Эксплуатационное обслуживание — это тип профилактического обслуживания, используемый для продления срока службы оборудования и повышения производительности. Он включает в себя множество типов мелких регулировок, очистки и осмотров, в зависимости от машины. В то время как капитальный ремонт обычно выполняется обученными техниками, эксплуатационное обслуживание выполняется в ходе обычной эксплуатации самим оператором оборудования. Обучая операторов выполнению этих рутинных задач, компании могут помочь сократить время простоя и сократить расходы, связанные с ремонтом и заменой деталей.
Эта форма профилактического обслуживания может выполняться в любых условиях, где используются машины, оборудование или транспортные средства. Это могут быть производственные предприятия и фабрики, а также автомобильные магазины. Во многих коммерческих зданиях инженеры по отоплению и охлаждению выполняют задачи по оперативному обслуживанию печей, котлов и кондиционеров.
Некоторые обязанности по техническому обслуживанию могут быть такими же простыми, как осмотр машины для выявления любых изменений или проблем. Это позволяет оператору обнаружить потенциальную опасность, например, незакрепленные крепления или мусор, которые могут привести к аварии. Базовая очистка, включая удаление мусора или лишней смазки из машины, также считается частью эксплуатационного обслуживания.
В зависимости от типа используемого оборудования операторы также могут нести ответственность за замену изношенных фильтров или картриджей, а также за снятие и замену изношенного ремня, режущего инструмента или шлифовального камня. Эксплуатационное обслуживание может включать в себя поддержание хорошей смазки оборудования, чтобы снизить риск трения или отказа. Многие основные регулировки машины, необходимые в процессе эксплуатации, также относятся к этой категории профилактического обслуживания.
Эксплуатационное обслуживание не включает в себя более сложные ремонты и диагностику, которые оставляются квалифицированным специалистам. Например, большинство электрических неисправностей или нехватки остается на усмотрение профессионалов, а не оператора. Удаление и замена крупных или опасных компонентов также исключены из эксплуатационного обслуживания.
Предприятия получают ряд преимуществ, когда они обучают операторов оборудования выполнению основных задач по техническому обслуживанию. Как основной пользователь машины, оператор, как правило, знает уникальные особенности и качества этой машины лучше, чем кто-либо другой, и лучше подготовлен для выявления потенциальных проблем или изменений. Поддерживая машину в чистоте и работая без сбоев, он может помочь уменьшить несчастные случаи и опасность для себя и окружающих. Оперативное обслуживание также снижает вероятность поломки машины, что помогает предотвратить задержки. Наконец, обучая оператора выполнять основные задачи, компания может не только сэкономить деньги на счетах за ремонт, но и продлить срок службы оборудования, сократив расходы на замену с течением времени.