
Каждые выходные 21-летний студент Лаванья Джайн открывает приложение BlaBlaCar, чтобы найти попутку из Нойды, пригородного района Нью-Дели, до своего родного городка Кандхла в штате Уттар-Прадеш. Поездка длиной 120 километров обходится ему примерно в 500 рупий (около 6 долларов), что значительно дешевле личного такси, которое стоило бы от 1500 до 2000 рупий (17–23 долларов).
Лаванья — один из миллионов индийцев, которые выбирают карпулинг как более экономичный и социальный способ путешествовать между городами. В этом году Индия стала крупнейшим рынком BlaBlaCar в мире с примерно 20 миллионами пассажиров — рост почти на 50% за год, что превосходит показатели Бразилии и Франции.
После ухода с индийского рынка в 2017 году из-за слабого спроса, компания пережила удивительный рост без активного маркетинга и местной команды. Рост обусловлен сарафанным радио, расширением доступа к мобильному интернету, распространением цифровых платежей и увеличением числа владельцев автомобилей среди среднего класса страны.
В Индии более 700 миллионов пользователей смартфонов, и цифровые платежи охватывают более 99% всех транзакций, поддерживаемые системой Unified Payments Interface (UPI), которая в сентябре совершила около 19,6 миллиардов переводов на сумму около 24,9 триллионов рупий (около 284 миллиардов долларов). Продажи автомобилей также бьют рекорды — в 2024 году продано 4,73 миллиона машин, что выше прошлогодних показателей.
Ограниченная пропускная способность общественного транспорта и улучшение дорожной инфраструктуры способствуют популярности карпулинга, предлагая удобный и приятный способ перемещения между небольшими городами и крупными мегаполисами.
BlaBlaCar впервые вышла на индийский рынок в 2015 году, однако сильная конкуренция от Uber и Ola, активно продвигавших карпулинг, привела к приостановке локальной деятельности в 2017 году. Тем не менее, приложение продолжало работать, и с 2022 года число пользователей резко выросло с 4,3 миллиона до прогнозируемых 20 миллионов в этом году.
По состоянию на 2024 год в Индии насчитывается в среднем 1,1 миллиона активных пользователей в месяц, из которых около 75% — пассажиры и 25% — водители. Индия теперь обеспечивает треть всех пассажиров BlaBlaCar в мире, а число поездок уже превысило 13,5 миллиона за девять месяцев года.
Средний доход водителя в Индии составляет около 390 рупий (4 доллара) за место, что ниже, чем во Франции и Бразилии, что связано с уровнем покупательной способности населения и ожиданиями совместного использования расходов.
Почти 70% пользователей в Индии находятся в возрасте от 18 до 34 лет, и около 95% всех операций проходят через мобильное приложение. Популярность распространяется не только на крупнейшие маршруты, связывающие крупные города, но и на более мелкие городские центры.
Несмотря на стремительный рост, компания не спешит вводить плату за услуги в Индии и пока не планирует монетизацию. Локальный офис должен появиться к концу года или в начале следующего.
BlaBlaCar видит в основном конкурентов не Uber и Ola, а индивидуальных водителей и традиционный общественный транспорт. Однако в Индии есть вызовы: неясные правила для карпулинга, проблемы с поддержкой пользователей и отсутствие некоторых функций, таких как отслеживание местоположения в реальном времени.
Для удобства пользователей в Индии компания внедрила функцию «логики встреч», которая помогает выбрать удобные места для посадки и высадки, учитывая отсутствующую в стране инфраструктуру для карпулинга.
Глобально BlaBlaCar ожидает в 2024 году около 150 миллионов пассажиров, и благодаря стремительному росту в Индии компания готовится к новому этапу развития с акцентом на этот рынок.


