Пережимной клапан — это устройство для контроля жидкости, основанное на принципе сужения пути потока для уменьшения или отключения прохождения материала. Большинство конструкций пережимных клапанов имеют высокоэластичную втулку или вставку в корпусе клапана, которая постепенно сужается или сжимается под действием давления воздуха. или механическим вмешательством. Этот метод закрытия клапана эффективен не только для контроля чистых жидкостей, но и для шламов с высокой концентрацией взвешенных твердых частиц. Это связано с тем, что гибкая втулка способна образовывать эффективное уплотнение вокруг захваченных частиц, которые в противном случае заклинили бы или заблокировали механизм клапанов других типов. Пережимные клапаны также особенно хорошо подходят для управления расходом благодаря их большому рабочему диапазону.
Большинство конструкций клапанов основаны на размещении твердого барьера на пути потока жидкости. Обычно это металлическая заслонка, шар или клин, который либо постепенно опускается вниз, чтобы закрыть отверстие на пути потока, либо защелкивается под давлением пружины. Эти клапаны хорошо подходят для управления чистыми жидкостями, но не могут работать с жидкостями с высокой концентрацией взвешенных твердых частиц из-за того, что гранулы твердых частиц имеют тенденцию забивать металлические барьеры. В этих случаях пережимной клапан зарекомендовал себя как одно из наиболее эффективных решений как для чистой воды, так и для шламовых суспензий.
Пережимные клапаны обычно состоят из металлического корпуса, оснащенного механическим затвором с ручным или электрическим приводом или подачей сжатого воздуха. точка, установленная на верхней части корпуса. Внутри корпуса расположена очень гибкая втулка, которая образует путь потока жидкости через клапан. Когда клапан приводится в действие, втулка постепенно закрывается в центре своей длины, чтобы перекрыть поток жидкости. Это сужение может быть достигнуто одним из двух способов: механически или с помощью сжатого воздуха.
Механический пережимной клапан управляется вручную путем поворота рукоятки, аналогичной задвижкам или электродвигателям. В обоих случаях рукоятка или двигатель вращает винт, приводящий в действие клапанный механизм. Этот механизм обычно состоит из двух плоских металлических стержней, один сверху втулки, а другой снизу. Когда ходовой винт вращается, он одновременно сближает оба стержня, тем самым сжимая гильзу в закрытом состоянии.
Клапаны с пневмоприводом имеют профилированную камеру, окружающую втулку. Сжатый воздух подается в камеру через электромагнитный клапан и ниппель; по мере того, как давление в камере нарастает, оно сжимает рукав до тех пор, пока он полностью не закроется. Когда клапан необходимо открыть, цикл меняется на противоположный, и воздух вытягивается, что позволяет втулке вернуться к своим размерам полного прохода. Благодаря высокой эластичности втулки и постепенному сужению, конструкции пережимных клапанов хорошо подходят для управления потоком, требующего точной регулировки в большом диапазоне расхода.