Муфта насоса — это устройство, используемое для соединения выходного вала приводного двигателя с входным валом насосного механизма. Хотя некоторые муфты насосов представляют собой жесткие цельные элементы, большинство из них имеют гибкую природу. Этот элемент гибкости допускает некоторую несоосность и осевой люфт между насосом и двигателем. Это упрощает установку насоса и снижает его износ во время работы. Существует множество типов насосных муфт, наиболее распространенными из которых являются фланец, сильфон и редуктор.
Большинство насосов приводятся в действие отдельными электродвигателями или бензиновыми и дизельными двигателями. Как силовые установки, так и насосные агрегаты обычно имеют выходную и входную мощность вращающегося вала. Для работы насоса вал привода должен быть соединен с входным валом насоса. В некоторых случаях это относительно простая операция, которую можно выполнить с помощью простого набора жестких фланцевых соединений. Однако в большинстве случаев, и это особенно верно для тяжелых промышленных насосов, требуется элемент гибкости муфты насоса.
Эта гибкость необходима для компенсации небольшого поперечного смещения и осевого люфта, которые почти всегда существуют в этом типе применения. Боковое смещение, как правило, вызывается небольшими различиями в уровнях установки между насосом и двигателем, в то время как осевой люфт или, как его еще называют, осевое смещение вызывается износом механизма насоса или скачками потока жидкости. Оба эти фактора требуют определенной податливости в муфте между насосом и моторным приводом.
Наборы жестких муфт для насосов обычно представляют собой немногим более двух муфт с фланцами, одна из которых надевается на вал двигателя, а другая — на вал насоса. Оба обычно надежно удерживаются на валах шпонками с прорезями. Два фланца имеют совпадающие отверстия, которые используются для их соединения болтами, тем самым передавая привод двигателя насосу. Гибкие муфты насосов аналогичны по общей конструкции и имеют соответствующие узлы, которые фиксируются на обоих валах. Однако основное различие между этими двумя типами заключается в гибком элементе, включенном в каждый блок.
Часто это зубчатая резиновая вставка, которая вставляется в соответствующие вырезы в отдельных соединительных узлах насоса. В некоторых случаях гибкий резиновый сильфон образует гибкий элемент, в то время как другие типы муфт включают в себя набор шестерен с неплотным зацеплением между двумя соединительными узлами. Все они служат общей цели, обеспечивая некоторую степень поперечного и осевого отклонения между валами насоса и двигателя. Таким образом предотвращается чрезмерный износ или повреждение узлов насоса и электродвигателя во время перекачки.