ISO 9001 – это ориентированный на обслуживание клиентов стандарт управления качеством, впервые принятый в 2000 году международной организацией по стандартизации. (ИСО). Согласно стандарту, организации должны продемонстрировать способность удовлетворить или превзойти удовлетворенность клиентов с точки зрения функциональности, качества и производительности продукта. Аналогичным образом, соответствующие организации также должны строго соблюдать нормативные требования, отраслевые стандарты и передовой опыт в отношении производственных процессов и результатов. Короче говоря, стандарты ISO 9001 гарантируют, что организации предлагают качественную продукцию, одновременно поощряя и реагируя на отзывы клиентов, конечных пользователей и регулирующих органов.
Международный консенсус был использован для определения стандартов, универсально применимых ко всем организациям в отношении продуктов и услуг, отвечающих как требованиям клиентов, так и нормативным требованиям. Однако соответствия нормативным требованиям и ожиданиям клиентов недостаточно для соответствия стандартам ISO 9001. Организации также должны создавать системы и активно участвовать в инициативах по постоянному совершенствованию. Самостоятельные проверки, добровольные проверки клиентов и независимые сторонние органы по сертификации поощряются, чтобы помочь организациям в их усилиях по постоянному совершенствованию.
Стандарт ISO 9001 и его требования предназначены для применения ко всем организациям, независимо от их размера или отрасли. Таким образом, ISO не диктует, как организация должна выполнять требования, а только соблюдение руководящих требований. Общие стандарты, предоставляемые в таких условиях, позволяют каждой организации определять свои собственные уникальные процессы и средства контроля для обеспечения соответствия. Определенные пункты в тексте стандартных общих критериев, по которым организация может претендовать на исключение в редком случае неприменимого требования. Исключенные стандарты не могут повлиять на ответственность организации за обеспечение качества продукции, поскольку заявления о соответствии не подлежат отказу в сертификации по ISO 9001.
Среди семейства стандартов ISO 9000 ISO 9001, пересмотренный в 2008 г. и дополненный в 2009 г., является единственным стандартом, по которому организации могут сертифицироваться. Сертификация не является требованием соответствия, но сертификация служит для того, чтобы убедить клиентов в том, что организация действительно соответствует требованиям. Применительно к деловым средам сертификация ISO 9001 помогает вселить уверенность, особенно в ситуациях, связанных с новыми деловыми отношениями или совместными предприятиями.
Например, производственному предприятию в Соединенных Штатах может быть сложно провести комплексную проверку иностранного поставщика из-за географического положения. Знание того, что организация соответствует стандартам ISO 9001, может помочь развеять опасения. Документация, подтверждающая, что поставщик не только заявляет о соответствии, но и прошла строгую сертификацию, еще больше укрепляет доверие к новым деловым отношениям. При прочих равных условиях сертификация ISO может фактически повлиять на решение о контракте или деловых отношениях, особенно для организаций с ограниченными ресурсами для проведения комплексной проверки.