Жесткое дорожное покрытие — это технический термин для обозначения любого дорожного покрытия из бетона. Бетонные дороги называются жесткими, а асфальтовые дороги — гибкими. Эти термины относятся к величине деформации, создаваемой самим дорожным покрытием во время использования и с течением времени. Самые большие преимущества использования бетонного покрытия заключаются в его долговечности и способности удерживать форму. Во всем мире широко используются три основных типа жесткого дорожного покрытия.
Базовая конструкция жесткого покрытия очень проста. Поверхностный слой, состоящий из плит бетона на портландцементе (PCC), расположен поверх нескольких подслоев. Слой непосредственно под ПКК более гибкий, чем бетон, но все же достаточно жесткий. Этот слой обеспечивает стабильную основу для PCC, а также способствует дренажу. Некоторые дороги имеют второй подслой под первым, который еще более гибкий, а некоторые просто имеют существующий грунт. Важнейшим фактором при принятии решения о необходимости второго слоя является состав существующего материала.
Гибкое и жесткое дорожное покрытие — два основных стиля дорожных покрытий. Гибкое покрытие почти всегда представляет собой асфальт, а жесткое покрытие — бетон. Разница между этими двумя стилями в основном сводится к деформации. Гибкое дорожное покрытие допускает значительную деформацию при больших нагрузках; это означает, что дорога будет изгибаться под нагрузкой. Жесткое дорожное покрытие останется закрепленным при воздействии нагрузки и растрескается, когда нагрузка превысит допуски.
То, как бетонное покрытие справляется с растрескиванием, является основным различием между тремя стилями дорожного покрытия. Самый распространенный тип, соединенный простой бетон (JPC), состоит из плит без стальной арматуры. При появлении трещин они должны возникать в щелях между плитами, что облегчает ремонт дорожного покрытия.
Соединённый железобетон содержит стальную сетку, усиливающую структуру бетонная плита. Бетонные плиты, используемые в этом стиле, часто намного больше, чем те, которые используются в проектах JPC. Армирование предотвращает некоторые трещины, что позволяет использовать большие плиты. Трещины, когда они появляются, обычно возникают между плитами.
Третий тип, непрерывно армированный бетон, содержит большое количество стальной арматуры. Эти плиты не рассчитаны на растрескивание в местах соединения — трескается сама плита. Стальная арматура настолько плотно скрепляет трещины, что они не вызывают структурных проблем внутри плиты.
Есть две основные причины для использования жесткого покрытия, обе из которых связаны с его твердостью. Поскольку поверхность более твердая, она также более долговечна с течением времени. Это поддерживает дорогу в хорошем рабочем состоянии намного дольше, чем более мягкие поверхности. Другое преимущество бетонных дорог заключается в их форме. Поскольку поверхность может выдерживать большой вес без деформации, на дороге можно создавать канавки и каналы, чтобы обеспечить дополнительное сцепление и отводить воду с поверхности дороги.