Фланцевый подшипник — это подшипник, установленный в чугунный фланец. Существует три основных типа фланцевых подшипников: круглый или квадратный фланец с четырьмя болтами; треугольный фланец с тремя болтами; и ромбовидный фланец с двумя болтами. В подшипниках используется один из четырех типов подшипников: шарикоподшипник, подшипник скольжения, игольчатый ролик и роликовый подшипник. Существуют также пластик, бронза и другие материалы, используемые для изготовления самого подшипника, на котором вращается вал. Фланцевый подшипник обычно используется для поддержки вала, который проходит перпендикулярно монтажной поверхности подшипника.
Валы могут создавать проблемы, когда высокие скорости или большие нагрузки создают изгиб вала, вибрацию и осевую нагрузку или перемещение . Это можно облегчить, применив фланцевый подшипник, расположенный таким образом, что он поддерживает вал. В зависимости от длины и скорости вала может потребоваться более одного подшипника. Часто проблема диктует, какой тип подшипника использовать для ее устранения. Другими факторами, влияющими на выбор фланцевого подшипника, являются стоимость, доступное пространство и величина радиальной силы которое будет воздействовать на подшипник со стороны вала.
Установка фланца шарикоподшипника обычно выполняется на внешнем конце вала, чтобы обеспечить плавное вращательное движение вала с низким коэффициентом трения. Чрезвычайно маленькое пятно контакта шарика в подшипнике этого типа не поддерживает вес вала, а шарикоподшипник не препятствует линейному движению. Подшипник скольжения, также известный как втулка, обеспечивает гладкую плоскую поверхность, которая помогает контролировать линейное движение вала. Фланцевый подшипник этого типа часто содержит пропитанную маслом бронзовую или нейлоновую втулку, которая не требует частого смазывания маслом или смазкой для сохранения работоспособности.
Фланцевый роликоподшипник игольчатого типа обеспечивает защиту от радиальных нагрузок, а также обеспечивает низкий профиль. На этот тип фланца может быть нанесена смазка, или он может не обслуживаться, что не требует смазки для поддержания работоспособности фланца. Фланцы роликовых подшипников обеспечивают поддержку радиальной нагрузки и препятствуют линейному перемещению вала. Большая площадь контакта длинного роликоподшипника по сравнению с шарикоподшипником позволяет роликоподшипнику с фланцем выдерживать наибольшую нагрузку из всех типов фланцев. Это обходится недешево: подшипники качения обычно стоят дороже, чем подшипники других типов.