Подшипник вала — это механический компонент, используемый для поддержки приложенной нагрузки и обеспечивающий вращательное или скользящее движение между двумя или более частями. Подшипники вала широко используются в механическом и промышленном оборудовании, включая автомобилестроение, аэрокосмическую промышленность, промышленное оборудование и многое другое. Существует множество различных типов подшипников валов, от простых и недорогих подшипников, обеспечивающих контакт скольжения, до высокоточных подшипников, обеспечивающих очень точные механические допуски и высокую надежность.
Один распространенный тип подшипника вала известен как подшипник скольжения. Этот простой и недорогой подшипник состоит из цилиндрической втулки, изготовленной из материала с низким коэффициентом трения, такого как бронза, пластик, или графит, который позволяет валу вращаться или скользить внутри втулки. Площадь контакта между внутренним диаметром втулки и валом называется поверхностью подшипника. Подшипники скольжения часто используются в механических устройствах, не требующих высоких допусков со смазкой для продления срока их службы. Поверхностный контакт между наружным диаметром вала и внутренним диаметром втулки в подшипниках скольжения делает их подверженными износу с течением времени и может ограничить их срок службы.
Другой распространенный подшипник вала известен как подшипник качения. В этом типе используются сферы или небольшие цилиндры, которые вращаются или катятся между валом и сопрягаемыми деталями, чтобы уменьшить трение и обеспечить гораздо более жесткие механические допуски. Три основных компонента подшипника качения: внутренняя обойма с отверстием, в которое скользит вал; внешнее кольцо, которое обычно устанавливается внутри корпуса; и механические компоненты качения, расположенные между внутренней и внешней дорожками качения. Шариковый подшипник — это распространенный тип подшипника вала со сферами, которые вращаются между внутренней и внешней обоймами для уменьшения трения. Подшипники качения можно приобрести со специальными функциями, такими как уплотнения и экраны, которые защищают внутренние компоненты от загрязнения, которое может привести к механическому повреждению подшипника.
Подшипник вала можно приобрести в широком диапазоне размеров — как стандартных, так и метрических — и существуют различные типы с разным уровнем точности. Выбор подходящего подшипника для конкретного применения обычно основывается на нескольких соображениях, таких как рабочая скорость вращения, тип прикладываемых нагрузок, размер, вес, стоимость и требования безопасности. Подшипники валов более высокой точности часто дороже, но обеспечивают гораздо более высокую надежность и увеличенные интервалы обслуживания. Производители подшипников производят подшипники со стандартными допусками, установленными международными организациями по стандартизации, с учетом надлежащих допусков для вала и корпуса для обеспечения правильной работы.