Многослойное стекло — это разновидность безопасного стекла, которое обычно используется для ветровых стекол автомобилей. Он состоит из двух слоев стекла со слоем пленки, называемым промежуточным слоем, между ними. Стекло разработано таким образом, чтобы оно не разбилось на острые осколки при ударе о предмет или во время аварии автомобиля.
Промежуточный слой в стекле представляет собой пленку из прочного, но податливого материала, известного как поливинилбутираль (ПВБ). . В случае, если стекло разобьется, два слоя удерживаются вместе PVB, позволяя листу в целом сгибаться и поглощать удар. Эта характеристика особенно важна для автомобильных ветровых стекол, поскольку в идеале пленка будет препятствовать проникновению предметов через стекло и возможным травмам пассажиров автомобиля. Многослойное стекло также используется в тюрьмах, ювелирных магазинах, больницах и других местах, где безопасность имеет первостепенное значение.
Французский химик Эдуард Бенедикт изобрел многослойное стекло в 1903 году. Как это иногда бывает с изобретениями, его вдохновил случай в его лаборатории. Одна из его стеклянных колб была покрыта пластическим компаундом под названием нитрат целлюлозы. Его уронили, он разбился, но не разлетелся на куски.
Основываясь на этом открытии, Бенедикт изготовил стеклопластиковый композит, который он намеревался использовать для уменьшения травм в автомобильных авариях. Однако производители автомобилей долгие годы не принимали на вооружение его изобретение. Фактически, первое широкое использование этого типа стекла было в окулярах противогазов, использовавшихся во время Первой мировой войны. Однако сегодня это гораздо более распространенное зрелище в самых разных местах.
Производство многослойного стекла стало стандартизированным по мере роста спроса на этот продукт. Обычно два слоя стекла толщиной около 0,12 дюйма (3 мм) размещают по обе стороны от слоя ПВБ толщиной 0,015 дюйма (0,38 мм). Ролики прижимают слои друг к другу, чтобы удалить любые воздушные карманы. Затем стекло нагревают до 158 °F (70 °C) в масляной бане под давлением, чтобы прочно склеить . все слои вместе.
Дополнительные слои стекла и ПВБ повысят прочность материала. Например, стекло, которое образует передние окна авиалайнеров, часто состоит из трех листов стекла толщиной 0,23 дюйма (6 мм) с толстыми слоями ПВБ между ними. Некоторые типы также используются для художественных целей, таких как стеклянные скульптуры и мозаика.