Торговля джутом сосредоточена в основном в индийских штатах Западная Бенгалия и Ассам, а также в Бангладеш. Основной страной-производителем джута является Индия, а крупнейшим экспортером — Бангладеш из-за их естественной плодородной почвы. Производство джута в Индии и Бангладеш составляет соответственно 1,968 миллиона тонн и 1,349 миллиона метрических тонн. Бенгальский джут экспортировался в Юго-Восточную Азию с 17 века голландцами, французами, а затем и другими европейцами.
К 1790-м годам небольшой экспорт был направлен в шотландский город Данди, где льнопрядильная промышленность могла использовать небольшой процент джута для снижения затрат. Томас Ней, торговец из Данди, изобрел механический процесс прядения джута в 1833 году, сначала пропитав его китовым жиром. Британские купцы экспортировали сырой джут из Бенгалии в возрастающих количествах с 1840-х годов, чтобы заменить лен на фабриках Данди. Данди, где на фабриках работало более половины населения, стал мировым центром промышленности и получил прозвище «Ютеополис». В 1858 году индийские финансисты поддержали импорт прядильного оборудования из Данди, чтобы создать собственную промышленность, а к 1895 году джутовая промышленность в Бенгалии обогнала торговлю джутом в Шотландии. Многие шотландцы работали в Бенгалии, открывая джутовые фабрики для индейцев, где доминировали брокеры марвари, такие как Г. Д. Бирла.
Сегодня почти 75% джутовых изделий составляют упаковочные материалы, например, мешки из мешковины. Такие проблемы, как устаревшее оборудование, забастовки и локауты, а также отсутствие инноваций привели к стагнации индийской промышленности с момента обретения независимости. Джутовые кофейные мешочки — пожалуй, самое известное изделие, известное как мешковина или мешковина. Эти мешки нашли военное применение, начиная с Крымской войны, а затем, во время Первой мировой войны, британское военное министерство передало весь свой контракт на поставку мешков с песком в 2016 году греко-индийской фирме в Калькутте. Его использовали в рыболовстве, строительстве, искусстве и в оружейной промышленности. В Индии находится большая часть джутовой промышленности (60%), но джут-сырец поставляется в основном из Бангладеш, которая является вторым по величине производителем джутовых изделий.
Ткань-подкладка для ковров (CBC), третий по величине рынок сбыта джута, быстро приобретает все большую популярность. В настоящее время на его долю приходится примерно 15% мирового потребления джута во всем мире. Другими распространенными джутовыми изделиями, выпускаемыми CBC, являются ковровая пряжа, веревки, набивка, войлок, декоративные ткани и различные сверхпрочные изделия для промышленного использования.
Поскольку все больше стран прилагают усилия по сокращению или запрету использования пластика для потребительской упаковки, джутовые пакеты занимают все большую долю рынка. Индия производит 60% мировой продукции из джута; однако такие проблемы, как отсутствие инвестиций, нехватка воды, семена низкого качества и потеря пахотных земель из-за урбанизации, замедляют его рост как биоразлагаемого заменителя таких материалов, как пластик, который способствует загрязнению.
Джут выращивался в регионе Восточной Бенгалии на протяжении веков. Его производили для внутреннего потребления в деревнях современной Бангладеш и Западной Бенгалии.
Джут использовался для производства веревок до современной эпохи, но создание джутовой промышленности привело к упадку производства джута в Индии в 1880-х годах. В 1850-х годах джутовые изделия экспортировались примерно на 250 000 фунтов стерлингов ежегодно.
Джут был экспортным материалом, востребованным Юго-Восточной Азией, который удовлетворялся индийскими и европейскими торговыми фирмами.
Современная джутовая промышленность не была изобретена до 1833 года в Данди, но после 1790 года в небольших количествах он использовался при прядении льна и конопли.
К началу двадцатого века произошел огромный рост экспорта готового джута и резкое сокращение экспорта джута-сырца. Индия получала около 35 миллионов фунтов стерлингов в год от обработанных товаров, и только 8 миллионов фунтов стерлингов зарабатывались на продаже джута-сырца в Бразилию, Нью-Йорк, Японию, Германию и Великобританию.
Раздел означал, что 75% площадей выращивания джута находились в Пакистане, но все 106 заводов, центры прессования и экспортные центры находились в Индии. Джут был предметом первого междоминионского соглашения, однако девальвация индийской рупии и требования Пакистана о части экспортного тарифа привели к срыву.
250 000 рабочих были напрямую заняты в этой отрасли, поддерживая 4 миллиона крестьян и обеспечивая 20% иностранных доходов Индии. Несмотря на это, последовала длительная депрессия из-за вовлеченной политики и олигополистической практики Ассоциации индийских джутовых фабрик.
Длительная депрессия джута частично объясняется эксплуатацией джутовых баронов Индии, которые преследовали только краткосрочную прибыль после покупки изобретенных и разработанных британцами фабрик. Джутовые фабрики продолжают закрываться: за последние несколько лет их число сократилось с 8 до 55. Рабочие-мигранты покинули штат, заработная плата не выросла, а забастовки стали обычным явлением.
Британская Ост-Индская компания была органом власти Британской империи, делегированным в Бенгалии с 17 века до ее роспуска в 1857 году. Голландцы и французы были первыми торговцами джутом.
Компания начала экспортировать мешки из рогожи в Юго-Восточную Азию в семнадцатом и восемнадцатом веках.
В 1830-х годах Томас Ней импортировал джут в Данди и экспериментировал с использованием льнопрядильных машин для изготовления ткани. Поначалу это не принесло успеха, но его использовали в виде небольшой смеси со льном, пока не обнаружили, что китовый жир делает его достаточно мягким, чтобы его можно было прясть.
Спрос на джут резко возрос, поскольку его использование в мешках, веревках и тканях вытеснило лен.
Между 1833 и 1855 годами в Бенгалии наблюдался бум выращивания джута, но спад ручного прядения в коттеджах.
В 1855 году Бисамбер Сен профинансировал Джорджа Акланда на импорт прядильного оборудования из Данди (и китового жира) для открытия первой фабрики в Индии в Серампуре.
Несмотря на неудачу, он вдохновил компанию Борнео на запуск паровой ткацкой и прядильной фабрики в 1857 году, и вскоре дюжина компаний начала производство для внутреннего использования в Индии и экспорта на восток.
К 1908 году Калькутта стала крупнейшим в мире производителем джута, победив Данди. С 1890-х годов Марвари вышли на рынок в качестве брокеров (как и группа Бирла) и стали доминирующими владельцами отрасли, в которой работало более 300 000 рабочих.
Будучи крупным игроком в долгой истории торговли джутом и имея самые лучшие натуральные волокна, Бангладеш всегда имела преимущество в торговле сырым джутом. Бангладеш по-прежнему является крупнейшим производителем и экспортером сырого джута в мире. После разделения Бангладеш (Восточного Пакистана) с распадом созданных Британией Восточного и Западного Пакистана (называвших себя Пакистаном) в 1971 году торговля джутом не ограничивалась определенными группами в Южной Азии. После обретения Бангладеш независимости большинство частных джутовых фабрик были национализированы в рамках социалистической политики правительства Авами Лиг.
Позже, чтобы контролировать эти джутовые заводы в Бангладеш, правительство создало корпорацию Bangladesh Jute Mills (BJMC). До 1975 года никаким другим джутовым фабрикам в частном секторе не разрешалось расти. После того, как Зиаур Рахман стал президентом Бангладеш, в джутовой промышленности Бангладеш наступила новая эра. Этот инцидент привлек внимание многих торговцев необработанным джутом из разных уголков Бангладеш, которые раньше поставляли необработанный джут на джутовые фабрики, принадлежащие BJMC. Эту группу торговцев называют Бепарис, они покупают необработанный джут напрямую у фермеров.
Bangladesh Jute Mills Corporation (BJMC) — публичная корпорация в Бангладеш, крупнейшая в мире государственная производственная и экспортная организация в секторе джута.
BJMC владеет и управляет несколькими джутовыми фабриками по всей Бангладеш:
BJMC также управляет заводами, которые не занимаются джутом, включая Galfra Habib Ltd., Mills Furnishing Ltd. и Jute-Fibre Glass Industry.
Выращивание джута и торговля джутом в Бангладеш являются секторами, в которых наблюдается значительная распространенность детского труда, что зафиксировано в Списке TVPRA 2014 года, опубликованном Бюро по международным делам труда.
Предпринимателей джутовой промышленности Данди в Шотландии называли Джутовыми баронами.
Данди был центром льнопрядения и добычи китового жира. Они поняли, что джут можно прясть механически, если добавить китовый жир.
Они создали огромную новую индустрию производства мешков для перевозки таких товаров, как кофе и мешки с песком.
Джутовая промышленность Данди начала приходить в упадок, когда производители оборудования продали оборудование индийским торговцам, которые получили выгоду от более легкого доступа к сырью и более низкой заработной платы.
Это известный пример свободной торговли, в которой было избрано либеральное правительство, которое не ввело торговые барьеры, что позволило промышленности Калькутты победить.
Учитывая, что «Джутовые бароны Данди» владели пакетами акций в Калькутте и Данди, упадок Шотландии не был для них столь обременительным. Более 50% рабочих в Данди работали в Джуте, две трети составляли женщины, большую часть остальных составляли дети, потому что им могли платить меньше.
Бум привел к появлению трущоб, перенаселенности, плохим условиям труда и низкой оплате труда.
Индийская ассоциация джутовых фабрик является высшим органом, контролирующим индийскую торговлю.
Бирла — самый известный бизнес-гигант в Индии, который начинал как брокер по продаже джута.
Семья Бирла — это Марвари вместе с Митталом и Баджаджем. Считается, что в индийском джуте преобладает марвари.
Отрасль столкнулась с серьезными проблемами: например, владелец завода был убит своими рабочими в 2015 году, когда он предлагал сократить часы работы. За последние годы произошло 6 таких убийств.
Джутовая промышленность в Индии зависит от государственных закупок. С начала тысячелетия государственные закупки обязательной упаковки из джута сократились и только сейчас отменяются – на потребительском уровне – запретом на пластик.
После обретения независимости от британского колониального правления Восточная Бенгалия, располагавшая лучшими запасами джутового волокна, не имела эффективного промышленного производства джута. Несколько групп, состоящих в основном из гуджаратских кланов, занялись индустриализацией джута, открыв несколько джутовых фабрик в Читтагонге, Кхулне, Дакке и Нараянгандже.
Среди этих семейств наиболее значимыми являются:
Султан Хафиз Рахман, 1984 год, Бангладешский институт исследований развития (BIDS), Дакка, Бангладеш.
Центральный комитет Индии, Калькутта, Индия, 1940 год.
К. Х. Имам, Бюллетень Оксфордского университета, Институт экономики и статистики, том 32, № 1 (февраль 1970 г.)
Пакистанский экономический журнал, том 11, № 4 (сентябрь 1961 г.)