а затем расплавленный металл. Эта техника практиковалась с позднего бронзового века. Более распространенной формой ювелирных изделий были чеканные листы. Листы металла ковали до нужной толщины, а затем спаивали вместе. Внутренняя часть двух листов заполнялась воском или другой жидкостью, чтобы сохранить металлическую конструкцию. Затем для создания мотивов на украшениях использовались различные техники, например, штамп или гравировка. Затем в углубления можно добавить драгоценности или стекло, залитое в специальные полости на поверхности.
Греки взяли большую часть своих проектов из внешних источников, например, из Азии, когда Александр Великий завоевал часть ее. В более ранних проектах можно обнаружить и другие европейские влияния. Когда в Грецию пришло римское правление, никаких изменений в дизайне ювелирных изделий не было обнаружено. Однако к 27 г. до н.э. греческий дизайн находился под сильным влиянием римской культуры. Это не значит, что местный дизайн не процветал. Многочисленные полихромные подвески-бабочки на серебряных цепочках из лисохвоста, датируемые I веком, были найдены недалеко от Ольвии, и только один экземпляр когда-либо был найден где-либо еще.
Горгоны, гранаты, желуди, цветы лотоса и пальмы были ярким показателем греческого влияния в этрусских украшениях. Моделирование голов, которое было типичной практикой сурового греческого периода, было техникой, которая распространилась по всей этрусской территории. Еще более ярким свидетельством новых влияний является форма, появившаяся в эпоху ориентализации: буллы. Сосуд грушевидной формы, в котором хранились духи. Его поверхность обычно украшалась репуссе и гравировкой символических фигур.
Большая часть найденных украшений не носили этруски, а были созданы, чтобы сопровождать их в загробном мире. Большинство, если не все, приемы этрусских ювелиров были изобретены не ими, поскольку датируются третьим тысячелетием до нашей эры.
Хотя ювелирные изделия в прежние времена были очень разнообразными, особенно среди варварских племен, таких как кельты, когда римляне завоевали большую часть Европы, ювелирные изделия менялись по мере того, как более мелкие фракции разрабатывали римские образцы. Самым распространенным артефактом раннего Рима была брошь, которой скрепляли одежду. Римляне использовали для своих украшений самые разнообразные материалы из обширных ресурсов по всему континенту. Хотя они использовали золото, иногда использовали бронзу или кость, а в прежние времена — стеклянные бусы и жемчуг. Еще 2000 лет назад они импортировали сапфиры из Шри-Ланки и индийские бриллианты и использовали изумруды и янтарь в своих украшениях. В Англии, находившейся под властью римлян, из окаменелой древесины, называемой гагатом из Северной Англии, часто вырезали ювелирные изделия. Первые итальянцы работали с сырым золотом и создавали застежки, ожерелья, серьги и браслеты. Они также производили подвески большего размера, которые можно было наполнить духами.
Как и у греков, часто целью римских украшений было отвести «сглаз» от других людей. Хотя женщины носили огромное количество украшений, мужчины часто носили только кольцо на пальце. Хотя предполагалось, что от них будет носить хотя бы одно кольцо, некоторые римские мужчины носили по кольцу на каждом пальце, а другие не носили ни одного. Римские мужчины и женщины носили кольца с выгравированным на них драгоценным камнем, который использовался для запечатывания документов воском. Эта практика продолжалась и в средневековые времена, когда короли и дворяне использовали тот же метод. После падения Римской империи ювелирные изделия были поглощены соседними странами и племенами.
Постримская Европа продолжала развивать навыки изготовления ювелирных изделий. Кельты и Меровинги, в частности, известны своими украшениями, которые по качеству соответствовали украшениям Византийской империи или превосходили их. Застежки одежды, амулеты и, в меньшей степени, перстни-печатки — наиболее распространенные известные нам артефакты. Особенно ярким кельтским примером является брошь Тара. Торк был распространен по всей Европе как символ статуса и власти. К 8 веку ювелирное оружие было обычным явлением для мужчин, в то время как другие украшения (за исключением перстней-печаток), похоже, стали прерогативой женщин. Показательным является инвентарь, найденный в захоронении VI–VII веков близ Шалон-сюр-Сона. У молодой девушки были похоронены: 2 серебряные фибулы, ожерелье (с монетами), браслет, золотые серьги, пара заколок, гребень и пряжка. Кельты специализировались на непрерывных узорах и рисунках, а узоры Меровингов наиболее известны стилизованными фигурками животных. Это были не единственные группы, известные своей высококачественной работой. Обратите внимание на показанные здесь работы вестготов, а особенно известным примером являются многочисленные декоративные предметы, найденные в захоронении англосаксонского корабля в Саттон-Ху-Саффолк, Англия. На континенте перегородчатая эмаль и гранат были, пожалуй, типичными драгоценными камнями того периода.
Восточная преемница Римской империи, Византийская империя, продолжила многие методы римлян, хотя религиозные темы стали преобладать. Однако, в отличие от римлян, франков и кельтов, Византия использовала легкое листовое золото, а не чистое золото, и больше внимания уделялось камням и драгоценным камням. Как и на Западе, византийские украшения носили более богатые женщины, а мужские украшения, очевидно, ограничивались перстнями-печатками. Женские украшения имели некоторые особенности, например, колты, украшавшие головной убор.
Как и в других современных культурах, драгоценности обычно хоронили вместе со своим владельцем.
Ренессанс и исследования оказали значительное влияние на развитие ювелирного дела в Европе. К XVII веку рост исследований и торговли привел к увеличению доступности самых разных драгоценных камней, а также к знакомству с искусством других культур. В то время как до этого обработка золота и драгоценных металлов была на переднем крае ювелирного дела, в этот период наблюдалось растущее доминирование драгоценных камней и их оправ. Примером этого является Чипсайдский клад, запас ювелира, спрятанный в Лондоне во время периода Содружества и не найденный до 1912 года. Он содержал колумбийский изумруд, топаз, амазонит из Бразилии, шпинель, иолит и хризоберилл из Шри-Ланки, рубин из Индии, афганский лазурит, персидскую бирюзу, перидот из Красного моря, а также богемский и венгерский опал, гранат и аметист. Крупные камни часто помещались в оправы-коробки на эмалированных кольцах. Среди торговцев того периода выделялся Жан-Батист Тавернье, который в 1660-х годах привез во Францию камень-предшественник алмаза Хоупа.
Когда Наполеон Бонапарт был коронован как император Франции в 1804 году, он возродил стиль и величие ювелирных украшений и моды во Франции. При правлении Наполеона ювелиры представили parures — наборы подходящих украшений, таких как бриллиантовая тиара, серьги с бриллиантами, кольца с бриллиантами, бриллиантовая брошь и бриллиантовое колье. Обе жены Наполеона имели такие красивые комплекты и регулярно их носили. Еще одним модным трендом, возрожденным Наполеоном, стала камея. Вскоре после того, как была замечена его корона, украшенная камеями, камеи стали пользоваться большим спросом. В этот период также появились ранние этапы развития бижутерии: стеклянные бусины, покрытые рыбьей чешуей, вместо жемчуга или камеи из раковин раковины вместо каменных камей. Были придуманы новые термины, чтобы дифференцировать эти искусства: ювелиров, работавших с более дешевыми материалами, называли бижутерами, а ювелиров, работавших с дорогими материалами, называли малярами, и эта практика продолжается до сих пор. день.
Начиная с конца XVIII века, романтизм оказал глубокое влияние на развитие западных ювелирных изделий. Возможно, наиболее значительными влияниями были увлечение общественности сокровищами, обнаруженными благодаря рождению современной археологии, и увлечение искусством Средневековья и Возрождения. Изменение социальных условий и начало промышленной революции также привели к росту среднего класса, который хотел и мог себе позволить драгоценности. В результате использование промышленных процессов, более дешевых сплавов и заменителей камней привело к развитию страз или бижутерии. Однако выдающиеся ювелиры продолжали процветать, поскольку более состоятельные покровители стремились к тому, чтобы то, что они носили, по-прежнему выделялось среди ювелирных изделий масс не только за счет использования драгоценных металлов и камней, но и за счет превосходной художественной и технической работы. Одним из таких художников был французский ювелир Франсуа-Дезире Фроман-Мёрис. Категорией, уникальной для этого периода и вполне соответствующей философии романтизма, были траурные украшения. Он возник в Англии, где королеву Викторию часто видели в украшениях из гагата после смерти принца Альберта. Он позволял владельцу продолжать носить украшения, выражая при этом траур по поводу смерти любимого человека.
В Соединенных Штатах в этот период в 1837 году Чарльзом Льюисом Тиффани была основана компания Tiffany & Co. Tiffany вывела Соединенные Штаты на карту мира в сфере ювелирных украшений и приобрела известность, создавая великолепные заказы для таких людей, как жена Авраама Линкольна. Позже он приобрел широкую известность как место действия фильма «Завтрак у Тиффани». Во Франции Пьер Картье основал Cartier SA в 1847 году, а в 1884 году в Италии была основана компания Bulgari. Зародилась современная продюсерская студия, находившаяся в шаге от прежнего засилья отдельных мастеров и меценатства.
В этот период также произошло первое крупное сотрудничество между Востоком и Западом. Сотрудничество немецких и японских художников в Пфорцхайме привело к созданию бляшек сякудо в филигранных рамах, созданных фирмой Штеффлер в 1885 году). Возможно, грандиозным финалом – и подходящим переходом к следующему периоду – стали мастерские творения русского художника Петра Карла Фаберже, работавшего при императорском дворе России, чьи яйца и ювелирные изделия Фаберже до сих пор считаются воплощением ювелирного искусства.
В экстравагантном восемнадцатом веке появилось множество причудливых мод. Камеи, которые использовались в ювелирных украшениях, представляли собой привлекательные безделушки наряду со многими мелкими предметами, такими как броши, серьги и заколки для шарфов. Некоторые ожерелья делались из нескольких частей, соединенных между собой золотыми цепочками, иногда также делались браслеты в тон ожерелью и броши. В конце века украшения из ограненной стали, смешанной с крупными кристаллами, представил англичанин Мэтью Бултон из Бирмингема.
В 1890-х годах ювелиры начали исследовать потенциал развивающегося стиля ар-нуво и тесно связанного с ним немецкого югендстиля, британского (и в некоторой степени американского) движения «Искусства и ремесла», каталонского модернизма, австро-венгерского сецессиона, итальянского «либерти» и т. д.
Ювелирные изделия в стиле модерн сочетают в себе множество отличительных черт, включая акцент на женских формах и акцент на цвете, чаще всего передаваемый с помощью техник эмалирования, включая бас-тай, выемчатое, перегородчатое и пли-а-жур. Мотивы включали орхидеи, ирисы, анютины глазки, виноградные лозы, лебеди, павлины, змеи, стрекозы, мифологические существа и женский силуэт.
Рене Лалик, работавший в парижском магазине Самуэля Бинга, был признан современниками ведущей фигурой этого направления. Колония художников Дармштадта и Wiener Werkstätte внесли, пожалуй, самый значительный вклад в эту тенденцию, в то время как в Дании Георг Йенсен, хотя и наиболее известный своими серебряными изделиями, также внес значительный вклад. В Англии компания Liberty & Co. (в частности, благодаря проектам Cymric Арчибальда Нокса) и британское движение декоративно-прикладного искусства Чарльза Роберта Эшби внесли немного более линейный, но все же характерный дизайн. Новый стиль сместил акцент ювелирного искусства с закрепки камней на художественное оформление самого изделия. Дизайн стрекозы Лалика – один из лучших примеров этого. Эмали сыграли большую роль в технике, а извилистые органические линии — самая узнаваемая особенность дизайна.
Окончание Первой мировой войны еще раз изменило общественное мнение, и появился более трезвый стиль.
Растущая политическая напряженность, последствия войны и реакция на упадок начала 20-го века привели к упрощению форм в сочетании с более эффективным производством для массового производства высококачественных ювелирных изделий. Охватывая период 1920-х и 1930-х годов, стиль стал широко известен как ар-деко. Вальтер Гропиус и немецкое движение Баухаус с их философией «нет барьеров между художниками и ремесленниками» привели к некоторым интересным и стилистически упрощенным формам. Были также использованы современные материалы: пластик и алюминий впервые использовались в ювелирных изделиях, а также следует отметить хромированные подвески мастера Баухауза, родившегося в России, Наума Слуцкого. Техническое мастерство стало так же цениться, как и сам материал. На Западе в этот период немка Элизабет Трескоу заново изобрела грануляцию, хотя развитие этого изобретения продолжалось и в 1990-е годы. В его основе лежат основные формы.
В Азии индийский субконтинент имеет самую длинную непрерывную традицию ювелирного дела где-либо, Азия была первым местом, где эти украшения изготавливались в больших количествах для королевских особ с историей более 5000 лет. Одними из первых, кто начал делать ювелирные изделия, были народы цивилизации долины Инда, на территории, которая сейчас преимущественно является современным Пакистаном и частью северной и западной Индии. Раннее ювелирное дело в Китае началось примерно в тот же период, но оно стало широко распространенным с распространением буддизма около 2000 лет назад.
Китайцы использовали в своих украшениях серебро больше, чем золото. Синие перья зимородка привязывались к ранним китайским украшениям, а позже в дизайн стали включать синие драгоценные камни и стекло. Однако нефриту отдавалось предпочтение перед любым другим камнем. Китайцы почитали нефрит из-за приписываемых ему человеческих качеств, таких как твердость, долговечность и красота. Первые изделия из нефрита были очень простыми, но со временем появились более сложные конструкции. Нефритовые кольца, датированные IV-VII веками до нашей эры, свидетельствуют о том, что их обрабатывали на сложном фрезерном станке за сотни лет до первых упоминаний о таком оборудовании на Западе.
В Китае самым необычным украшением является серьга, которую не носили ни мужчины, ни женщины. В наше время серьги по-прежнему считаются культурным табу для мужчин в Китае — фактически, в 2019 году китайский видеосервис iQiyi начал закрашивать уши актеров-мужчин, носящих серьги. Амулеты были распространены, часто с китайским символом или драконом. Драконы, китайские символы и фениксы часто изображались на ювелирных изделиях.
Китайцы часто клали свои украшения в могилы. Большинство китайских могил, найденных археологами, содержат декоративные украшения.
Индийский субконтинент имеет долгую ювелирную историю, которая за более чем 5 000–8 000 лет претерпела различные изменения под влиянием культурного и политического влияния. Поскольку Индия имела обильные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней, она процветала в финансовом отношении за счет экспорта и обмена с другими странами. В то время как европейские традиции находились под сильным влиянием растущих и угасающих империй, в Индии на протяжении примерно 5000 лет непрерывно развивались формы искусства. Одними из первых, кто начал заниматься ювелирным делом, были народы цивилизации долины Инда. К 1500 году до нашей эры народы долины Инда создавали золотые серьги и ожерелья, ожерелья из бус и металлические браслеты. До 2100 г. до н.э., до периода широкого использования металлов, крупнейшей торговлей ювелирными изделиями в регионе долины Инда была торговля бисером. Бусы в долине Инда изготавливались с использованием простых технологий. Во-первых, производителю бус понадобится необработанный камень, который можно будет купить у восточного торговца камнями. Затем камень помещали в горячую печь, где его нагревали до тех пор, пока он не становился темно-красным — цвет, который высоко ценится жителями долины Инда. Затем красный камень раскалывали до нужного размера и просверливали в нем отверстие примитивными сверлами. Затем бусины полировали. Некоторые бусины также были расписаны узорами. Этот вид искусства часто передавался по наследству. Дети мастеров бисероплетения часто учились работать с бисером с раннего возраста. Каждый камень имел свои особенности, связанные с индуизмом.
Ювелирные изделия в цивилизации долины Инда носили преимущественно женщины, которые носили на запястьях многочисленные браслеты из глины или ракушек. Они часто имели форму пончиков и окрашивались в черный цвет. Со временем от глиняных браслетов отказались в пользу более прочных. В современной Индии браслеты делают из металла или стекла. Другими предметами одежды, которые женщины часто носили, были тонкие золотые ленты, которые носили на лбу, серьги, примитивные броши, колье и золотые кольца. Хотя женщины больше всего носили украшения, некоторые мужчины в долине Инда носили бусы. Маленькие бусины часто создавались для вставки в волосы мужчин и женщин. Бусины были длиной около одного миллиметра.
Женский скелет (в настоящее время выставленный в Национальном музее, Нью-Дели, Индия) носит на левой руке карлинский браслет (браслет). Када — это особый вид браслета, широко популярный в индийской культуре. Они символизируют таких животных, как павлин, слон и т. д.
Согласно индуистской вере, золото и серебро считаются священными металлами. Золото символизирует теплое солнце, а серебро — прохладную луну. Оба являются типичными металлами индийских ювелирных изделий. Чистое золото не окисляется и не корродирует со временем, поэтому индуистская традиция связывает золото с бессмертием. Изображения золота часто встречаются в древнеиндийской литературе. В ведической индуистской вере в космологическое творение источник физической и духовной человеческой жизни возник и развился из золотого чрева (хираньягарбха) или яйца (хираньянда), метафоры солнца, чей свет поднимается из первобытных вод.
Ювелирные изделия имели высокий статус среди королевской семьи Индии; оно было настолько могущественным, что они установили законы, ограничивающие ношение украшений членами королевской семьи. Только члены королевской семьи и некоторые другие люди, которым они дали разрешение, могли носить золотые украшения на ногах. Обычно это считается нарушением понимания священных металлов. Несмотря на то, что большая часть населения Индии носила украшения, махараджи и люди, связанные с королевской семьей, имели более глубокую связь с драгоценностями. Роль Махараджи была настолько важной, что индуистские философы считали его центральной фигурой в обеспечении бесперебойной работы мира. Его считали божественным существом, божеством в человеческом облике, чьим долгом было поддерживать и защищать дхарму, моральный порядок вселенной. Самый крупный заказ в истории компании Cartier был сделан в 1925 году индийской королевской семьей, махараджей Патиалы, на ожерелье Патиалы и другие украшения на сумму ₹1 000 миллионов рупий (что эквивалентно < span>₹210 миллиардов, 2,6 миллиарда долларов США или 2,6 миллиарда евро в 2023 году).
Наваратна (девять драгоценных камней) — могущественный драгоценный камень, который часто носил Махараджа (Император). Это амулет, состоящий из бриллианта, жемчуга, рубина, сапфира, изумруда, топаза, кошачьего глаза, коралла и гиацинта (красного циркона). Каждый из этих камней связан с небесным божеством, олицетворяющим всю индуистскую вселенную, когда все девять драгоценных камней собраны вместе. Алмаз – самый могущественный драгоценный камень среди девяти камней. Драгоценный камень имел различные огранки. Индийские короли покупали драгоценные камни у продавцов в частном порядке. Махараджа и другие члены королевской семьи ценят драгоценный камень как индуистского бога. Они обменивались драгоценными камнями с людьми, которым были очень близки, особенно с членами королевской семьи и другими близкими союзниками.
Индия была первой страной, которая начала добывать алмазы, причем некоторые рудники были построены еще в 296 году до нашей эры. Индия торговала алмазами, осознавая их ценные качества. Исторически алмазы дарились, чтобы сохранить или вернуть утраченную благосклонность любовника или правителя, как символы дани или как выражение верности в обмен на уступки и защиту. Императоры и короли Великих Моголов использовали алмазы как средство обеспечения своего бессмертия, записывая на них свои имена и мирские титулы. Более того, он играл и продолжает играть ключевую роль в социальных, политических, экономических и религиозных событиях Индии, как это часто происходило и в других местах. В истории Индии алмазы использовались для приобретения военной техники, финансирования войн, разжигания революций и соблазна дезертирства. Они способствовали отречению или обезглавливанию властителей. Их использовали для убийства представителя господствующей власти, насыпав в его еду измельченный алмаз. Индийские алмазы использовались в качестве обеспечения для финансирования крупных кредитов, необходимых для поддержки политически или экономически шатких режимов. Героев-победителей награждали алмазами, а также использовали в качестве выкупа за освобождение из заключения или похищения.
Сегодня используются многие дизайны и традиции ювелирных изделий, а украшения являются обычным явлением на индийских церемониях и свадьбах. Для многих индийцев, особенно тех, кто исповедует индуистскую или джайнскую веру, свадебные украшения известны как стридхан и служат личным богатством только невесты, своего рода финансовой безопасностью. По этой причине эти украшения, особенно из священных металлов – золота и серебра, имеют большое культурное значение для индийских невест. Украшения носят на руках, ушах, шее, волосах, голове, ногах, пальцах ног и талии, чтобы благословить невесту процветанием.
Изготовление ювелирных изделий началось в Америке с приходом палеоиндейцев более 15 000 лет назад. Эти украшения делались из камня, ракушек, костей и других скоропортящихся материалов. Американский континент является домом для двух колыбелей цивилизации: в Андах и Мезоамерике. Культуры этих регионов разработали более сложные методы создания украшений. Анды являются родиной горячей металлургии в Америке, и, следовательно, этот регион имеет самую долгую историю работы с такими материалами, как серебро, платина и золото. Металлургия зародилась в Мезоамерике в эпоху Термайнала Классика, вероятно, в результате прямой морской торговли с андскими культурами. В результате западные мезоамериканские культуры, такие как тараски и миштеки, использовали эту технологию более сложно.
С приходом культуры моче процветало золотое дело. Эти изделия уже не являются простыми изделиями из металла, а представляют собой искусные образцы ювелирного искусства. Изделия имеют изысканный дизайн и украшены инкрустациями из бирюзы, перламутра, раковины спондилуса и аметиста. Носовые и ушные украшения, нагрудные пластины, небольшие контейнеры и свистки считаются шедеврами древней перуанской культуры.
Ярким примером андской металлургии является работа культур Северных Анд с платиной, температура плавления которой гораздо выше, чем у других драгоценных металлов. В Старом Свете известно лишь несколько примеров платины, обработанной методом холодной обработки, и нет известных примеров, обработанных преднамеренно горячей обработкой (платина не была идентифицирована как отдельный элемент, и в некоторых золотых изделиях появлялись небольшие включения). Однако в Новом Свете некоторые андские культуры признавали платину как отдельный металл и могли включать ее в ювелирные изделия, например, путем спекания с золотом.
Среди ацтеков позднего постклассического периода только знать носила золотые украшения, поскольку это демонстрировало их ранг, власть и богатство. Большая часть украшений из «ацтекского золота» создана мастерами-миштеками. Микстеки были особенно известны своими золотыми изделиями, а золотые украшения были частью дани, которую миштеки платили ацтекам. В целом, чем больше украшений носил ацтекский дворянин, тем выше его статус или престиж. Например, Император и его первосвященники почти полностью были покрыты драгоценностями во время публичных выступлений. Хотя золото было наиболее распространенным и популярным материалом, используемым в ацтекских украшениях, нефрит, бирюза и некоторые перья считались более ценными. Помимо украшений и статуса, ацтеки также использовали украшения при жертвоприношениях, чтобы умилостивить богов.
Другой древней американской цивилизацией, имевшей опыт изготовления ювелирных изделий, были майя. В доклассическую и классическую эпоху цивилизации майя майя изготавливали украшения из местных материалов, таких как нефрит, жемчуг и морские раковины, а также использовали импортные материалы, такие как обсидиан и бирюза. В терминальной классике и постклассике импорт золота, серебра, бронзы и меди привел к использованию этих материалов в ювелирных изделиях. Купцы и знать были единственными, кто носил дорогие украшения в регионе майя, почти так же, как и ацтеки. Джейд, в частности, играла важную роль в Мезоамерике.
В Северной Америке коренные американцы использовали ракушки, дерево, бирюзу и мыльный камень. Бирюзу использовали в ожерельях и в серьгах. Бирюза, используемая в мезоамериканских украшениях, в основном была получена в результате торговли с Оазисамерикой. Коренные американцы, имевшие доступ к раковинам устриц, часто проживавшим только в одном месте Америки, торговали этими раковинами с другими племенами, что свидетельствует о большой важности торговли украшениями для тела в Северной Америке.
Ювелирные изделия сыграли важную роль в судьбе Америки, когда испанские колонизаторы были вынуждены искать золото на материковой части Америки после контакта с коренными жителями Карибского бассейна, у которых были золотые украшения, полученные в результате торговли с материком. Продолжающиеся контакты с коренными американцами, носящими золотые украшения, в конечном итоге привели к испанским экспедициям в мифологическое Эльдорадо.
Ювелирные изделия коренных американцев — это личные украшения, часто в виде ожерелий, сережек, браслетов, колец, булавок, брошей, губных серег и т. д., изготовленные коренными народами Соединенных Штатов. Ювелирные изделия коренных американцев отражают культурное разнообразие и историю их создателей. Индейские племена продолжают развивать особую эстетику, основанную на их личном художественном видении и культурных традициях. Художники создают украшения для украшения, церемоний и торговли. Лоис Шерр Дубин пишет: «[в] отсутствие письменности украшения стали важным элементом общения индейцев [коренных американцев], передающим многие уровни информации». Позже украшения и личные украшения «… сигнализировали о сопротивлении ассимиляции. Они остаются основным выражением племенной и индивидуальной идентичности».
У народа хайда на северо-западе Тихого океана медь использовалась в качестве украшения для создания браслетов.
Мастера по металлу, бисероплетения, резчики и гранильщики комбинируют различные металлы, твердые породы дерева, драгоценные и полудрагоценные камни, вышивку бисером, перьями, зубы, кости, кожу, растительные волокна и другие материалы для создания ювелирных изделий. Современные индейские украшения варьируются от добытых и обработанных вручную камней и ракушек до украшений из стали и титана, изготовленных на компьютере.
Изготовление ювелирных изделий в Тихоокеанском регионе началось позже, чем в других регионах, из-за недавнего заселения людей. Ранние тихоокеанские украшения изготавливались из кости, дерева и других натуральных материалов и поэтому не сохранились. Большинство тихоокеанских украшений носят выше талии, причем наиболее распространенными являются головные уборы, ожерелья, заколки для волос, а также нарукавные и поясные ремни.
Ювелирные изделия в Тихоокеанском регионе, за исключением Австралии, считаются символом плодородия или власти. Сложные головные уборы носят многие тихоокеанские культуры, а некоторые, например, жители Папуа-Новой Гвинеи, носят определенные головные уборы после того, как убили врага. Соплеменники могут носить кости кабана через нос.
Островные украшения по-прежнему остаются первобытными из-за отсутствия связи с внешними культурами. Некоторые районы Борнео и Папуа-Новой Гвинеи еще не исследованы западными странами. Однако островные государства, наводненные западными миссионерами, претерпели радикальные изменения в дизайне своих украшений. Миссионеры считали любые племенные украшения признаком преданности владельца язычеству. Таким образом, многие племенные замыслы были навсегда утрачены в результате массового обращения в христианство.
Австралия сейчас является поставщиком опалов номер один в мире. Опалы уже много лет назад добывались в Европе и Южной Америке, но в конце 19 века австралийский рынок опалов стал преобладающим. Австралийские опалы добываются лишь в нескольких избранных местах по всей стране, что делает их одним из самых прибыльных камней в Тихом океане.
Новозеландские маори традиционно имели сильную культуру личных украшений, наиболее известной из которых является хей-тики. Хей-тики традиционно вырезаются вручную из кости, нефрита или бовенита.
В настоящее время широкий спектр таких традиционно вдохновленных предметов, таких как резные подвески из кости на основе традиционных рыболовных крючков hei matau и другие украшения из зеленого камня, популярны среди молодых новозеландцев любого происхождения, для которых они связаны с общим чувством Новозеландская идентичность. Эти тенденции способствовали росту интереса во всем мире к традиционной культуре и искусству маори.
Помимо украшений, созданных под влиянием маори, современные украшения Новой Зеландии мультикультурны и разнообразны.
Большинство современных коммерческих ювелирных изделий продолжают традиционные формы и стили, но такие дизайнеры, как Георг Йенсен, расширили концепцию носимого искусства. Появление новых материалов, таких как пластик, глина из драгоценных металлов (PMC) и методов окраски, привело к увеличению разнообразия стилей. Другие достижения, такие как разработка улучшенных методов сбора жемчуга такими людьми, как Микимото Кокичи, и разработка искусственных драгоценных камней улучшенного качества, таких как муассанит (имитатор алмаза), сделали ювелирные изделия экономически доступными гораздо более широкому сегменту населения.
Движение «ювелирные изделия как искусство» было инициировано такими ремесленниками, как Роберт Ли Моррис, и продолжено такими дизайнерами, как Джилл Форсбрук в Великобритании. Влияние других культурных форм также очевидно. Одним из примеров этого являются украшения в стиле bling-bling, популяризированные исполнителями хип-хопа и рэпа в начале 21 века. грили, вид украшений, которые носят на зубах.
В конце 20-го века европейский дизайн соединился с восточными техниками, такими как Мокумэ-гане. Ниже приведены инновации за десятилетия, охватывающие 2000 год: «Мокуме-гане, гидравлическая штамповка, антикластическое поднятие, складывание, реактивное анодирование металла, формование оболочек, PMC, фототравление и [использование] CAD/CAM. «
Кроме того, 3D-печать как технология производства приобретает все большее значение. Благодаря большому разнообразию услуг, предлагающих этот метод производства, дизайн ювелирных изделий становится доступным для все большего числа творческих людей. Важным преимуществом использования 3D-печати являются относительно низкие затраты на прототипы, небольшие серии или уникальные и персонализированные проекты. Формы, которые сложно или невозможно создать вручную, часто можно реализовать с помощью 3D-печати. Популярные материалы для печати включают полиамид, сталь и воск (последний для дальнейшей обработки). Каждый материал, пригодный для печати, имеет свои собственные ограничения, которые необходимо учитывать при проектировании ювелирного изделия с использованием программного обеспечения для 3D-моделирования.
Ювелирное дело продолжает развиваться и как хобби, и как профессия. Благодаря более чем 17 периодическим изданиям в США, посвященным только бисероплетению, ресурсы, доступность и низкая первоначальная стоимость продолжают расширять производство украшений ручной работы. Некоторые прекрасные образцы ремесленных ювелирных изделий можно увидеть в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
За последние 20 лет число студентов, решивших изучать дизайн и производство ювелирных изделий в Австралии, выросло, и сейчас в Австралии процветает сообщество современных ювелиров. Многие из этих ювелиров использовали современные материалы и технологии, а также традиционное мастерство.
Более широкое использование металла для украшения владельца, когда изделие больше и сложнее, чем то, что обычно считается ювелирным изделием, дизайнеры и писатели моды стали называть металлической модой.
Масоны прикрепляют драгоценности к своим съемным воротникам, когда находятся в Ложе, чтобы обозначить офис Братьев, принадлежащий Ложе. Например, квадрат представляет Мастера Ложи, а голубь — Дьякона.
Ювелирные изделия, используемые при модификации тела, могут быть простыми и незамысловатыми или эффектными и экстремальными. Преобладает использование простых серебряных запонок, колец и сережек. Обычные украшения, такие как серьги, представляют собой форму модификации тела, поскольку их можно приспособить, создав небольшое отверстие в ухе.
Женщины падаунг в Мьянме надевают на шею большие золотые кольца. Уже в пять лет девочки знакомятся со своим первым кольцом на шее. С годами добавляются новые кольца. Помимо двадцати с лишним фунтов колец на шее, столько же колец женщина будет носить и на икрах. В своем размере некоторые модифицированные таким образом шеи могут достигать 10–15 дюймов (25–38 см) в длину. Эта практика имеет последствия для здоровья и в последние годы превратилась из культурной нормы в туристическое любопытство. Племена, связанные с падаунгом, а также представители других культур по всему миру, используют украшения, чтобы растянуть мочки ушей или увеличить пирсинг в ушах. В Америке лабреты носили еще до первого контакта с инну и коренными народами северо-западного побережья. Пластины для губ носили африканские народы Мурси и Сара, а также некоторые народы Южной Америки.
В конце двадцатого века влияние современного примитивизма привело к тому, что многие из этих практик были включены в западные субкультуры. Многие из этих практик основаны на сочетании модификации тела и декоративных предметов, в результате чего различие между этими двумя типами украшений остается размытым.
Во многих культурах украшения используются как временный модификатор тела; в некоторых случаях в кожу получателя втыкают крючки или другие предметы. Хотя эта процедура часто выполняется племенными или полуплеменными группами, часто действующими в состоянии транса во время религиозных церемоний, эта практика просочилась в западную культуру. Многие магазины экстремальных украшений теперь обслуживают людей, желающих вставить в кожу большие крючки или шипы. Чаще всего эти крюки используются совместно со шкивами для подъема получателя в воздух. Говорят, что эта практика вызывает у человека эротическое чувство, и некоторые пары даже проводили церемонию бракосочетания, подвешиваясь на крюках.
Согласно исследованию KPMG, проведенному в 2007 году, крупнейшим ювелирным рынком являются США с долей рынка 31%, Япония, Индия, Китай и Ближний Восток по 8–9%, а также Италия с 5%. Авторы исследования предсказывают резкое изменение рыночных долей к 2015 году, когда рыночная доля США упадет примерно до 25%, а доля Китая и Индии увеличится до более чем 13%. Тенденция покупки ювелирных изделий через Интернет также растет с каждым днем. Ближний Восток останется более или менее постоянным на уровне 9%, тогда как рыночная доля Европы и Японии сократится вдвое и станет менее 4% для Японии и менее 3% для крупнейших отдельных европейских стран, Италии и Великобритании.