Упорный блок, наиболее часто встречающийся в дренажных системах, представляет собой ограничитель бетонной трубы. Блок используется для предотвращения разъединения стыков труб под действием переносимой жидкости, пересекающей изгиб или тройниковое соединение. Размеры упорного блока необходимо рассчитать на основе типа транспортируемой жидкости, диаметра трубы и существующих грунтовых условий. Также необходимо учитывать давление, под которым будет находиться жидкость в трубе.
Жидкости, проходящие по трубе, оказывают давление или осевую силу на изгибы, тройниковые соединения или заглушки. Этих сил может быть достаточно, чтобы ослабить соединения между соседними трубами. Этот эффект может быть преувеличен, если окружающая почва слабая или рыхлая или существует высокий уровень грунтовых вод. При установке большого бетонного блока на изгибе или стыке энергия тяги жидкости частично поглощается, а затем перенаправляется по трубе.
При рассмотрении размера требуемого упорного блока ключевым фактором является угол изгиба. Например, в случае с трубами из ковкого чугуна для изгиба под углом 11,25 градуса потребуется меньшее усилие блока, чем 45-градусный изгиб. Это связано с тем, что силы, действующие на изгиб, уменьшаются по мере увеличения внутреннего угла.
Использование бетона для формирования упорного блока обычно встречается только там, где использовались методы соединения труб с раструбом. Если установленная труба имеет фланцевые соединения, где фланцы труб скреплены болтами, сами болты будут действовать как ограничитель осевого усилия. Точно так же сварная стальная труба обычно не требует дополнительного ограничения осевого усилия в зависимости от толщины материала трубы и заданного тип сварки.
Альтернативная форма ограничения при использовании труб с раструбом существует в виде анкерного соединения или анкерной прокладки. В соединениях труб с раструбом традиционно используются резиновые прокладки между трубами для предотвращения попадания грязи и протечек. Анкерная прокладка внешне похожа на обычную трубную прокладку, но имеет маленькие стальные зубья, которые фиксируют трубу в нужном положении после соединения с соседней трубой. Эти стальные зубья затем будут действовать как ограничитель тяги под давлением.
Термин упорный блок также используется в судостроении. В этом приложении упорный блок, также известный как упорный блок или упорный подшипник, представляет собой удерживающая система в механизмах гребных винтов. Этот подшипник сопротивляется тяге гребного вала и передает энергию корпусу корабля. Используя эту систему, судостроители могут оптимизировать силу, создаваемую гребным винтом для движения корабля, сводя к минимуму потери энергии из-за движения гребного вала.