Автомобильная промышленность охватывает широкий спектр компаний и организаций, занимающихся проектированием, разработкой, производством, маркетингом, продажей, ремонтом и модификацией автотранспортных средств. Это одна из крупнейших в мире отраслей по объему выручки (от 16% во Франции до 40% в таких странах, как Словакия).
Слово автомобиль происходит от греческого autos (сам) и латинского motivus (движение) и относится к любой форме транспортного средства с автономным приводом. . Этот термин, предложенный Элмером Сперри (1860–1930), впервые стал использоваться для описания автомобилей в 1898 году.
Автомобильная промышленность зародилась в 1860-х годах, когда сотни производителей стали пионерами безлошадных экипажей. Раннее производство автомобилей предполагало ручную сборку человеком. Процесс превратился из инженеров, работающих над неподвижным автомобилем, в конвейерную систему, где автомобиль проходил через несколько станций более специализированных инженеров. Начиная с 1960-х годов в этот процесс было внедрено роботизированное оборудование, и сейчас большинство автомобилей собираются в основном на автоматизированном оборудовании.
На протяжении многих десятилетий Соединенные Штаты лидировали в мире по общему объему производства автомобилей: большая тройка американских компаний General Motors, Ford Motor Company и Chrysler какое-то время входили в тройку крупнейших производителей автомобилей в мире, а G.M. и Ford оставались двумя крупнейшими компаниями до середины 2000-х годов. В 1929 году, до Великой депрессии, в мире эксплуатировалось 32 028 500 автомобилей, из которых более 90% производилось автомобильными предприятиями США. В то время в США приходилось один автомобиль на 4,87 человек. После 1945 года в США производилось около трёх четвертей мирового производства автомобилей. В 1980 году США обогнали Японию, а затем снова стали мировым лидером в 1994 году. Япония незначительно обогнала США по производству в 2006 и 2007 годах, а в 2008 году также Китай, который в 2009 году занял первое место (после Японии) с 13,8 миллионов единиц, хотя в 2011 году США обогнали Японию и стали второй по величине автомобильной промышленностью. В 2023 году в Китае впервые в истории было произведено более 30 миллионов автомобилей в год после 29 миллионов впервые в 2017 году и 28 миллионов годом ранее. С 1970 года (140 моделей) по 1998 год (260 моделей) по 2012 год (684 модели) количество моделей автомобилей в США росло в геометрической прогрессии.
Безопасность – это состояние, которое подразумевает защиту от любого риска, опасности, ущерба или причин телесных повреждений. В автомобильной промышленности безопасность означает, что пользователи, операторы или производители не сталкиваются с каким-либо риском или опасностью, исходящей от автомобиля или его запасных частей. Безопасность самих автомобилей подразумевает отсутствие риска их повреждения.
Безопасность в автомобильной промышленности особенно важна и поэтому строго регулируется. Автомобили и другие транспортные средства должны соответствовать определенному ряду правил, как местных, так и международных, чтобы быть принятыми на рынке. Стандарт ISO 26262 считается одной из лучших практик обеспечения функциональной безопасности автомобилей.
В случае возникновения проблем с безопасностью, опасности, дефекта продукта или неправильной процедуры во время производства автомобиля производитель может потребовать возврата либо партии, либо всего производственного цикла. Эта процедура называется отзывом продукции. Отзыв продукции происходит в каждой отрасли и может быть связан с производством или сырьем.
Испытания и проверки продукции и ее эксплуатации на разных этапах цепочки создания стоимости проводятся во избежание отзывов продукции, обеспечивая безопасность и безопасность конечного пользователя, а также соответствие требованиям автомобильной промышленности. Однако автомобильная промышленность по-прежнему особенно обеспокоена отзывами продукции, которые влекут за собой значительные финансовые последствия.
В 2007 году на дорогах было около 806 миллионов легковых автомобилей и легких грузовиков, которые ежегодно потребляли более 980 миллиардов литров (980 000 000 м3) бензина и дизельного топлива. Автомобиль является основным видом транспорта во многих развитых странах. Детройтское отделение Boston Consulting Group прогнозирует, что к 2014 году треть мирового спроса будет приходиться на четыре рынка БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Тем временем в развитых странах автомобильная промышленность замедлилась. Ожидается также, что эта тенденция сохранится, особенно потому, что молодое поколение людей (в высокоурбанизированных странах) больше не хочет иметь автомобиль и предпочитает другие виды транспорта. Другими потенциально мощными автомобильными рынками являются Иран и Индонезия.
На развивающихся автомобильных рынках уже покупают больше автомобилей, чем на развитых рынках.
Согласно исследованию J.D. Power, в 2010 году на развивающиеся рынки пришлось 51 процент мировых продаж легковых автомобилей. Исследование, проведенное в 2010 году, ожидало ускорения этой тенденции. Однако более поздние отчеты (2012 г.) подтвердили обратное; а именно, что автомобильная промышленность замедлялась даже в странах БРИК. В США продажи автомобилей достигли пика в 2000 году и составили 17,8 миллионов единиц.
В июле 2021 года Европейская комиссия опубликовала пакет законов «Пригоден для 55 лет», который содержит важные рекомендации для будущего автомобильной промышленности; с 2035 года все новые автомобили на европейском рынке должны быть автомобилями с нулевым уровнем выбросов.
Правительства 24 развитых стран и группа крупных производителей автомобилей, включая GM, Ford, Volvo, BYD Auto, Jaguar Land Rover и Mercedes-Benz, обязались «работать над тем, чтобы к 2040 году все продажи новых автомобилей и фургонов во всем мире были с нулевым уровнем выбросов, и не позднее 2035 года на ведущих рынках». Крупнейшие страны-производители автомобилей, такие как США, Германия, Китай, Япония и Южная Корея, а также Volkswagen, Toyota, Peugeot, Honda, Nissan и Hyundai, не взяли на себя никаких обязательств.
Мировая автомобильная промышленность является крупным потребителем воды. По некоторым оценкам, на один произведенный автомобиль приходится более 180 000 л (39 000 имп галлонов) воды, в зависимости от того, включено ли производство шин. Производственные процессы, в которых используется значительный объем воды, включают обработку поверхности, покраску, нанесение покрытий, промывку, охлаждение, кондиционирование воздуха и котлы, не считая производства компонентов. В покрасочных цехах потребляется особенно большое количество воды, поскольку оборудование, работающее на продуктах на водной основе, также необходимо очищать водой.
В 2022 году завод Tesla Gigafactory в Берлине-Бранденбурге столкнулся с юридическими проблемами из-за засухи и падения уровня грунтовых вод в регионе. Министр экономики Бранденбурга Йорг Штайнбах заявил, что, хотя на первом этапе водоснабжения было достаточно, после расширения объекта Tesla потребуется больше воды. Завод почти удвоит потребление воды в районе Грюнхайде: у местных властей ежегодно будет заключаться контракт на 1,4 миллиона кубических метров воды — достаточно для города с населением около 40 000 человек. Штайнбах сказал, что власти хотели бы пробурить там больше воды и при необходимости передать на аутсорсинг любые дополнительные поставки.
OICA насчитывает более 50 стран, которые собирают, производят или продают автомобили. Из них только 15 стран (жирным шрифтом в списке ниже) в настоящее время обладают способностью разрабатывать оригинальные серийные автомобили с нуля, а 17 стран (перечислены ниже) производят не менее одного миллиона автомобилей в год. (по состоянию на 2023 год).
Топ-10 (2016–2020 гг.)
Это были десять крупнейших производителей по объему производства по состоянию на 2017 год, из которых восемь крупнейших находились в первых восьми позициях с момента приобретения Fiat корпорации Chrysler в 2013 году (хотя группа PSA входила в первую восьмерку с 1999 по 2012 год и с 2007 по 2012 год). 2012 один из восьми крупнейших наряду с семью крупнейшими по состоянию на 2017 год) и пятерку крупнейших в топ-5 позиций с 2007 года по данным OICA, которое, однако, прекратило публиковать статистику производства автомобилей по производителям после 2017 года. Все десять остались входил в десятку крупнейших автопроизводителей по объему продаж до слияния Fiat-Chrysler и PSA Group в начале 2021 года; только Renault опустилась на 11-е место в 2022 году, когда ее обогнали BMW (которая стала 10-й по величине в 2021 году) и Чанъань.
Топ-20 (2013)
Это были двадцать крупнейших производителей по объему производства в 2013 году или 21 крупнейший в 2011 и 2012 годах (до слияния Fiat-Chrysler), из которых четырнадцать крупнейших по состоянию на 2012 год входили в топ-14 с 2010 года, а ранее также в 2007 и 2008 годах, до 2009 года, когда Changan и Mazda временно понизили Chrysler на 16-е место. Восемнадцать крупнейших по состоянию на 2013 год остались в топ-20 по состоянию на 2017 год, за исключением Mitsubishi, которая выпала из топ-20 в 2016 году, в то время как Geely выпала из топ-20 в 2014 и 2015 годах, но снова вошла в него в 2016 году.
Производители автомобилей обычно владеют пакетами акций других производителей автомобилей. Эти формы собственности можно изучить подробнее для отдельных компаний.
Известные текущие отношения включают: