Развлечение — это форма деятельности, которая удерживает внимание и интерес аудитории или доставляет удовольствие и восторг. Это может быть идея или задача, но, скорее всего, это будет одно из действий или событий, которые разрабатывались на протяжении тысячелетий специально с целью удержать внимание аудитории.
Хотя внимание людей привлекают разные вещи, поскольку у людей разные предпочтения, большинство форм развлечений узнаваемы и знакомы. Рассказы, музыка, драма, танцы и различные виды представлений существуют во всех культурах, поддерживались при королевских дворах и со временем превратились в сложные формы, став доступными всем гражданам. В наше время этот процесс ускорился благодаря индустрии развлечений, которая записывает и продает развлекательные продукты. Развлечения развиваются и могут быть адаптированы к любому масштабу: от отдельного человека, выбирающего частное развлечение из огромного множества заранее записанных продуктов, до банкета, адаптированного для двоих, до вечеринки любого размера и типа с соответствующей музыкой и танцами. к выступлениям, рассчитанным на тысячи и даже на мировую аудиторию.
Развлечение стало прочно ассоциироваться с развлечением, поэтому общее понимание этой идеи — это веселье и смех, хотя многие развлечения имеют серьезную цель. Это может иметь место, например, в различных формах церемоний, праздников, религиозных праздников или сатиры. Следовательно, существует вероятность того, что то, что кажется развлечением, может также быть средством достижения понимания или интеллектуального роста.
Важным аспектом развлечений является аудитория, которая превращает частное развлечение или досуг в развлечение. Аудитория может играть пассивную роль, как в случае людей, смотрящих пьесу, оперу, телешоу или фильм; или роль аудитории может быть активной, как в случае игр, где роли участников и зрителей могут регулярно меняться. Развлечения могут быть публичными или частными, включающими формальные, запланированные выступления, как в случае театра или концертов, или незапланированными и спонтанными, как в случае детских игр. Большинство форм развлечений сохранялись на протяжении многих столетий, развиваясь из-за изменений в культуре, технологиях и моде, как в случае с сценической магией. Фильмы и видеоигры, хотя и используют более новые медиа, продолжают рассказывать истории, представлять драму и играть музыку. Фестивали, посвященные музыке, кино или танцам, позволяют развлекать публику в течение нескольких последовательных дней.
Некоторые развлечения, например публичные казни, сейчас запрещены законом в большинстве стран. Такие виды спорта, как фехтование или стрельба из лука, которые когда-то использовались на охоте или войне, стали зрелищными видами спорта. Точно так же другие виды деятельности, такие как приготовление пищи, превратились в выступления профессионалов, организованные как глобальные соревнования, а затем транслируемые в развлекательных целях. То, что является развлечением для одной группы или отдельного человека, может быть расценено другой как работа или акт жестокости.
Знакомые формы развлечений способны проникать в различные медиа и продемонстрировали, казалось бы, неограниченный потенциал для творческих ремиксов. Это обеспечило преемственность и долговечность многих тем, образов и структур.
Оксфордский словарь английского языка указывает латинское и французское происхождение слова «развлекать», включая inter (среди) + tenir (держать) в качестве производных, давая перевод слова «держать». взаимно» или «держать переплетение» и «занимать, удерживать внимание, мысли или время (человека)». В нем также есть такие слова, как «веселье», «удовольствие» и «восторг», а также «принимать в качестве гостя и проявлять гостеприимство». В нем цитируется использование Уильямом Кэкстоном в 1490 году.
Развлечения можно отличить от других видов деятельности, таких как образование и маркетинг, даже несмотря на то, что они научились использовать привлекательность развлечений для достижения своих различных целей. Иногда развлечения могут сочетать в себе и то, и другое. Важность и влияние развлечений признаются учеными, и их растущая сложность повлияла на практику в других областях, таких как музеология.
Психологи говорят, что функция медиа-развлечений — «достижение удовлетворения». Никаких других результатов или измеримых выгод от него обычно не ждут (за исключением, пожалуй, итогового результата в спортивном развлечении). В этом отличие от образования (которое создано с целью развития понимания или помощи людям в обучении) и маркетинга (цель которого – побудить людей покупать коммерческие продукты). Однако различия становятся размытыми, когда образование стремится быть более «развлекательным», а развлечения или маркетинг – более «образовательными». Такие смеси часто называют неологизмами «образовательно-развлекательное» или «информационно-развлекательное». Психология развлечения, а также обучения применялась ко всем этим областям. Некоторые образовательно-развлекательные программы представляют собой серьезную попытку объединить лучшие черты этих двух направлений. Некоторых людей развлекает боль других или мысль об их несчастье (злорадство).
Развлечение может выходить за рамки удовлетворения и вызывать у аудитории некоторое понимание. Развлечения могут умело рассматривать универсальные философские вопросы, такие как: «Что значит быть человеком?»; «Как поступить правильно?»; или «Откуда я знаю то, что знаю?». Например, «Смысл жизни» является темой самых разных развлекательных форм, включая кино, музыку и литературу. Подобные вопросы лежат в основе многих повествований и драм, независимо от того, представлены ли они в форме рассказа, фильма, пьесы, стихотворения, книги, танца, комикса или игры. Яркие примеры включают влиятельную пьесу Шекспира Гамлет, герой которой выражает эти проблемы в стихах; и фильмы, такие как Матрица, которая исследует природу знаний и была выпущена во всем мире. Романы открывают широкие возможности для исследования этих тем и одновременно развлекают читателей. Примером творческой работы, в которой философские вопросы рассматриваются настолько увлекательно, что она представлена в очень широком диапазоне форм, является Автостопом по Галактике. Первоначально это была радиокомедия, но эта история стала настолько популярной, что она также появилась в виде романа, фильма, телесериала, сценического шоу, комикса, аудиокниги, пластинки, приключенческой игры и онлайн-игры. «Автостопом по Галактике») и переведен на многие языки. Его темы охватывают смысл жизни, а также «этику развлечений, искусственный интеллект, множественность миров, Бога и философский метод».
«Древнее ремесло передачи событий и опыта с использованием слов, изображений, звуков и жестов» посредством рассказывания историй — это не только средство, с помощью которого люди передавали свои культурные ценности, традиции и историю от одного поколения к другому, это было важная часть большинства форм развлечений с древнейших времен. Истории все еще рассказываются в ранних формах, например, у костра во время похода или когда турист слушает истории другой культуры. «Самые ранние эпизоды повествования, которыми мы располагаем и теперь, конечно, записаны, несомненно, первоначально представляли собой разговор из уст в уши, и их сила развлечения происходила из тех же самых элементов, которыми мы сегодня наслаждаемся в фильмах и романах». Рассказывание историй — это деятельность, которая развивалась «в сторону разнообразия». Многие развлечения, включая рассказывание историй, но особенно музыку и драму, остаются привычными, но приобрели самые разнообразные формы, отвечающие очень широкому спектру личных предпочтений и культурного самовыражения. Многие типы смешаны или поддерживаются другими формами. Например, драма, рассказы и банкеты (или ужины) обычно усиливаются музыкой; спорт и игры включаются в другие виды деятельности для повышения привлекательности. Некоторые из серьезных или необходимых занятий (таких как бег и прыжки) могли превратиться в соревнования, а затем стать развлечением. Говорят, например, что прыжки с шестом «возможно, зародились в Нидерландах, где люди использовали длинные шесты, чтобы перепрыгивать через широкие каналы, вместо того, чтобы изнашивать свои башмаки, пройдя несколько миль до ближайшего моста. Другие утверждают, что прыжки с шестом использовались в войне. перепрыгивать через крепостные стены во время боя». Оборудование для таких видов спорта становится все более сложным. Например, шесты для прыжков изначально делались из таких пород дерева, как ясень, гикори или орешник; в 19 веке использовался бамбук, а в 21 веке шесты могут быть изготовлены из углеродного волокна. Другие виды деятельности, такие как ходьба на ходулях, все еще можно увидеть в цирковых представлениях 21 века. Гладиаторские бои, также известные как «гладиаторские игры», популярные во времена Римской империи, представляют собой хороший пример деятельности, представляющей собой сочетание спорта, наказания и развлечения.
Изменения в том, что считается развлечением, могут произойти в ответ на культурные или исторические сдвиги. Например, охота на диких животных пришла в Римскую империю из Карфагена и стала популярным общественным развлечением и зрелищем, поддерживающим международную торговлю дикими животными.
Развлечения также эволюционировали в различные формы и выражения в результате социальных потрясений, таких как войны и революции. Во время китайской культурной революции, например, революционная опера была санкционирована коммунистической партией, а Первая мировая война, Великая депрессия и русская революция оказали влияние на развлечения.
Относительно незначительные изменения в форме и месте проведения развлечений продолжают приходить и уходить, поскольку на них влияют период, мода, культура, технологии и экономика. Например, история, рассказанная в драматической форме, может быть представлена в театре под открытым небом, музыкальном зале, кинотеатре, мультиплексе или, по мере развития технологических возможностей, с помощью персонального электронного устройства, такого как планшетный компьютер. Развлечения предоставляются массовой аудитории в специально построенных сооружениях, таких как театр, зрительный зал или стадион. Одно из самых известных мест в западном мире, Колизей, «посвятило 80 году нашей эры сотне дней игр, вмещало пятьдесят тысяч зрителей», и в нем зрители «наслаждались кровавыми видами спорта с атрибутами сценических представлений». Зрелища, соревнования, скачки и спорт когда-то проводились на этой специально построенной арене в качестве общественного развлечения. Продолжается строительство новых стадионов, отвечающих все более взыскательным требованиям мировой аудитории.
Императорские и королевские дворы предоставляли тренировочные площадки и поддержку профессиональным артистам, при этом в разных культурах дворцы, замки и форты использовались по-разному. В городах-государствах майя, например, «спектакли часто проходили на больших площадях перед дворцами; толпы собирались либо там, либо в специально отведенных местах, откуда можно было наблюдать на расстоянии». Придворные развлечения также пересекали культуры. Например, дурбар был завезен в Индию Моголами и перешел в Британскую империю, которая затем следовала индийской традиции: «институты, титулы, обычаи, церемонии, с помощью которых махараджа или наваб были назначены… обмен официальными подарками … порядок старшинства», например, «все были унаследованы от … императоров Дели». В Корее «придворный развлекательный танец» «первоначально исполнялся во дворце для развлечения на придворных банкетах».
Придворные развлечения часто переходили от ассоциирования с двором к более широкому использованию среди простолюдинов. Так было с «танцевальными драмами в масках» в Корее, которые «возникли в связи с ритуалами деревенских шаманов и в конечном итоге стали в основном формой развлечения для простолюдинов». Танцоры наутч в Империи Великих Моголов выступали в индийских дворах и дворцах. Другой эволюцией, подобной эволюции от придворных развлечений к обычной практике, стал переход от религиозного ритуала к светским развлечениям, как это произошло во времена династии Корё с фестивалем Нарье. Первоначально «исключительно религиозный или ритуальный, в заключение был добавлен светский компонент». В детских играх нередко сохранялись и прежние куртуазные развлечения, например рыцарские турниры.
В некоторых судах, например, во времена Византийской империи, среди высших классов существовало разделение по половому признаку, так что «по крайней мере до периода Комнинов» (1081–1185) мужчины были отделены от женщин на церемониях, где были такие развлечения, как как приемы и банкеты.
Придворные церемонии, дворцовые банкеты и связанные с ними зрелища использовались не только для развлечения, но и для демонстрации богатства и власти. Такие события укрепляют отношения между правителем и подданными; между теми, кто обладает властью, и теми, кто ее не имеет, что служит «драматизации различий между обычными семьями и семьями правителя». Это относится как к традиционным судам, так и к современным церемониям, таким как церемония передачи Гонконга в 1997 году, на которой множество развлечений (включая банкет, парад, фейерверк, фестивальное представление и художественное зрелище) ) были призваны подчеркнуть смену политической власти. Придворные развлечения обычно проводились для членов королевской семьи и придворных, а также «для удовольствия местных и приезжих сановников». Королевские дворы, такие как корейский, также поддерживали традиционные танцы. В Судане музыкальные инструменты, такие как так называемые «щелевые» или «говорящие» барабаны, когда-то «часть придворного оркестра могущественного вождя», имели несколько целей: они использовались для создания музыки; «говорить» на церемониях; отмечать общественные мероприятия; отправлять сообщения на большие расстояния; и призывать людей на охоту или войну.
Придворные развлечения также демонстрируют сложные отношения между артистом и зрителем: люди могут быть либо конферансье, либо частью публики, либо меняться ролями даже в ходе одного развлечения. При дворе Версальского дворца «тысячи придворных, включая мужчин и женщин, населявших его апартаменты, выступали как исполнителями, так и зрителями в ежедневных ритуалах, укреплявших статусную иерархию».
Подобно придворным развлечениям, королевские мероприятия, такие как коронации и свадьбы, давали возможность развлечь как аристократию, так и народ. Например, великолепное празднование Дня вступления на престол королевы Елизаветы I в 1595 году включало турниры, рыцарские турниры и другие мероприятия, проводимые «не только перед собравшимся двором во всем его наряде, но и перед тысячами лондонцев, жаждущих хорошо провести день. События дня в Tiltyard в Уайтхолле были назначены на 12 дней».
Хотя большинство форм развлечений развивались и продолжались с течением времени, некоторые некогда популярные формы больше не являются столь приемлемыми. Например, в течение ранних веков в Европе наблюдение или участие в наказании преступников или социальных изгоев было общепринятой и популярной формой развлечения. Многие формы публичного унижения также предлагали местные развлечения в прошлом. Даже смертная казнь, такая как повешение и обезглавливание, предлагаемая публике в качестве предупреждения, также частично рассматривалась как развлечение. Смертные казни, которые длились дольше, такие как побивание камнями, потрошение и четвертование, представляли собой более масштабное публичное зрелище. «Повешение было карнавалом, который развлекал не только безработных, но и нетрудоспособных. Добрые буржуа или любопытные аристократы, которые могли себе это позволить, наблюдали за ним из кареты или снимали комнату». Публичное наказание как развлечение просуществовало до 19 века, к тому времени «устрашающее событие публичного повешения вызвало [их] отвращение у писателей и философов». И Диккенс, и Теккерей писали о повешении в тюрьме Ньюгейт в 1840 году и «убедили еще более широкую общественность, что казни — это непристойное развлечение».
Развлечения детей сосредоточены на игре и имеют важное значение для их развития. Это часто имитирует деятельность взрослых, например, просмотр представлений (по телевидению); готовит их к взрослым обязанностям, таким как воспитание детей или социальное взаимодействие (с помощью кукол, домашних животных и групповых игр); или развивает такие навыки, как моторика (например, игра в шарики), необходимые для занятий спортом и музыкой. В наши дни это часто связано с сидячим просмотром телевизора или планшетного компьютера.
Взрослые также организуют развлечения для детей или обучают их, а взрослые также любят многие занятия, которые им нравятся, такие как куклы, клоуны, пантомимы и мультфильмы.
Дети всегда играли в игры. Принято считать, что игры не только развлекают, но и способствуют развитию детей. Одним из самых известных визуальных описаний детских игр является картина Питера Брейгеля Старшего под названием Детские игры, написанная в 1560 году. На ней изображены дети, играющие в различные игры, предположительно типичные для того времени. Во многие из этих игр, таких как шарики, прятки, надувание мыльных пузырей и катание на контрейлерах, продолжают играть.
Большинство форм развлечений могут быть изменены в соответствии с потребностями и интересами детей. В течение XX века, начиная с часто критикуемой, но, тем не менее, важной работы Дж. Стэнли Холла, который «пропагандировал связь между изучением развития и «новой» лабораторной психологией», и особенно с работ Жана Пиаже, который « рассматривали познавательное развитие как аналог биологического развития», стало понятно, что психологическое развитие детей происходит поэтапно и что их способности отличаются от взрослых. Следовательно, истории и занятия, будь то в книгах, фильмах или видеоиграх, были разработаны специально для детской аудитории. Страны отреагировали на особые потребности детей и рост цифровых развлечений, разработав такие системы, как системы рейтинга телевизионного контента, которые служат ориентиром для общественности и индустрии развлечений.
В 21 веке, как и в случае с товарами для взрослых, в Интернете для детей доступно много развлечений для частного использования. Это представляет собой значительное изменение по сравнению с предыдущими временами. Количество времени, которое дети проводят в помещении за развлечениями на экране, и «замечательный крах взаимодействия детей с природой» вызвали критику за негативное воздействие на воображение, познание взрослых и психологическое благополучие.
Банкеты были местом развлечений, развлечений и развлечений с древних времен и продолжаются и в современную эпоху. до 21 века, когда они все еще используются для многих своих первоначальных целей – чтобы произвести впечатление на посетителей, особенно важных; проявить гостеприимство; как возможность продемонстрировать вспомогательные развлечения, такие как музыка или танцы, или и то, и другое. Они были неотъемлемой частью придворных развлечений и помогали артистам развивать свое мастерство. Они также являются важными компонентами таких торжеств, как коронации, свадьбы, дни рождения, гражданские или политические достижения, военные сражения или победы, а также религиозные обязательства, одним из самых известных из которых является Банкетный дом Уайтхолла в Лондоне. В наше время банкеты проводятся в частном порядке или на коммерческой основе в ресторанах, иногда сочетаясь с драматическими представлениями в обеденных залах. Приготовление пищи профессиональными поварами также стало формой развлечения в рамках глобальных соревнований, таких как «Золотой Бокюз».
Музыка является вспомогательным компонентом многих видов развлечений и большинства представлений. Например, он используется для улучшения повествования, незаменим в танце и опере и обычно включается в драматические фильмы или театральные постановки.
Музыка сама по себе также является универсальным и популярным видом развлечения, составляющим целое представление, например, во время концертов. В зависимости от ритма, инструмента, исполнения и стиля музыка делится на множество жанров, таких как классика, джаз, фолк, рок, поп-музыка или традиционная. С 20-го века исполняемая музыка, которая когда-то была доступна только тем, кто мог платить за исполнителей, теперь стала доступна по дешевке частным лицам благодаря индустрии развлечений, которая транслирует ее или предварительно записывает для продажи.
Широкое разнообразие музыкальных представлений, независимо от того, усилены они или нет, доставляют удовольствие независимо от того, исполняют ли солисты, хоровые или оркестровые группы или ансамбли. Для живых выступлений используются специализированные площадки, которые могут быть маленькими или большими; в помещении или на открытом воздухе; бесплатно или дорого. Зрители по-разному ожидают как от исполнителей, так и от своей роли в спектакле. Например, некоторые зрители ожидают, что будут слушать молча, и их развлекает превосходство музыки, ее исполнения или интерпретации. Другую аудиторию живых выступлений развлекает атмосфера и возможность принять участие. Еще больше слушателей развлекаются заранее записанной музыкой и слушают ее приватно.
Инструменты, используемые в музыкальных развлечениях, представляют собой либо исключительно человеческий голос, либо исключительно инструментальные, либо некоторую комбинацию того и другого. Независимо от того, исполняется ли вокалист или инструменталист, исполнители могут быть солистами или частью небольшой или большой группы, в свою очередь развлекая публику, которая может быть индивидуальной, проходящей мимо, маленькой или большой. Пение обычно сопровождается инструментами, хотя некоторые формы, особенно пение а капелла и обертон, не сопровождаются аккомпанементом. В современных концертах часто используются различные спецэффекты и другие театральные представления для сопровождения пения и танцев.
В игры играют ради развлечения — иногда просто для развлечения, иногда ради достижения или награды. В них можно играть в одиночку, в командах или онлайн; любителями или профессионалами. У игроков может быть аудитория, не являющаяся игроком, например, когда люди развлекаются просмотром чемпионата по шахматам. С другой стороны, игроки в игре могут составлять свою собственную аудиторию, когда они ходят в свою очередь. Часто частью развлечения детей, играющих в игру, является решение, кто является частью их аудитории, а кто — игроком.
Снаряжение меняется в зависимости от игры. Для настольных игр, таких как го, Монополия или нарды, необходима доска и маркеры. Одной из старейших известных настольных игр является Сенет, игра, в которую играли в Древнем Египте и которой любил фараон Тутанхамон. Карточные игры, такие как вист, покер и бридж, уже давно стали вечерним развлечением среди друзей. Для этих игр достаточно колоды игральных карт. Другие игры, такие как бинго, в которые играют с большим количеством незнакомцев, были организованы так, чтобы привлечь к участию неигровых игроков посредством азартных игр. Многие из них предназначены для детей, и в них можно играть на открытом воздухе, в том числе в классики, прятки или блеф в жмурки. Список игр с мячом довольно обширен. Сюда входят, например, крокет, боулинг и пейнтбол, а также многие виды спорта, в которых используются мячи различной формы. Варианты рассчитаны на широкий диапазон навыков и уровней физической подготовки. Физические игры могут развивать ловкость и моторику. Числовые игры, такие как судоку, и головоломки, такие как кубик Рубика, могут развивать умственные способности.
В видеоигры играют с использованием контроллера для отображения результатов на экране. В них также можно играть онлайн, при этом участники присоединяются удаленно. Во второй половине 20-го и в 21-м веках количество таких игр значительно возросло, предоставляя игрокам по всему миру самые разнообразные развлечения. Видеоигры популярны во всем мире.
Чтение было источником развлечения в течение очень долгого времени, особенно когда другие формы, такие как развлекательные мероприятия, были (или являются) либо недоступными, либо слишком дорогими. Даже когда основной целью письма является информирование или обучение, чтение хорошо известно своей способностью отвлекать от повседневных забот. И истории, и информация передавались посредством устной традиции, а устные традиции сохранились, например, в форме поэтических представлений. Однако они резко сократились. «Как только грамотность стала набирать силу, возврата к прерогативе устной речи уже не было». Появление книгопечатания, снижение стоимости книг и рост грамотности — все это способствовало повышению массовой привлекательности чтения. Более того, поскольку шрифты были стандартизированы, а тексты стали более четкими, «чтение перестало быть болезненным процессом дешифровки и превратилось в акт чистого удовольствия». К 16 веку в Европе привлекательность чтения для развлечения прочно утвердилась.
Среди многих жанров литературы есть некоторые, полностью или частично созданные исключительно для развлечения. Лимерики, например, используют стихи в строгой, предсказуемой рифме и ритме, чтобы создать юмор и развлечь аудиторию слушателей или читателей. Интерактивные книги, такие как «Выбери свое приключение», могут сделать литературные развлечения более интересными.
Комиксы и редакционные мультфильмы — это литературные жанры, в которых рисунки или графика, обычно в сочетании с текстом, используются для передачи занимательного повествования. Многие современные комиксы содержат элементы фэнтези и производятся компаниями, входящими в индустрию развлечений. У других есть уникальные авторы, предлагающие более личный, философский взгляд на мир и проблемы, с которыми сталкиваются люди. Комиксы о супергероях, таких как Супермен, относятся к первому типу. Примеры второго типа включают в себя индивидуальную работу Чарльза М. Шульца за более чем 50 лет, создавшего популярный комикс под названием Арахис об отношениях между детьми-персонажами; и Майкл Люниг, который развлекается созданием причудливых мультфильмов, в которых также присутствует социальная критика. Японский стиль манги отличается от западного подхода тем, что он охватывает широкий спектр жанров и тем для читателей всех возрастов. Карикатура использует своего рода графическое развлечение для самых разных целей: от простой улыбки на лице зрителя до повышения общественной осведомленности и подчеркивания моральных качеств карикатурного человека.
Комедия — это одновременно жанр развлечения и его компонент, вызывающий смех и развлечение, независимо от того, является ли комедия единственной целью или используется как форма контраста в серьезном произведении. Он вносит ценный вклад во многие виды развлечений, в том числе в литературу, театр, оперу, кино и игры. При королевских дворах, например при византийском дворе, а также, по-видимому, и в его богатых домах, «мимы были средоточием организованного юмора, от которого ожидали или были обязаны высмеивать всех при дворе, даже не исключая императора и членов императорской Семья Эта строго структурированная роль шута состояла из вербального юмора, включая поддразнивания, шутки, оскорбления, насмешки и непристойности, а также невербального юмора, такого как фарс и шутки в присутствии публики». В средние века все комические типы — шут, шут, горбун, карлик, шутник — «считались по существу принадлежащими к одному комическому типу: дураку», который, хотя и не обязательно смешной, олицетворял «недостатки личности».
Шекспир написал семнадцать комедий, в которых используются многие приемы, которые до сих пор используются исполнителями и авторами комедий, — такие как шутки, каламбуры, пародия, остроумие, наблюдательный юмор или неожиданный эффект иронии. Однострочные шутки и сатира также используются в литературе для создания комедийного эффекта. В фарсе основная цель — комедия.
Значение слова «комедия» и ожидания зрителей от него со временем менялись и различаются в зависимости от культуры. Простая физическая комедия, такая как фарс, развлекает широкий круг людей всех возрастов. Однако по мере того, как культуры становятся более сложными, в стиле и отсылках появляются национальные нюансы, так что то, что забавно в одной культуре, может быть непонятным в другой.
Живые выступления перед публикой составляли основную форму развлечения, особенно до изобретения аудио- и видеозаписи. Спектакль принимает самые разные формы, включая театр, музыку и драму. В 16 и 17 веках европейские королевские дворы представляли маски, которые представляли собой сложные театральные развлечения, включающие танцы, пение и актерское мастерство. Опера — столь же требовательный стиль исполнения, который остается популярным. Он также охватывает все три формы, требуя высокого уровня музыкальных и драматических навыков, сотрудничества, а также, как и в случае с масками, опыта производства.
Зрители обычно выражают свою оценку зрелищному представлению аплодисментами. Однако все исполнители рискуют не удержать внимание аудитории и, следовательно, не развлечь ее. Недовольство аудитории часто бывает предельно честным и прямым.
Конечно, вы все должны знать, что пение хорошей песни или хорошая декламация… помогает привлечь внимание компании… По крайней мере, так было со мной — хозяин паба разработал план, как развлечь меня. закончилось резко, и план был таков: он велел официанту бросить в меня мокрое полотенце, что, конечно, официант и сделал… и я получил мокрое полотенце в полную силу в лицо, от чего меня пошатнуло … и имел желаемый эффект, положив конец моим дальнейшим развлечениям в доме.
Рассказывание историй — древняя форма развлечения, оказавшая влияние практически на все другие формы. Это «не только развлечение, это еще и размышление над человеческими конфликтами и противоречиями». Следовательно, хотя истории могут быть доставлены непосредственно небольшой аудитории слушателей, они также преподносятся как развлечение и используются как компонент любого произведения, основанного на повествовании, например, фильма, драмы, балета и оперы. Письменные рассказы дополняются иллюстрациями, часто на очень высоком художественном уровне, например, в иллюминированных рукописях и древних свитках, таких как японские. Истории остаются распространенным способом развлечения группы, находящейся в путешествии. Показывая, как истории используются, чтобы скоротать время и развлечь публику путешественников, Чосер использовал паломников в своем литературном произведении Кентерберийские рассказы в 14 веке, как это делал У Чэнъэнь в 16 веке в Кентерберийских рассказах. i>Путешествие на Запад. Несмотря на то, что теперь путешествия можно совершать гораздо быстрее, истории по-прежнему рассказываются пассажирам в автомобилях и самолетах либо в устной форме, либо с помощью той или иной технологии.
Способность историй развлекать очевидна в одной из самых известных историй — «Шехерезаде» — истории в персидской профессиональной традиции рассказывания историй о женщине, которая спасает свою жизнь, рассказывая истории. Связь между различными видами развлечений проявляется в том, что подобные истории вдохновляют на пересказ в другом средстве, например, в музыке, фильме или играх. Например, композиторы Римский-Корсаков, Равель и Шимановский были вдохновлены историей Шахерезады и превратили ее в оркестровое произведение; режиссер Пазолини снял экранизацию; и есть инновационная видеоигра, основанная на этой сказке. Истории можно рассказывать без слов, например, с помощью музыки, танца или кукольного театра, как, например, в яванской традиции ваянг, в которой представление сопровождается оркестром гамелана, или в аналогичном традиционном шоу «Панч и Джуди».
Эпические повествования, поэмы, саги и аллегории всех культур рассказывают такие захватывающие истории, что они послужили источником вдохновения для бесчисленного множества других историй во всех формах развлечений. Примеры включают индуистские Рамаяну и Махабхарату; Одиссея и Илиада Гомера; первый арабский роман Хай ибн Якдан; персидский эпос Шахнаме; саги исландцев и знаменитая Сказка о Гэндзи. Столь же большое влияние оказали сборники рассказов, такие как Сказки братьев Гримм или Ганса Христиана Андерсена. Этот сборник народных рассказов, первоначально опубликованный в начале XIX века, оказал значительное влияние на современную массовую культуру, которая впоследствии использовала свои темы, образы, символы и структурные элементы для создания новых развлекательных форм.
Некоторые из наиболее мощных и долговечных историй являются базовыми историями, также называемыми мифами о происхождении или творении, такими как мифы австралийских аборигенов «Время снов», месопотамский Эпос о Гильгамеше или гавайские истории о происхождение мира. Они также превращаются в книги, фильмы, музыку и игры таким образом, чтобы продлить их срок службы и повысить их развлекательную ценность.
Театральные представления, обычно драматические или музыкальные, представляются на сцене для публики и имеют историю, восходящую к эллинистическим временам, когда «ведущие музыканты и актеры» широко выступали на «поэтических конкурсах», например в «Дельфах, Делосе, Эфесе». «. Аристотель и его учитель Платон писали о теории и целях театра. Аристотель задавал такие вопросы, как: «Какова функция искусства в формировании характера? Должен ли представитель правящего класса просто смотреть представления или быть участником и выступать? Какие развлечения следует предоставлять тем, кто не принадлежит к элите?» ?» «Птолемеи в Египте, Селевкиды в Пергаме» также имели сильную театральную традицию, а позже богатые покровители Рима ставили «гораздо более роскошные постановки».
Ожидания от выступления и их участия в нем со временем изменились. Например, в Англии XVIII века «предрассудки в отношении актрис исчезли», а в Европе в целом поход в театр, который когда-то был социально сомнительным занятием, в конце XIX и начале XIX века стал «более респектабельным развлечением среднего класса». 20 века, когда возросло разнообразие популярных развлечений. Появились опереттовые и мюзик-холлы, открылись новые драматические театры, такие как МХАТ и Театр Суворина в России. В то же время коммерческие газеты «начали публиковать театральные колонки и обзоры», что помогло сделать театр «законным предметом интеллектуальных дебатов» в общих дискуссиях об искусстве и культуре. Зрители начали собираться, чтобы «оценить творческие достижения, полюбоваться и развлечься выдающимися «звездами». Водевиль и мюзик-холлы, популярные в то время в США, Англии, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, в конечном итоге были вытеснены.
Пьесы, мюзиклы, монологи, пантомимы и поэзия-спектакли являются частью очень долгой истории театра, который также является местом проведения такого типа представлений, как комедия. В ХХ веке радио и телевидение, часто транслируемые в прямом эфире, расширили театральную традицию, которая продолжала существовать наряду с новыми формами.
Сцена и пространство, отведенное перед ней для зрителей, создают театр. Используются все типы сцен со всеми типами рассадки зрителей, включая импровизированные или импровизированные; временный; тщательно продуманный; или традиционный и постоянный. Их возводят в помещении или на открытом воздухе. Навык управления, организации и подготовки сцены к выступлению известен как сценическое мастерство. На впечатления зрителей от развлечения влияют их ожидания, сценическое искусство, тип сцены, а также тип и стандарт предоставляемых мест для сидения.
Фильмы являются основной формой развлечения, хотя не все фильмы имеют своей основной целью развлечение: например, документальный фильм направлен на создание записи или информирование, хотя эти две цели часто работают вместе. С самого начала это СМИ было глобальным бизнесом: «Братья Люмьер первыми разослали операторов по всему миру, поручив им снимать все, что могло представлять интерес для публики». В 1908 году Пате выпустил и распространил кинохронику, а к Первой мировой войне фильмы удовлетворяли огромную потребность в массовых развлечениях. «В первое десятилетие [20-го] века кинематографические программы случайным образом сочетали в себе художественные и новостные фильмы». Американцы сначала «изобрели способ создания иллюзии движения посредством последовательных изображений», но «французы смогли превратить научный принцип в коммерчески прибыльное зрелище». Таким образом, кино с самого начала стало частью индустрии развлечений. В киноискусстве используются все более сложные методы, чтобы восхищать и развлекать зрителей. Например, анимация, которая включает в себя отображение быстрого движения в художественном произведении, является одним из таких методов, который особенно нравится молодой аудитории. Появление компьютерной графики (CGI) в 21 веке сделало «возможность создавать зрелища» дешевле и «в масштабах, о которых Сесил Б. Демилль даже не мечтал». С 1930-х по 1950-е годы кино и радио были «единственными массовыми развлечениями», но ко второму десятилетию 21 века технологические изменения, экономические решения, неприятие риска и глобализация снизили как качество, так и ассортимент производимых фильмов. Например, сложные визуальные эффекты и методы компьютерной графики, а не люди, использовались не только для создания реалистичных изображений людей, пейзажей и событий (как реальных, так и фантастических), но также и для анимации неживых предметов, таких как LEGO, обычно используемых в качестве развлечения. игра в физической форме. Создатели Лего-фильма «хотели, чтобы зрители поверили, что они смотрят на настоящие кубики Лего на столе, снятые настоящей камерой, а не то, что мы на самом деле делали, а именно создавали огромные пространства с помощью цифровых кубиков. внутри компьютера». Конвергенция компьютеров и кино позволила представить развлечения по-новому, а технология также позволила тем, у кого есть личные ресурсы, показывать фильмы в домашнем кинотеатре, воссоздавая в частном зале качество и опыт общественного театра. Это похоже на то, как в прежние времена дворянство могло организовывать частные музыкальные представления или использовать домашние театры в больших домах для постановки частных пьес в предыдущие века.
Фильмы также переосмысливают развлечения из других форм, превращая, например, рассказы, книги и пьесы в новые развлечения. История кино, документальный фильм об истории кино, дает обзор мировых достижений и инноваций в этой области, а также изменений в концепции кинопроизводства. Это демонстрирует, что в то время как некоторые фильмы, особенно в голливудской традиции, сочетающей в себе «реализм и мелодраматический романтизм», задуманы как форма бегства от действительности, другие требуют более глубокого участия или более вдумчивой реакции со стороны аудитории. Например, отмеченный наградами сенегальский фильм Xala посвящен коррупции в правительстве. Фильм Чарли Чаплина Великий диктатор представлял собой смелую и новаторскую пародию, также на политическую тему. Истории, которым тысячи лет, такие как Ной, были по-новому интерпретированы в кино, применяя знакомые литературные приемы, такие как аллегории и персонификации, с новыми методами, такими как компьютерная графика, для исследования таких больших тем, как «человечество». глупость», добро и зло, смелость и отчаяние, любовь, вера и смерть — темы, которые были основой развлечений во всех их формах.
Как и в других средствах массовой информации, выдающиеся достижения и достижения в кино отмечаются множеством наград, в том числе наградами Американской академии кинематографических искусств и наук, Британской академии кино и телевизионных искусств, Каннского международного кинофестиваля во Франции и стран Азии. Премия Pacific Screen Awards.
Множество форм танца обеспечивают развлечение для всех возрастных групп и культур. Танец может быть серьезным по тону, например, когда он используется для выражения истории культуры или важных историй; он может быть провокационным; или он может служить комедии. Поскольку он сочетает в себе множество форм развлечения — музыку, движение, повествование, театр — он представляет собой хороший пример различных способов, которыми эти формы могут быть объединены для создания развлечения для разных целей и аудиторий.
Танец — это «форма культурного представительства», в которой участвуют не только танцоры, но и «хореографы, зрители, покровители и импресарио… со всего мира и из самых разных эпох». Будь то Африка, Азия или Европа, танец постоянно взаимодействует с сферами политического, социального, духовного и художественного влияния». Несмотря на то, что танцевальные традиции могут быть ограничены одной культурной группой, все они развиваются. Например, в Африке существуют «дагомейские танцы, танцы хауса, танцы масаи и так далее». Балет является примером высокоразвитой западной формы танца, которая перешла в театры из французского двора во времена Людовика XIV, где танцоры стали профессиональными театральными исполнителями. Некоторые танцы, такие как кадриль, квадратный танец, «возникший в наполеоновские годы во Франции», и другие деревенские танцы когда-то были популярны на общественных мероприятиях, таких как балы, но сейчас исполняются редко. С другой стороны, многие народные танцы (такие как шотландские танцы горцев и ирландские танцы) превратились в соревнования, которые, привлекая больше зрителей, увеличили свою развлекательную ценность. «Ирландский танцевальный театр, который иногда включает традиционные ирландские шаги и музыку, превратился в крупную танцевальную форму с международной репутацией».
Поскольку танец часто «ассоциируется с женским телом и женским опытом», танцовщицы, танцующие для развлечения, в некоторых случаях считаются отличными от «порядочных» женщин, потому что они «используют свое тело, чтобы зарабатывать на жизнь, а не скрывают его». как можно больше». Отношение общества к танцовщицам зависит от культуры, его истории и самой индустрии развлечений. Например, в то время как некоторые культуры считают любой женский танец «самой постыдной формой развлечения», в других культурах созданы такие места, как стриптиз-клубы, где намеренно эротические или сексуально провокационные танцы, такие как стриптиз, исполняются публично профессиональными танцовщицами в основном мужская аудитория.
Различные политические режимы пытались контролировать или запретить танцы или отдельные виды танцев, иногда из-за неодобрения связанной с ними музыки или одежды. Национализм, авторитаризм и расизм сыграли свою роль в запрете танцев или танцев. Например, во времена нацистского режима американские танцы, такие как свинг, считавшиеся «совершенно не немецкими», «стали общественным преступлением и должны были быть запрещены». Точно так же в Шанхае, Китай, в 1930-е годы «танцы и ночные клубы стали символизировать излишества, от которых страдало китайское общество», и чиновники задавались вопросом, следует ли также запретить «другие формы развлечений, такие как публичные дома». Запрет еще больше усилил «увлечение танцами». В Ирландии Закон о общественных танцевальных залах 1935 года «запретил – но не остановил – танцы на перекрестках и другие популярные танцевальные формы, такие как домашние танцы и танцы в сарае». В США различные танцы когда-то были запрещены либо потому, что, как и бурлеск, они были наводящими на размышления, либо потому, что, как и твист, они ассоциировались с афроамериканцами. «Афро-американским танцорам обычно запрещалось выступать в шоу менестрелей до окончания Гражданской войны в США».
Танцы могут исполняться сольно, парами, группами или массовыми исполнителями. Они могли быть импровизированными или тщательно поставленными; спонтанно для личного развлечения (например, когда дети начинают танцевать сами по себе); частная аудитория, платная аудитория, мировая аудитория или аудитория, интересующаяся определенным танцевальным жанром. Они могут быть частью торжества, такого как свадьба или Новый год, или культурного ритуала с определенной целью, например, танца воинов, такого как хака. Некоторые танцы, такие как традиционные танцы и балет, требуют очень высокого уровня навыков и подготовки; другие, такие как канкан, требуют очень высокого уровня энергии и физической подготовки. Развлечение публики – это нормальная часть танца, но его телесность часто доставляет радость и самим танцорам.
Животных использовали в целях развлечения на протяжении тысячелетий. На них охотились ради развлечения (в отличие от охоты ради еды); демонстрировали, как они охотятся за добычей; наблюдали, как они соревнуются друг с другом; и наблюдали, как они выполняют отработанную программу для развлечения людей. Римляне, например, развлекались как соревнованиями с участием диких животных, так и выступлениями, исполняемыми дрессированными животными. Они наблюдали, как «львы и медведи танцевали под музыку труб и цимбал; лошадей обучали становиться на колени, кланяться, танцевать и скакать… акробаты делали перевороты через диких львов и прыгали через диких леопардов». Были «жестокие столкновения с дикими зверями», и «представления со временем становились все более жестокими и кровавыми».
К животным, которые выполняют обученные действия или «действия» для развлечения людей, относятся блохи в блошиных цирках, дельфины в дельфинариях и обезьяны, выполняющие трюки для публики от имени игрока, играющего на шарманке. Животные, содержащиеся в зоопарках в древние времена, часто содержались там для последующего использования на арене в качестве развлечения или из-за их развлекательной ценности в качестве экзотики.
Многие состязания между животными теперь считаются спортом – например, скачки считаются одновременно спортом и важным источником развлечения. Ее экономическое влияние означает, что ее также считают глобальной отраслью, в которой лошадей бережно перевозят по всему миру для участия в скачках. В Австралии скачки, проводимые в День Кубка Мельбурна, являются государственным праздником, и общественность считает скачки важным ежегодным событием. Как и скачки, верблюжьи бега требуют наездников, а собачьи бега — нет. Людям интересно наблюдать, как животные соревнуются в гонках, независимо от того, обучены ли они, например, лошади, верблюды или собаки, или необучены, как тараканы.
Использование животных для развлечения иногда вызывает споры, особенно охота на диких животных. Некоторые состязания между животными, которые когда-то были популярным развлечением для публики, стали незаконными из-за их жестокости. Среди них кровавые виды спорта, такие как травля медведей, собачьи бои и петушиные бои. Другие конкурсы с участием животных остаются спорными и имеют как сторонников, так и противников. Например, конфликт между противниками стрельбы по голубям, рассматривающими ее как «жестокое и идиотское упражнение в стрельбе, и сторонниками, рассматривающими ее как развлечение», рассматривался в суде. Охота на лис, в которой используются не только собаки, но и лошади, и коррида с сильной театральной составляющей — два развлечения, имеющие долгую и значительную культурную историю. Оба они связаны с животными и по-разному рассматриваются как спорт, развлечение или культурная традиция. Среди организаций, созданных для защиты прав животных, есть такие, чьи проблемы включают использование животных для развлечения. Однако «во многих случаях между группами защиты животных и организациями, обвиняемыми в жестоком обращении с животными, обе стороны имеют культурные претензии».
Цирк, описываемый как «одна из самых дерзких форм развлечений», представляет собой особый тип театрального представления, включающий в себя различные физические навыки, такие как акробатика и жонглирование, а иногда и выступление животных. Цирк, который обычно считают передвижным представлением в биг-волпе, сначала проводился на постоянных площадках. Филип Эстли считается основателем современного цирка во второй половине 18 века, а Жюль Леотар — французский артист, которому приписывают развитие искусства игры на трапеции, которое считается синонимом цирка. Эстли собрал представления, которые были обычно знакомы на традиционных британских ярмарках «по крайней мере с начала 17 века»: «акробатика, танец на канате, жонглирование, трюки с животными и так далее». Утверждалось, что «нет прямой связи между римским цирком и цирком современности… Между упадком римского «цирка» и основанием амфитеатра Эстли в Лондоне примерно 1300 лет спустя, самое близкое к Цирковая арена представляла собой грубый круг, образованный любопытными зрителями, собравшимися вокруг странствующего акробатика или жонглера на деревенской лужайке».
Форма развлечения, известная как сценическая магия или колдовство и узнаваемая как перформанс, основана на традициях и текстах магических обрядов и догм, которые с древних времен были частью большинства культурных традиций. (Упоминания о магии, например, можно найти в Библии, в герметизме, в зороастризме, в каббалистической традиции, в мистицизме и в источниках масонства.)
Сценическое волшебство разыгрывается перед публикой в самых разных средствах массовой информации и в самых разных местах: на сцене, по телевидению, на улице и вживую на вечеринках или мероприятиях. Его часто сочетают с другими формами развлечений, такими как комедия или музыка, и зрелищность часто является неотъемлемой частью магических представлений. Магия перформанса опирается на обман, психологические манипуляции, ловкость рук и другие формы обмана, чтобы создать у аудитории иллюзию того, что исполнитель может достичь невозможного. Зрители, пораженные трюками и побегами Гарри Гудини, например, считали его волшебником.
Волшебники-фэнтези на протяжении веков занимали важное место в литературе, предлагая развлечения миллионам читателей. О знаменитых волшебниках, таких как Мерлин в легендах о короле Артуре, писали с V и VI веков, а в XXI веке молодой волшебник Гарри Поттер стал глобальным развлекательным феноменом, когда серия книг о нем была продана тиражом около 450 миллионов экземпляров (по данным на июнь 2011 г.), что сделало эту серию книг самой продаваемой в истории.
Уличные развлечения, уличные представления или уличные выступления — это формы представлений, которые на протяжении веков удовлетворяли потребность публики в развлечениях. Например, это было «неотъемлемым аспектом жизни Лондона», когда город в начале 19 века был «наполнен зрелищами и развлечениями». Менестрели или трубадуры являются частью традиции. Искусство и практика уличных выступлений до сих пор отмечаются на ежегодных фестивалях уличных музыкантов.
Существуют три основные формы современных уличных представлений. Первая форма – «круговое шоу». Он имеет тенденцию собирать толпу, обычно имеет четкое начало и конец и проводится в сочетании с уличным театром, кукольниками, фокусниками, комиками, акробатами, жонглерами и иногда музыкантами. Этот тип потенциально может оказаться наиболее прибыльным для исполнителя, поскольку, вероятно, будет больше пожертвований от более широкой аудитории, если их выступление развлечет. Хорошие уличные музыканты контролируют толпу, чтобы посетители не препятствовали пешеходному движению. Вторая форма, проходное действие, не имеет четкого начала и конца. Обычно уличный музыкант создает развлекательную атмосферу, часто с необычным инструментом, и зрители могут не останавливаться, чтобы посмотреть или сформировать толпу. Иногда прогулка спонтанно превращается в круговое представление. Третья форма, выступление в кафе, исполняется в основном в ресторанах, пабах, барах и кафе. Для проведения подобных акций иногда в качестве места проведения используется общественный транспорт.
Парады проводятся с разными целями, часто с несколькими. Независимо от того, мрачное у них настроение или праздничное, являясь публичными мероприятиями, призванными привлечь внимание, и мероприятиями, которые неизбежно отвлекают обычное движение транспорта, парады имеют явное развлекательное значение для своей аудитории. Кавалькады и современный вариант кортежа являются примерами публичных шествий. Некоторые люди, наблюдающие за парадом или процессией, возможно, приложили особые усилия, чтобы присутствовать на них, в то время как другие случайно стали частью аудитории. Каким бы ни было их настроение или основная цель, парады привлекают и развлекают людей, наблюдающих за их прохождением. Иногда парад проходит в импровизированном театральном пространстве (например, «Цветной отряд» в США), и билеты продаются физической аудитории, в то время как глобальная аудитория участвует в нем посредством трансляции.
Одной из самых ранних форм парадов были «триумфы» — грандиозные и сенсационные показы иностранных сокровищ и трофеев, устраиваемые торжествующими римскими полководцами в честь своих побед. Они представляли побежденные народы и нации, возвышавшие престиж победителя. «Летом 46 года до н. э. Юлий Цезарь решил отпраздновать четыре триумфа, которые проводились в разные дни и продолжались около одного месяца». В Европе от средневековья до барокко Королевский въезд отмечал официальный визит монарха в город парадом по искусно украшенным улицам с различными шоу и представлениями. Ежегодное шоу лорд-мэра в Лондоне является примером гражданского парада, сохранившегося со времен средневековья.
Многие религиозные фестивали (особенно те, которые включают процессии, такие как шествия Страстной недели или индийский фестиваль Холи) помимо серьезной цели имеют и некоторую развлекательную привлекательность. Иногда религиозные ритуалы адаптировались или превращались в светские развлечения, или, как Festa del Redentore в Венеции, им удавалось набирать популярность, сохраняя при этом баланс между светскими и священными целями. Однако паломничества, такие как римско-католическое паломничество по Пути Святого Иакова, мусульманский хадж и индуистская Кумбха Мела, которые могут показаться постороннему развлекательным парадом или процессией, не предназначены для развлечения: вместо этого они посвящены духовный путь человека. Следовательно, отношения между зрителем и участником, в отличие от собственно развлечений, иные. Например, то, как Кумбха Мела «оторвана от своего культурного контекста и переупакована для западного потребления , делает присутствие вуайеристов глубоко проблематичным».
Парады обычно впечатляют и радуют необычными яркими костюмами. Иногда они также поминают или празднуют. Иногда у них есть серьезная цель, например, когда контекст военный, когда намерение иногда состоит в том, чтобы запугать; или религиозный, когда аудитория может участвовать или играть свою роль. Даже если в параде используются новые технологии и он проводится на некотором расстоянии, он, скорее всего, будет иметь сильную привлекательность, привлечет внимание зрителей и развлечет их.
Фейерверки являются частью многих общественных развлечений и сохранили непреходящую популярность с тех пор, как в 17 веке они стали «венцом сложных торжеств». Фейерверки, впервые использованные в Китае, классической античности и Европе в военных целях, были наиболее популярны в 18 веке, и пиротехникам, особенно опытным итальянцам, которых вызывали в другие страны для организации представлений, платили высокие цены. Огонь и вода были важными аспектами придворных зрелищ, потому что зрелища «вызывали посредством огня, внезапного шума, дыма и общего великолепия те чувства, которые подданный считал подходящими для того, чтобы развлечь своего государя: трепет, страх и косвенное чувство славы перед своим могуществом». .Дни рождения, именины, свадьбы и юбилеи давали повод для торжества». Одним из самых известных придворных способов использования фейерверков было празднование окончания войны за австрийское наследство, и хотя фейерверки сами по себе вызвали пожар, сопровождающая их Музыка для королевского фейерверка, написанная Генделем, с тех пор пользуется популярностью. Помимо развлечений, связанных с военными успехами, придворными представлениями и личными торжествами, фейерверки также используются как часть религиозных церемоний. Например, во время индийской Дашаватара Кала Гомантака «храмовое божество носится вокруг процессии с большим пением, танцами и показом фейерверков».
«Огонь, внезапный шум и дым» фейерверков по-прежнему составляют значительную часть общественных праздников и развлечений. Например, фейерверки были одной из основных форм празднования тысячелетия во всем мире. Когда часы пробили полночь и 1999 год перешел в 2000 год, Новый год встретили фейерверками и вечеринками под открытым небом, поскольку часовые пояса перешли в следующее столетие. Фейерверки, тщательно спланированные и поставленные, были запущены на фоне многих самых известных зданий мира, включая мост Харбор-Бридж в Сиднее, пирамиды Гизы в Египте, Акрополь в Афинах, Красную площадь в Москве, Ватикан в Риме, Бранденбургские ворота в Берлине, Эйфелева башня в Париже и Башня Елизаветы в Лондоне.
Спортивные соревнования всегда доставляли удовольствие толпе. Чтобы отличить игроков от зрителей, последних часто называют зрителями. Развитие дизайна стадионов и зрительных залов, а также технологий записи и вещания позволило зрителям смотреть спорт за пределами стадиона, в результате чего размер аудитории стал еще больше, а зрительский спорт стал все более популярным. Двумя наиболее популярными видами спорта, имеющими глобальную привлекательность, являются футбол и крикет. Их главные международные соревнования, чемпионат мира по футболу и чемпионат мира по крикету, транслируются по всему миру. Помимо очень большого количества людей, занимающихся этими видами спорта, они примечательны тем, что являются основным источником развлечений для многих миллионов людей, не играющих в спорт, во всем мире. Аналогичным многоэтапным и длительным видом спорта, имеющим глобальную привлекательность, является Тур де Франс, необычный тем, что он проводится за пределами специальных стадионов, а вместо этого проводится в сельской местности.
Помимо видов спорта, пользующихся всемирной популярностью, и соревнований, таких как Олимпийские игры, развлекательная ценность спорта зависит от культуры и страны, где люди им занимаются. Например, в Соединенных Штатах бейсбол и баскетбол являются популярными видами развлечений; в Бутане национальный вид спорта — стрельба из лука; в Новой Зеландии – это союз регби; в Иране это вольная борьба. Уникальная японская борьба сумо содержит ритуальные элементы, уходящие корнями в ее долгую историю. В некоторых случаях, как, например, в случае с международной беговой группой Hash House Harriers, участники создают для себя смесь спорта и развлечений, в значительной степени независимо от участия зрителей, где социальная составляющая важнее соревновательной.
На превращение деятельности в спорт, а затем в развлечение также влияют местный климат и условия. Например, современный вид серфинга ассоциируется с Гавайями, а катание на лыжах, вероятно, развилось в Скандинавии. Хотя эти виды спорта и развлечения, которые они предлагают зрителям, распространились по всему миру, люди в двух странах происхождения по-прежнему хорошо известны своим мастерством. Иногда климат дает возможность адаптировать другой вид спорта, как в случае с хоккеем – важным развлечением в Канаде.
Ярмарки и выставки существовали с древних и средневековых времен, демонстрируя богатство, инновации и предметы торговли, предлагая особые развлечения, а также сами по себе являясь местами развлечений. Будь то средневековый рынок или небольшой магазин, «шоппинг всегда доставлял удовольствие, отвлекающее от повседневной жизни». Однако в современном мире «мерчандайзинг превратился в развлечение: вращающиеся вывески, мигающие вывески, грохочущая музыка… видеоэкраны, интерактивные компьютерные киоски, детские сады… кафе».
К 19 веку «выставки», поощрявшие искусство, производство и торговлю, стали международными. Они не только пользовались огромной популярностью, но и повлияли на международные идеи. Например, Парижская выставка 1878 года способствовала международному сотрудничеству в области идей, инноваций и стандартов. С Лондона 1851 года по Париж 1900 года «более 200 миллионов посетителей прошли через турникеты в Лондоне, Париже, Вене, Филадельфии, Чикаго и на множестве небольших шоу по всему миру». После Второй мировой войны «через турникеты Всемирной выставки было зарегистрировано более 500 миллионов посещений». Как форма зрелища и развлечения, экспозиции повлияли «на все: от архитектуры до моделей глобализации и фундаментальных вопросов человеческой идентичности» и в процессе установили тесную связь между «ярмарками, появлением универмагов и художественных музеев», современный мир массового потребления и индустрии развлечений.
Некоторые развлечения, например, крупные фестивали (религиозные или светские), концерты, клубы, вечеринки и праздники, собирают большое количество людей. С давних времен толпа на развлечениях была связана с опасностями и опасностями, особенно в сочетании с рекреационным употреблением одурманивающих веществ, таких как алкоголь. Например, у древних греков были Дионисийские мистерии, а у римлян – Сатурналии. Последствием излишеств и скопления людей могут стать нарушения социальных норм поведения, иногда приводящие к травмам или даже смерти, как, например, на Altamont Free Concert, рок-фестивале под открытым небом. В список серьезных происшествий в ночных клубах включены происшествия, вызванные давкой толпы; терроризм, такой как взрывы в ночном клубе на Бали в 2002 году; и особенно огонь. Расследования, например, проведенные в США после пожара в ночном клубе The Station, часто показывают, что уроки, извлеченные «относительно пожарной безопасности в ночных клубах» из более ранних событий, таких как пожар в Кокоанат-Гроув, «не обязательно приводят к долгосрочным эффективным изменениям». Усилия по предотвращению таких инцидентов включают назначение специальных офицеров, таких как средневековый Лорд Беспорядка или, в наше время, офицеров службы безопасности, которые контролируют доступ; а также постоянное совершенствование соответствующих стандартов, например стандартов безопасности зданий. В настоящее время индустрия туризма рассматривает безопасность и безопасность развлекательных заведений как важную управленческую задачу.
Развлечения — это большой бизнес, особенно в Соединенных Штатах, но он распространен во всех культурах.
Хотя короли, правители и влиятельные люди всегда могли платить за развлечения, которые им предоставляли, и во многих случаях платили за публичные развлечения, люди обычно устраивали развлечения самостоятельно или, когда это было возможно, посещали живое представление. Технологические разработки в 20-м веке, особенно в области средств массовой информации, означали, что развлечения могли производиться независимо от аудитории, упаковываться и продаваться на коммерческой основе индустрией развлечений. Индустрия, которую иногда называют шоу-бизнесом, опирается на бизнес-модели для производства, сбыта, трансляции или иного распространения многих своих традиционных форм, включая представления всех типов. Отрасль стала настолько сложной, что ее экономика стала отдельной областью академических исследований.
Киноиндустрия является частью индустрии развлечений. В состав его входят киноиндустрия Голливуда и Болливуда, а также кинематограф Великобритании и всех кинотеатров Европы, включая Францию, Германию, Испанию, Италию и другие. Секс-индустрия является еще одним компонентом индустрии развлечений, применяя те же формы и средства (например, фильмы, книги, танцы и другие представления) для разработки, маркетинга и продажи секс-продуктов на коммерческой основе.
Парки развлечений развлекают платящих гостей аттракционами, такими как американские горки, миниатюрные железные дороги, водные аттракционы и темные аттракционы, а также другими мероприятиями и связанными с ними аттракционами. Парки построены на большой территории, разделенной на тематические зоны, называемые «землями». Иногда весь парк развлечений основан на одной теме, например, различные парки SeaWorld, посвященные теме морской жизни.
Одним из последствий развития индустрии развлечений стало создание новых видов занятости. Хотя такие профессии, как писатель, музыкант и композитор, существуют, как и всегда, люди, выполняющие эту работу, скорее всего, будут наняты компанией, а не покровителем, как это было раньше. Появились новые вакансии, например, специалист по спецэффектам в киноиндустрии или обслуживающий персонал в парке развлечений.
Престижные награды вручаются индустрией за выдающиеся достижения в различных видах развлечений. Например, существуют награды за музыку, игры (включая видеоигры), комиксы, театр, телевидение, кино, танцы и магическое искусство. Спортивные награды присуждаются за результаты и мастерство, а не за развлекательную ценность.
Специально построенные сооружения в качестве мест для развлечений, вмещающих зрителей, создали множество известных и инновационных зданий, среди которых наиболее узнаваемыми являются театральные сооружения. Для древних греков «архитектурное значение театра является отражением его важности для общества, что проявляется в его монументальности, в усилиях, вложенных в его дизайн, и в заботе, вложенной в его детали». Впоследствии римляне разработали стадион овальной формы, известный как цирк. В наше время некоторые из самых грандиозных зданий для развлечений принесли славу их городам, а также их дизайнерам. Например, Сиднейский оперный театр является объектом Всемирного наследия, а The O₂ в Лондоне — развлекательный комплекс, который содержит крытую арену, музыкальный клуб, кинотеатр и выставочное пространство. Bayreuth Festspielhaus в Германии — театр, спроектированный и построенный для представлений одной конкретной музыкальной композиции.
Двумя главными архитектурными проблемами при проектировании мест для массовой публики являются скорость выхода и безопасность. Скорость, с которой место пустует, важна как для удобства, так и для безопасности, поскольку большим толпам требуется много времени, чтобы разойтись из плохо спроектированного места, что создает угрозу безопасности. Катастрофа в Хиллсборо — пример того, как плохие аспекты проектирования зданий могут способствовать гибели зрителей. Обзорность и акустика также являются важными факторами при проектировании большинства театральных площадок.
В 21 веке развлекательные заведения, особенно стадионы, «вероятно, войдут в число ведущих архитектурных жанров». Однако они требуют «совершенно нового подхода» к проектированию, потому что они должны быть «сложными развлекательными центрами, многофункциональными площадками, которыми можно наслаждаться разными способами». Следовательно, архитекторам теперь приходится проектировать «с учетом двух различных функций: спортивных и развлекательных центров, принимающих живую аудиторию, и спортивных и развлекательных студий, обслуживающих потребности удаленной аудитории в просмотре и прослушивании».
Архитекторы, которые раздвигают границы проектирования или строительства, иногда создают здания, которые интересны, потому что они превосходят ожидания публики и клиентов и являются эстетически выдающимися. Такие здания, как Музей Гуггенхайма в Бильбао, спроектированный Фрэнком Гери, относятся к этому типу и становятся туристической достопримечательностью, а также важным международным музеем. Другие, казалось бы, пригодные для использования здания на самом деле являются глупостями, намеренно построенными для декоративных целей и никогда не предназначавшимися для практического применения.
С другой стороны, иногда архитектура является развлечением, притворяясь при этом функциональной. Индустрия туризма, например, создает или реконструирует здания как «достопримечательности», которые либо никогда не использовались, либо никогда не могут быть использованы по их мнимым целям. Вместо этого они перепрофилированы для развлечения посетителей, часто имитируя культурный опыт. Таким образом, здания, история и священные места превращаются в товары для покупки. Такие намеренные туристические достопримечательности отделяют здания от прошлого, так что «становится трудно определить разницу между исторической аутентичностью и современными развлекательными заведениями / тематическими парками». Примеры включают «сохранение Алькасара Толедо с его мрачной историей гражданской войны, превращение подземелий рабов в туристические достопримечательности в Гане, [такие как, например, замок Кейп-Кост] и представление культуры коренных народов в Ливии». Специально построенные здания в парках развлечений отражают тематику парка и обычно не являются ни аутентичными, ни полностью функциональными.
Ко второй половине 20-го века развитие электронных средств массовой информации сделало возможным доставку развлекательных продуктов массовой аудитории по всему миру. Технология позволила людям видеть, слышать и участвовать во всех знакомых формах — историях, театре, музыке, танцах — где бы они ни жили. Быстрому развитию технологий развлечений способствовали усовершенствования устройств хранения данных, таких как кассеты или компакт-диски, а также растущая миниатюризация. Компьютеризация и развитие штрих-кодов также сделали продажу билетов проще, быстрее и глобальнее.
В 1940-х годах радио было электронным средством семейных развлечений и информации. В 1950-е годы новым средством массовой информации стало телевидение, которое быстро стало глобальным, принеся в мир визуальные развлечения, сначала черно-белые, а затем и цветные. К 1970-м годам в игры можно было играть в электронном виде, затем портативные устройства стали мобильными развлечениями, а в последнее десятилетие 20-го века — через сетевую игру. В сочетании с продуктами индустрии развлечений все традиционные формы развлечений стали доступны лично. Люди могли не только выбрать развлекательный продукт, например музыкальное произведение, фильм или игру, но и выбрать время и место для его использования. «Распространение портативных медиаплееров и акцент на компьютере как месте просмотра фильмов» вместе значительно изменили то, как зрители смотрят фильмы. Одним из наиболее заметных последствий развития электронных развлечений стало быстрое устаревание различных методов записи и хранения. В качестве примера скорости изменений, вызванных электронными средствами массовой информации, в течение одного поколения телевидение как средство получения стандартизированных развлекательных продуктов превратилось из неизвестного в новое, повсеместное и, наконец, в вытесненное. По одной из оценок, к 2011 году более 30 процентов семей в США будут владеть консолью Wii, «примерно такой же процент, как и телевизор в 1953 году». Некоторые ожидали, что в середине второго десятилетия XXI века онлайн-развлечения полностью заменят телевидение, но этого не произошло. Так называемая «цифровая революция» привела к появлению все более транснационального рынка, который создал трудности для правительств, бизнеса, отраслей и отдельных лиц, поскольку все они пытаются не отставать. Даже спортивный стадион будущего будет все больше конкурировать с телесмотрением «…с точки зрения комфорта, безопасности и постоянного потока аудиовизуальной информации и доступных развлечений». Другие последствия этого сдвига, вероятно, будут связаны с общественной архитектурой, такой как больницы и дома престарелых, где телевидение, считающееся важной развлекательной услугой для пациентов и жителей, должно будет быть заменено доступом к Интернету. В то же время сохраняющаяся потребность в артистах как «профессиональных исполнителях» показывает преемственность традиционных развлечений.
Ко второму десятилетию XXI века аналоговая запись была заменена цифровой, и все формы электронных развлечений начали сближаться. Например, конвергенция бросает вызов стандартной практике в киноиндустрии: тогда как «раньше успех или неудача определялись первыми выходными ее показа. Сегодня … серия выставочных «витрин», таких как DVD, платные -view и оптоволоконное видео по запросу используются для максимизации прибыли». Частью изменений в отрасли является выпуск новых коммерческих продуктов непосредственно через услуги видеохостинга. Говорят, что конвергенция СМИ – это нечто большее, чем просто технологическое: конвергенция также носит культурный характер. Это также «результат целенаправленных усилий по защите интересов коммерческих структур, политических институтов и других групп». Глобализация и культурный империализм — два культурных последствия конвергенции. Другие включают фандом и интерактивное повествование, а также способы распространения отдельных франшиз и влияние на ряд методов доставки. «Большее разнообразие способов приема и упаковки сигналов для зрителя через наземное, спутниковое или кабельное телевидение и, конечно же, через Интернет» также влияет на развлекательные заведения, такие как спортивные стадионы, которые теперь необходимо проектировать. чтобы как живая, так и удаленная аудитория могла взаимодействовать все более изощренными способами — например, зрители могут «смотреть основные моменты, вызывать статистику», «заказывать билеты и товары» и, как правило, «подключаться к ресурсам стадиона в любое время дня и ночи». «.
Появление телевидения изменило доступность, стоимость, разнообразие и качество развлекательных продуктов для публики, и конвергенция онлайн-развлечений имеет аналогичный эффект. Например, возможность и популярность пользовательского контента, в отличие от коммерческого продукта, создает «модель сетевой аудитории, [которая] делает программирование устаревшим». Частные лица и корпорации используют услуги видеохостинга для трансляции контента, который в равной степени воспринимается общественностью как законное развлечение.
В то время как технологии увеличивают спрос на развлекательные продукты и обеспечивают повышенную скорость доставки, формы, составляющие контент, сами по себе относительно стабильны. Рассказы, музыка, театр, танцы и игры остались такими же, как и в предыдущие века.