Бортовой коносамент — это юридический документ, хранящийся на борту транспортного судна, который одновременно подтверждает получение товаров, подлежащих отправке, и дает грузоотправителю юридические полномочия на транспортировку этих товаров в заранее оговоренный пункт назначения. В самом общем смысле коносамент — часто сокращаемый BOL, BL или просто B/L — по сути является транспортным договором на перевозку товаров. Он называет и покупателя, и продавца, но фокусируется на средствах, с помощью которых товары попадают из одного места в другое. Также должны быть установлены состояние и количество товара, а также дата погрузки и предполагаемая доставка.
Бортовые BOL чаще всего используются в международных перевозках. В этих ситуациях договорное право ни одной страны не регулирует сделку. Коносамент — это способ для сторон изложить условия своего договора купли-продажи и выдвинуть требования, когда речь идет о том, как товары будут транспортироваться и доставляться.
Почти во всех случаях в импортных соглашениях обязательно участвуют не только импортер и экспортер. Сторонний грузоотправитель обычно требуется для фактической координации и облегчения транспортировки из одного места в другое. Этот грузоотправитель обычно не является стороной договора, но, тем не менее, становится ответственным за груз после получения и подписания бортового коносамента.
Основная цель BOL — подтвердить, что товары действительно были погружены на судно, как и было обещано экспортером. Экспортеру может быть трудно физически сопроводить товары к импортеру, но это обычно не означает, что экспортер перестает нести ответственность. Бортовой коносамент является одним из способов для экспортирующей компании покрыть свои базы и выполнить свои обязательства по отгрузке.
В некотором смысле бортовой коносамент подобен квитанции об отгрузке. В нем указывается, что было загружено, и доказывается, что экспортер доставил товар, как и обещал. Судоходные компании обычно должны подтверждать бортовой BOL в тот момент, когда товары загружаются в грузовые трюмы. Агенты должны пересчитать товары и проверить их качество, отметив любые повреждения или порчи. Счет обычно также содержит пункты, перекладывающие ответственность за безопасную доставку на перевозчика, но это может варьироваться в зависимости от стороны, соглашения и юрисдикции.
Если бортовой коносамент специально не считается оборотным, он также обязывает грузоотправителя доставить груз получателю, указанному в договоре. Получатель, называемый грузополучателем, обычно является импортером или назначенным агентом импортера. Это лицо отвечает за проверку бортового коносамента и сравнение его с BOL, составленным в начале сделки. Он или она должен расписаться в получении товара, если он соответствует описанию, или немедленно отказаться от него, если есть какие-либо несоответствия. В некоторых случаях грузополучатель может получить дефектный товар с опротестованием или с сохранением права отказа, хотя эти условия обычно должны быть отмечены в накладной при первой разгрузке товара.