Известковая штукатурка — это разновидность штукатурки, состоящая из песка, воды и извести, обычно негидравлической гашеной извести (также известной как гашеная известь, известь с высоким содержанием кальция или воздушная известь). Древняя известковая штукатурка часто содержала конский волос для армирования и добавки пуццолана для сокращения рабочего времени.
Традиционная негидравлическая гашеная известь схватывается в результате карбонизации только тогда, когда штукатурка остается влажной и возможен доступ CO2 из воздуха. Он не затвердевает при погружении в воду. При нанесении очень толстого слоя или нескольких слоев известь может оставаться мягкой неделями.
Время отверждения известковой штукатурки можно сократить, используя (натуральную) гидравлическую известь или добавляя добавки пуццолана, превращая ее в искусственную гидравлическую известь. В древние времена римская известковая штукатурка включала пуццолановый вулканический пепел; в наше время предпочтительнее летучая зола. Негидравлическую известковую штукатурку также можно ускорить, добавив гипс.
Производство извести для штукатурки самодельных цистерн (с целью сделать их непроницаемыми) было особенно важно в странах, где летом выпадало мало осадков. Это позволило им собирать зимние стоки дождевой воды и хранить их для последующего использования, будь то для личных или сельскохозяйственных нужд.
Преимущества
Известковая штукатурка образует твердую массу, прочную, но гибкую. Гидравлическая известковая штукатурка не такая твердая, как цементная штукатурка. Гидравлические извести и исторические извести классифицировались как слабые, средние и выдающиеся. Современные гидравлические извести оцениваются в 2, 3,5 или 5 ньютонов. С другой стороны, портландцементная штукатурка при затвердевании обычно имеет нагрузку от 25 до 35 ньютонов; т. е. в 10 раз тяжелее. Известковая штукатурка меньше подвержена воздействию воды и не размягчается и не растворяется, как гипсокартон, земляная или гипсовая штукатурка. В отличие от гипсовой или глиняной штукатурки, известковая штукатурка достаточно прочна и устойчива к воздействию окружающей среды, поэтому ее можно использовать для наружной штукатурки.
По сравнению с цементной штукатуркой штукатурка из гашеной извести менее хрупкая и менее склонна к растрескиванию, не требует компенсационных швов. Он не отсоединится от стены при воздействии напряжения сдвига из-за расширения, вызванного солнечной радиацией и влажностью. В отличие от цементной штукатурки, она защитит более мягкие материалы от сдвиговых напряжений. В противном случае это может привести к ухудшению состояния подстилающей поверхности. Обычно не рекомендуется заменять более 20% содержания извести цементом при штукатурке фасада, и является предметом споров, уместно ли когда-либо добавлять какой-либо бетон, чтобы сохранить преимущества извести перед бетоном.
Известковая штукатурка проницаема и позволяет влаге диффузироваться и испаряться. Однако при правильной обработке с пуццолановыми добавками и животным жиром она становится непроницаемой.
Повышенный pH извести в штукатурке действует как фунгицид, предотвращая рост плесени в известковой штукатурке.
Недостатки
Негидравлическая известковая штукатурка схватывается медленно и во влажном состоянии довольно едкая, с pH 12. Штукатурщики должны позаботиться о своей защите или использовать мягкие кислоты, такие как уксус или лимонный сок, для нейтрализации химического ожога. Когда штукатурка высыхает, pH падает примерно до 8,6. Негидравлическая известковая штукатурка требует влаги для схватывания и не допускает высыхания в течение нескольких дней. Число квалифицированных мастеров, способных штукатурить известью, сократилось из-за индустриализации, деквалификации ремесел и широкого внедрения гипсокартона и гипсовой штукатурки.
Техники венецианской штукатурки
Венецианская штукатурка – это разновидность полированной штукатурки, которая широко используется для отделки стен и потолков. Он состоит из смеси гипса и мраморной крошки, которая наносится тонкими слоями с помощью шпателя или кельмы. Техника включает нанесение нескольких слоев штукатурной смеси, а затем полировку поверхности для создания гладкой поверхности с иллюзией глубины и текстуры.
Существуют различные техники, с помощью которых можно добиться разных эффектов с помощью венецианской штукатурки. Марморино — одна из таких техник, которая предполагает добавление мраморной пыли в штукатурную смесь для создания эффекта полированного мрамора. Скальола — еще одна техника, имитирующая различные виды камня, а сграффито предполагает процарапывание поверхности штукатурки для выявления различных слоев и создания декоративных узоров.
Если оставить без полировки, венецианская штукатурка имеет шероховатую матовую поверхность, напоминающую камень. Однако при правильном нанесении и полировке можно получить полированную, твердую поверхность, напоминающую мрамор. Это делает венецианскую штукатурку отличной альтернативой дорогим и тяжелым мраморным конструкциям, поскольку ее можно использовать на таких поверхностях, как колонны, карнизы и изогнутые стены.
История венецианской штукатурки
История полированной штукатурки восходит к древним временам, и имеются свидетельства ее использования в древнеегипетской, римской и греческой архитектуре. Эта техника высоко ценилась за свою долговечность и эстетическую привлекательность, и ее продолжали использовать и совершенствовать на протяжении всей истории.
В древние времена известь широко использовалась для изготовления штукатурки как внутренних, так и наружных стен. Греки, в частности, сделали замечательное открытие в области производства специального клея, подвергая известняковые породы сильному нагреву в обширных печах. Тем не менее, этот преобразующий процесс, который включал преобразование известняка в оксид кальция, углекислый газ и пар, создал серьезные проблемы из-за необходимости использования чрезвычайно высоких температур, достигающих примерно 2200 °F. Полученное вещество, известное как негашеная или комовая известь, впоследствии измельчалось в мелкий порошок и смешивалось с водой в процессе, называемом «гашением». Благодаря этой процедуре было создано основное связующее вещество, называемое «известковой замазкой», которое использовалось для штукатурных целей. Гашеную известь, плотное и влажное вещество, затем хранили в специально отведенной яме в течение нескольких месяцев или даже лет, чтобы обеспечить полную гидратацию. Исторические данные свидетельствуют о том, что римляне ввели в действие правило, согласно которому гашеную известь можно было использовать только в том случае, если она выдерживалась не менее трех лет.
Венецианская штукатурка, особый тип настенного покрытия, может похвастаться богатым историческим наследием, уходящим корнями в древние времена, а его происхождение связано с Помпеями и последующей Римской империей. Витрувий, живший около 80-70 гг. до н. э., задокументировал процесс изготовления известковой штукатурки в своем знаменитом труде «Об архитектуре» или «Десяти книгах архитектуры». Эти методы были далее развиты Плинием Старшим в его книге «Естественная история», датируемой примерно 2000 лет назад. Римляне называли готовый продукт «Marmoratum Opus», что означает «гладкий мрамор». Повторное открытие венецианской штукатурки можно отнести к периоду Возрождения, характеризующемуся возобновлением интереса к древним техникам Рима. Палладио, известный архитектор эпохи Возрождения, назвал этот процесс «Пьетра д’Истрия», поскольку штукатурка имела поразительное сходство с природными камнями, такими как мрамор, гранит и травертин, обычно встречающимися недалеко от Венеции. Архитектурные творения Палладио, хотя и казались построенными из камня, на самом деле были составлены из кирпича и лепнины. Процесс штукатурки включал первоначальное нанесение грубого слоя штукатурки, известного как «аррисио», за которым следовали последующие слои известковой замазки, смешанной с мраморной пудрой, для достижения гладкой и полированной поверхности. Иногда к влажной штукатурке добавляли пигменты, чтобы придать яркие оттенки.
В период барокко популярность венецианской штукатурки снизилась, что отражает снижение ее известности после падения Римской империи. Однако в 1950-х годах известный венецианский строитель по имени Карло Скарпа сыграл ключевую роль в возрождении использования Марморино в современном строительстве. Скарпа не только придерживался методов, изложенных Витрувием и Палладио, но и внедрил инновационные методы, включающие использование шкур животных и акриловых смол.
Историческое использование в искусстве
Один из самых ранних образцов известковой штукатурки датируется концом восьмого тысячелетия до нашей эры. В погребенной яме в Айн-Газале в Иордании были обнаружены три статуи, вылепленные из известковой штукатурки поверх арматуры из тростника и шпагата. Они были изготовлены в докерамический период неолита, около 7200 г. до н.э. Тот факт, что эти скульптуры простояли так долго, является свидетельством долговечности известковой штукатурки.