Взрывозащитная заслонка — это клапан, используемый для изоляции отдельных частей системы вакуумной экстракции. Эти клапаны обычно очень просты и обычно состоят из скользящей или вращающейся пластины, которая блокирует вакуумную линию. Они чаще всего встречаются в системах пылеудаления, установленных в деревообрабатывающих мастерских, чтобы держать все вакуумные линии к неиспользуемым машинам закрытыми, чтобы максимизировать вакуумное давление. Дробеструйные заслонки обычно устанавливаются рядом с точкой всасывания машины и, как правило, приводятся в действие вручную, хотя доступны автоматические заслонки, которые открываются при включении машины. В больших системах с очень мощными вакуумными насосами по крайней мере один или несколько струйных затворов всегда остаются открытыми, чтобы предотвратить сдавливание шлангов вакуумом.
Удаление пыли в столярных мастерских и других пыльных рабочих местах является неотъемлемой частью любого режима охраны здоровья и безопасности. В большинстве коммерческих или любительских столярных мастерских с централизованной системой пылеудаления используется вакуумный насос, который отводит пыль от источника машины к безопасному месту сбора через серию шлангов. Эти насосы часто недостаточно мощны, чтобы эффективно создавать отрицательное давление во всех точках отбора одновременно. Поскольку все машины, обслуживаемые системой пылеудаления, редко работают одновременно, те, которые не работают, обычно изолируются от вакуумной системы шибером. Это максимизирует эффективность имеющегося вакуума на рабочих станциях и обеспечивает адекватное удаление пыли.
Дроссельные задвижки не должны обеспечивать идеальную герметичность и обычно очень просты по конструкции и эксплуатации. Большинство противовзрывных ворот имеют раздвижную конструкцию, состоящую из встроенного в линию фитинга соответствующего размера, оснащенного пара скользящих канавок для размещения плоской запорной заслонки. Чтобы открыть заслонку струйной очистки, оператор машины просто поднимает пластину, чтобы открыть шланг и позволить вакууму удалить пыль из машины. После завершения работы пластина снова опускается вниз, чтобы перекрыть шланг и снова изолировать точку извлечения.
В более сложных системах затвор может иметь дистанционное управление и иметь вращающуюся круглую конструкцию затвора. В этих клапанах используется подпружиненный соленоид, открывающий и закрывающий заслонку для изоляции точки входа. Затем соленоид будет получать питание от выключателя машины; он автоматически открывается при запуске машины и закрывается при ее выключении. Эта система особенно хорошо работает в условиях повышенного спроса и исключает возможность непреднамеренного открытия противовзрывных ворот. В очень больших вакуумных системах высокой мощности некоторые предохранительные клапаны всегда остаются открытыми, чтобы предотвратить разрушение вакуумных шлангов под давлением вакуума.