Манжетное уплотнение представляет собой пассивное механическое устройство, используемое для герметизации точек выхода вала электродвигателей и других вращающихся и возвратно-поступательных механизмов. Уплотнения предназначены для исключения проникновения пыли и влаги внутрь механизмов машин при минимальном или нулевом негативном влиянии на их работу. Большинство конструкций манжетных уплотнений состоят из жесткого внешнего корпуса, который статически сопрягается с крышкой со стороны машины, и гибкого внутреннего элемента, образующего динамическое уплотнение на движущемся валу. Жесткая часть уплотнения обычно изготавливается из тонкого металла или прочного пластика, а гибкая часть — из резины различных марок. Некоторые манжетные уплотнения имеют дополнительную пружину, намотанную на гибкий резиновый элемент, который обеспечивает дополнительное давление вокруг вала, обеспечивая целостность уплотнения.
Большинство вращающихся или возвратно-поступательных машин имеют закрытый внутренний механизм, который приводит в движение вал, используемый для передачи работы. Вал в большинстве случаев проходит через корпус машины на одном или обоих концах. Несмотря на свою важность, эти точки выхода также позволяют влаге и пыли проникать в корпус, если они не закрыты. Поскольку большинство этих машин чувствительны по своей природе, такая ситуация нежелательна. Уплотнение быстро вращающегося или совершающего возвратно-поступательное движение вала без чрезмерного трения — непростая задача, особенно если принять во внимание износ вала и возникающие в результате шероховатые, неровные поверхности.
В этом инженерном затруднении манжетное уплотнение вступает в свои права. Эти уплотнения имеют круглую форму с отверстием в центре, немного меньшим, чем вал. Они предназначены для запрессовки в торцевые щиты машины, создавая статический пыле- и влагозащитный барьер на стыке уплотнения и щита. Отверстие вала является гибким и, будучи меньше вала, немного растягивается, чтобы приспособиться к нему. Давление, создаваемое внутренней кромкой уплотнения, образует динамический барьер вдоль поверхности вала. Комбинированные барьеры эффективно герметизируют движущийся вал и внутренний механизм машины.
Конструкция манжетного уплотнения требует, чтобы оно состояло из двух частей, а именно жесткой внешней части, которая прижимается к торцевому щиту, и внутренней части, достаточно гибкой для размещения движущегося вала. Обычно это достигается путем формирования чашки из тонкой стали или жесткого пластика, а затем химическим или механическим способом приклеивания к ней мягкой гибкой резиновой юбки вдоль отверстия вала. Эта юбка достаточно прочная, чтобы оказывать достаточное давление на вал, чтобы исключить попадание пыли и влаги, но при этом достаточно гибкая, чтобы компенсировать износ поверхности вала и не снижать производительность машины. В некоторых случаях гибкая юбка манжетного уплотнения имеет встроенный отсек, в который вставлена круглая винтовая пружина, что дополнительно способствует герметизации вала.