Привод с регулируемой скоростью — это термин, используемый для описания любого типа энергетического трансмиссионного устройства, которое позволяет вручную или автоматически регулировать его фиксированная рабочая скорость для управления процессом или экономии энергии. Фиксированная скорость приводного двигателя с регулируемой скоростью может быть увеличена или уменьшена в зависимости от типа применения, для которого используется устройство. Устройства привода с регулируемой скоростью могут быть электрическими или неэлектрическими. Неэлектрические приводы могут быть как механическими, так и гидравлическими. В приводах с электрическим приводом может использоваться постоянный ток, вихревой ток или переменный ток.
Электродвигатели работают с фиксированной скоростью, зависящей от количества внутренних обмоток, содержащихся в них. Регулировка скорости двигателя с использованием нескольких наборов обмоток была бы громоздкой и дорогой. Обычно требуется отдельный механизм управления скоростью двигателя, чтобы заставить двигатель с фиксированной скоростью работать на различных скоростях. Этот тип механизма управления скоростью широко известен как привод с регулируемой скоростью. Эти приводные механизмы изначально предназначались для управления технологическими процессами, но также часто используются для экономии энергии.
Привод с регулируемой скоростью помогает в управлении процессом, обеспечивая различную рабочую скорость для каждого выполняемого процесса. Этот механизм также обеспечивает более плавную работу двигателя наряду с управлением ускорением и крутящим моментом. Приводы с регулируемой скоростью можно использовать для экономии энергии за счет уменьшения скорости вращения вентилятора в системах отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Во время циклов нагрева уменьшенная скорость вентилятора обеспечивает улучшенную циркуляцию теплого воздуха по помещению. Улучшенная циркуляция воздуха снижает количество циклов нагрева, необходимых системе, и снижает потребление энергии.
Приводы с регулируемой скоростью могут принимать различные формы, включая механические, гидравлические и электрические. Механические приводы могут быть с переменным шагом, ременными и шкивами или тягового типа с металлическими роликами. Гидравлические методы обычно имеют форму гидростатического или гидродинамического привода. Гидростатические приводы регулируют скорость за счет использования гидравлических насосов и двигателей. Гидродинамические приводы изменяют скорость двигателя с помощью входного вала с приводом от крыльчатки и выходного вала с приводом от ротора.
Привод с регулируемой скоростью с электрическим приводом может использовать постоянный, вихревой или переменный ток. Приводы постоянного тока регулируют скорость двигателя, изменяя его ток возбуждения или напряжение якоря. В вихретоковых приводах используется устройство, известное как вихретоковая муфта, для регулирования двигателя с фиксированной скоростью. Приводы переменного тока работают либо за счет уменьшения приложенного к двигателю напряжения, либо за счет увеличения сопротивления его обмотки. Как переменный, так и вихретоковый привод обычно считаются неэффективным приводным механизмом с регулируемой скоростью.