Фрикционная передача представляет собой группу из одной или нескольких шестерен, движение которых создается за счет трения двух поверхностей. Две поверхности перемещаются в перекатывающем движении относительно друг друга, когда они вступают в контакт друг с другом. Фрикционные передачи чаще всего используются в машиностроении и автомобилях, а также в трансмиссиях автомобилей и многих другие типы машин, которые являются как простыми, так и сложными. Хотя все фрикционные передачи работают примерно одинаково, существует множество различных типов фрикционных передач, которые можно использовать в конструкции механического оборудования.
Одним из наиболее часто используемых типов фрикционных передач является шестерня с плоской поверхностью. Этот тип передач состоит из двух или более колес. Эти колеса обычно покрыты кожей или резиной.
Покрытие шестерни с плоской поверхностью позволяет шестерне создавать большее трение, когда колеса соприкасаются друг с другом. Фрикционное зацепление также можно увеличить, отрегулировав колеса. Выполнение регулировок и перемещение одного колеса по направлению к другому увеличат фрикционное зацепление. Выполнение регулировок и перемещение одного колеса от другого уменьшит фрикционное зацепление.
Еще одним широко используемым типом фрикционной передачи является зубчатая передача. Канавки на поверхности колеса увеличивают несущую способность поверхности. Когда колеса сходятся вместе, канавки зацепляются друг за друга, приводя шестерни в движение качения. Вероятно, это один из наиболее часто встречающихся примеров фрикционной передачи.
При использовании рифленой шестерни, как правило, лучше, чтобы два колеса лишь слегка зацеплялись друг с другом или едва касались друг друга. Это позволяет шестерне вращаться непрерывно с минимальным трением или без него. При перемещении слишком близко друг к другу фрикционная шестерня с канавками фактически блокируется или вращается слишком долго из-за повышенного трения.
Последним типом фрикционной передачи, обычно используемым, является коническая фрикционная передача. В этом типе фрикционной передачи вместо колес для движения используются две конусообразные усеченные части. Конусы расположены рядом друг с другом под прямым углом.
В конической передаче, когда происходит движение, движение затем передается от одного вала к другому. Чем ближе друг к другу расположены эти конусы, тем больше существует трение и, следовательно, меньше движение. Чем дальше конусы друг от друга, тем меньше трение, что увеличивает движение.