Отработанное тепло — это тепловая энергия, которая обычно выбрасывается после того, как была создана как побочный продукт промышленных процессов и рабочего оборудования. всех видов, включая бытовую технику и автомобили. Утилизация отработанного тепла может осуществляться различными способами, но методы ограничены необходимостью быть экономически эффективными для того, чтобы быть коммерчески жизнеспособными. Одним из удачных примеров является котел-утилизатор, который может быть расположен над теплогенерирующим оборудованием для генерируют пар, который может приводить в действие генераторы, производящие электроэнергию.
Существует множество способов потери отработанного тепла, в том числе дымовые газы, потери тепла из труб, бойлера вытяжка и теплый воздух из отапливаемых помещений. Только в том случае, если тепло может быть использовано с пользой, оно может перестать считаться отходом. Возможные области применения включают нагрев воды, производство пара для привода турбин и отопление общественных помещений. Трубы, заполненные жидкостью, известные как теплообменники тепловые трубы, способны передавать тепло и используются в ситуации, когда горячие выхлопы печей и котлов могут быть восстановлены и использованы для нагревания воздуха или воды. Так называемые котлы-утилизаторы часто преобразуют теплоту сгорания в двигателях или, например, в установках для сжигания отходов. для образования пара или для нагрева воды или других жидкостей.
Системы рекуперации отработанного тепла можно рассматривать как форму рециркуляции, при которой тепловая энергия извлекается из промышленного процесса и возвращается в систему, что снижает общее использование ископаемого топлива. Большая часть отработанного тепла, создаваемого промышленностью, находится в форме газов или жидкостей, и там, где процессы происходят при чрезвычайно высоких температурах, таких как 1800 градусов по Фаренгейту (около 983 градусов по Цельсию) и выше, половина энергии, используемой для привод исходного процесса может быть потерян в виде отработанного тепла. Используя систему рекуперации отработанного тепла, большую часть потерянной энергии можно вместо этого использовать в качестве электроэнергии, уменьшая финансовые затраты и потребление ископаемого топлива, связанного с работой оборудования, и уменьшая выбросы парниковые газы и загрязняющие вещества в атмосферу.
Уже ведется разработка систем рекуперации отработанного тепла для автомобилей и кораблей. Для автомобилей производится то, что известно как термоэлектрический генератор. Это устройство, которое может преобразовывать отработанное тепло автомобиля в электроэнергию, обеспечивая все необходимое электричество и одновременно повышая эффективность использования топлива. Аналогичный метод, превращающий отработанное тепло кораблей в источник бортовой электроэнергии, может сократить огромные выбросы парниковых газов. и при этом снизить расход топлива.