Доступ для пешеходов — это движение, направленное на то, чтобы позволить людям ходить по городу пешком или на велосипеде, а не полагаться на автомобили. Он является частью градостроительного планирования и может включать не только ходьбу и бег трусцой, но и катание на скейтбордах, самокатах, и другой неавтомобильный транспорт. Планирование доступа для пешеходов выросло в ответ на законы о зонировании, которые разделяют здания и дома по назначению. При традиционном зонировании жилые строения находятся далеко от торговых районов и промышленных парков, что вынуждает горожан добираться до места назначения на автомобилях.
Разрастание городов является частым результатом плохих систем доступа для пешеходов. Поскольку все меньше людей могут передвигаться пешком, увеличивается количество пробок и уровень ожирения. Интенсивность движения и отсутствие пешеходных маршрутов часто связаны со стрессом и снижением качества жизни, а также сокращают срок службы дорог за счет увеличения износа.
Сторонники городского планирования поддерживают множество различных стратегий, направленных на улучшение доступа пешеходов в городах и поселках. Некоторые сосредотачиваются на добавлении требований к тротуарам в новых сообществах, которые часто устраиваются для улучшения автомобильного движения, а не пешеходного движения. Придорожные тротуары, пешеходные дорожки, велосипедные дорожки и стратегии снижения дорожного движения могут сделать пешеходов более безопасными и удобными для свободного передвижения.
Другой метод улучшения доступа пешеходов включает изменение требований к зонированию. Вместо того, чтобы отделять различные типы объектов друг от друга, сторонники планирования поддерживают смешанное зонирование, которое больше напоминает традиционный район. Этот тип зонирования позволит детям ходить в школу пешком, а всем гражданам — ходить пешком или ездить на велосипеде на работу или в магазины. Частью этой стратегии является возвращение в независимые магазины и «покупки у местных», а не трата денег в крупных магазинах и торговых центрах.
Одним из ключей к улучшению пешеходной доступности в большинстве районов является улучшение возможностей общественного транспорта. По всей Европе, где общественный транспорт широко доступен, уровни доступа пешеходов, как правило, намного выше, чем в других частях мира. В США, где общественный транспорт отсутствует во многих городах, автомобили заменили ходьбу в качестве основного средства передвижения даже для коротких поездок. Некоторые сторонники городского планирования также предлагают ввести высокую плату за парковку или плату за пробки, чтобы разгрузить трафик и поощрить пешие прогулки в центре города.
Во многих районах пешеходные прогулки поощряются за счет использования пешеходных аллей или городских центров, закрытых для движения транспорта. Некоторые примеры включают самую длинную в мире пешеходную торговую зону в Копенгагене, Дания, или набережную Третьей улицы в Санта-Монике, Калифорния. В 2009 году даже Нью-Йорк запретил движение транспортных средств в некоторых частях Таймс-сквер, чтобы повысить безопасность пешеходов и доступ к ним.