Термин «контроллер двигателя» описывает группу электронных и электромеханических устройств, используемых для запуска и работы электродвигателей заранее определенным образом. Их можно использовать для постепенного увеличения скорости двигателя при запуске, увеличения пускового момента или изменения направления вращения двигателя. Эти этапы управления обычно необходимы из-за требований рабочей среды, конкретных требований к установке или для повышения эффективности двигателя. Контроллер двигателя может быть чем-то большим, чем довольно простой интерфейс оператора, такой как прямой пускатель, или очень сложные и автоматизированные системы плавного пуска двигателя или частотного преобразователя.
Электродвигатели составляют основу большинства промышленных и производственных сред, и их можно найти в большом количестве в большинстве подобных установок. При подаче электрического тока соответствующего номинала двигатель запускается, разгоняется до максимальной расчетной скорости и продолжает работать до тех пор, пока не будет отключено питание. Затем он будет замедляться до тех пор, пока силы инерции не преодолеют импульс ротора и двигатель не остановится. В самых простых установках подача и отключение питания — это все, что необходимо для управления, и, если используется двигатель нужного размера, система будет работать правильно, используя не более чем простую станцию запуска и остановки. К сожалению, большинство крупных и сложных установок требуют гораздо более сложного управления приводами многих механизмов.
Многие машины требуют постепенного увеличения скорости вращения во время запуска в рамках режима работы системы. Другие высоконагруженные машины, такие как подземные вентиляционные вентиляторы, лопасти которых весят много тонн, также требуют постепенного запуска, чтобы преодолеть значительную инерцию статического набора лопастей, чтобы предотвратить срабатывание двигателя и механические повреждения. Другие установки требуют, чтобы один двигатель реверсировал направление вращения по желанию или был способен работать в диапазоне скоростей при нормальной работе.
Все эти эксплуатационные требования могут быть выполнены с помощью одной из доступных моделей контроллеров моторов. Эти устройства делятся на две основные категории: электронные и электромеханические контроллеры. Блоки электронного контроллера двигателя, как правило, очень сложны и включают такие категории устройств, как плавный пуск и частотно-регулируемые приводы, которые могут постепенно увеличивать пусковые скорости и контролировать рабочие скорости. Они также могут быть запрограммированы на реагирование на широкий спектр системных входных данных или предварительно заданных рабочих условий.
Электромеханический контроллер двигателя является более простым из двух групп и обычно использует электромагнитные контакторы или реле для остановки, запуска и изменения направления вращения двигателя. В случае трехфазных пускателей звезда/треугольник их также можно использовать для преодоления высоких пусковых нагрузок путем пуска двигателя в конфигурации звезды с высоким крутящим моментом. После преодоления начальной инерционной нагрузки они переходят на более экономичную и эффективную треугольную конфигурацию с низким крутящим моментом. В некоторых старых системах управления скоростью для управления скоростью двигателя используется механическое переменное сопротивление.