Круг контроля качества (QCC), который чаще называют просто кругом качества, представляет собой подход к управлению, который включает в себя ввод данных из ряда различных источников в структуре компании. Цель круга контроля качества состоит в том, чтобы выявить наличие конкретной проблемы с производительностью в компании, определить источники проблемы, а затем разработать процесс, который помогает исправить или решить проблему, не вызывая дополнительных проблем в других частях операционной структуры. . Этот процесс, впервые идентифицированный как особый метод управления в Японии, теперь используется в ряде компаний по всему миру, от небольших местных предприятий до многонациональных корпораций.
Формирование круга контроля качества включает в себя определение ключевых лиц с аналогичными или родственными должностными обязанностями в рамках операции. В идеале эта группа будет в состоянии наблюдать за уровнем эффективности, который имеет место в их конкретных областях знаний, и выявлять потенциальные проблемы, которые могут негативно повлиять на эту эффективность и привести к производству некачественной продукции. Для того, чтобы поделиться своими наблюдениями и получить помощь в преодолении этих потенциальных препятствий, круг обычно встречается на какой-то регулярной основе, с пониманием того, что могут происходить более частые встречи, когда и как это необходимо.
В структуре круга контроля качества группа обычно определяет фасилитатора вместе с кем-то который отвечает за ведение официальных заметок о собрании и предоставление этих документов всем сторонам, участвующим в процессе. Как правило, QCC будет включать в себя какие-то меры подотчетности, упрощающие назначение конкретных задач, связанных с решением данной проблемы, и отслеживание хода выполнения этих задач. Некоторые круги будут строго структурированными и несколько формальными, в то время как другие будут работать с более непринужденным подходом, сохраняя при этом достаточную организацию для эффективного выявления и решения проблем с качеством.
Не существует единственно правильного способа сформировать кружок контроля качества. Размер и общий характер вовлеченной компании часто влияют на организационную структуру группы. Кроме того, круг может действовать строго в качестве консультанта, внося предложения, которые владельцы и старшие менеджеры принимают во внимание. В других случаях группе контроля качества могут быть предоставлены широкие полномочия по разработке и внедрению процессов, направленных на решение проблемы качества. В этом случае круг обычно сообщает о результатах и предполагаемых действиях владельцам компании на переднем крае и предоставляет отчеты о состоянии на бэкэнде по мере приближения проблемы к разрешению.